26 Декабря 2024

Четверг, 02:35

"ДЖАЗ - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ"

Салман Гамбаров: "Понятие "джазмен" слишком девальвировалось"

Автор:

08.07.2014

Сал­ман Гам­ба­ров - твор­че­с­кая лич­ность вне пре­де­лов при­выч­ных ра­мок. Его джаз не­ве­ро­ят­но ко­ло­рит­ный, эмо­ци­о­наль­ный и за­по­ми­на­ю­щий­ся. Сам он не лю­бит, ко­г­да его на­зы­ва­ют джаз­ме­ном, счи­тая, что это по­ня­тие слиш­ком де­валь­ви­ро­ва­лось. "Я - му­зы­кант!" - объ­яс­ня­ет Сал­ман Гу­сей­но­вич. О си­ле джа­за, о му­зы­ке и хо­ро­шем вку­се R+ бе­се­ду­ет с му­зы­кан­том, ком­по­зи­то­ром, ху­до­же­с­т­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем Те­а­т­ра пес­ни им. Ра­ши­да Бей­бу­то­ва Сал­ма­ном ГАМ­БА­РО­ВЫМ.

- Ваш дед Гу­сей­на­га Га­джи­ба­ба­бе­ков был из­ве­ст­ным опер­ным ис­пол­ни­те­лем. Вы по­шли по его сто­пам и то­же вы­бра­ли му­зы­ку. С са­мо­го дет­ства меч­та­ли стать му­зы­кан­том?

- Мне все­г­да нра­ви­лась му­зы­ка. Ко­г­да я был со­в­сем ма­лень­кий, мне нра­ви­лось до­тра­ги­вать­ся до кла­виш до­маш­не­го ро­я­ля. Ес­те­с­т­вен­но, за­ме­тив мою тя­гу к му­зы­ке, ма­ма от­да­ла ме­ня в сред­нюю спе­ци­аль­ную шко­лу име­ни Бюль­бю­ля, пос­ле окон­ча­ния ко­то­рой я по­сту­пил в Го­су­дар­ствен­ную кон­сер­ва­то­рию, ко­то­рую за­кон­чил как те­о­ре­тик-му­зы­ко­вед и ком­по­зи­тор. Учил­ся в клас­се Ис­ма­и­ла Га­джи­бе­ко­ва. Мое пер­вое про­из­ве­де­ние - "Ва­ри­а­ции для фор­те­пи­а­но" - бы­ло удо­с­то­е­но I пре­мии на Все­со­юз­ном кон­кур­се ком­по­зи­то­ров в 1987 го­ду в Мос­к­ве.

Что ка­са­ет­ся мо­е­го де­да, поп-идо­ла­ми в ту по­ру бы­ли опер­ные пев­цы и ки­но­ак­те­ры, за ко­то­ры­ми "охо­ти­лись" по­клон­ни­ки и чьи фо­то­гра­фии ви­се­ли во мно­гих квар­ти­рах. Я ви­дел до­ку­мен­таль­ную съем­ку встре­чи азер­бай­джан­ской де­ле­га­ции на же­лез­но­до­рож­ном вок­за­ле Ба­ку, да­ти­ро­ван­ную 1938 го­дом. Сре­ди пев­цов, вер­нув­ших­ся с пер­вой де­ка­ды куль­ту­ры и ис­кус­ства, про­хо­див­шей в то вре­мя в Мос­к­ве, был и мой дед Гу­сей­на­га Га­джи­ба­ба­бе­ков. В ма­кин­то­шах, в ро­с­кош­ных шля­пах они вы­шли из ва­го­на, и их тут же об­сту­пи­ли лю­ди с бу­ке­та­ми. Же­ла­ю­щих уви­деть сво­их ку­ми­ров во­очию бы­ло так мно­го, что они за­ня­ли весь пер­рон. Лю­ди ос­та­ви­ли все свои де­ла и при­шли на вок­зал по соб­ствен­но­му же­ла­нию. То­г­да и ис­кус­ство бы­ло ка­ким-то воз­вы­шен­ным и глу­бо­ким.

- А как при­шли к джа­зу?

- Я на­чал слу­шать джаз лет с че­тыр­над­ца­ти. До это­го слу­шал то, что транс­ли­ро­ва­ли по со­вет­ско­му те­ле­ви­де­нию, - пес­ни Мус­ли­ма Ма­го­ма­е­ва, Майи Кри­с­та­лин­ской, Ва­ле­рия Обод­зин­ско­го. Ве­ли­ко­леп­ные бы­ли пес­ни и ис­пол­ни­те­ли! Кста­ти, пес­ни со­вет­ских ком­по­зи­то­ров мог­ли бы стать пре­крас­ной те­мой для джа­зо­вых ком­по­зи­ций. Ведь они бы­ли очень ме­ло­дич­ны­ми и ду­шев­ны­ми. Не то, что зву­чит се­год­ня с эк­ра­нов те­ле­ви­зо­ров - пес­ни "два при­то­па, три при­хло­па" с не­за­мыс­ло­ва­ты­ми тек­с­та­ми и од­но­об­раз­ны­ми ме­ло­ди­я­ми. Ны­неш­нюю поп­су ни­как не при­тя­нешь к джа­зу.

- По­че­му, по-ва­ше­му, со­вре­мен­ная поп­са ста­ла та­кой при­ми­тив­ной?

- По­то­му что в боль­шин­стве сво­ем лю­ди, про­па­ган­ди­ру­ю­щие ее, - му­зы­кан­ты, пев­цы, ком­по­зи­то­ры, - не за­ду­мы­ва­ют­ся над тем, что они де­ла­ют. У них нет вре­ме­ни на по­лу­че­ние про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, нет вре­ме­ни на из­уче­ние му­зы­ки. Все бе­ды от не­хват­ки об­ра­зо­ва­ния и веч­ной спеш­ки. Се­год­ня мож­но иг­рать на му­зы­каль­ном ин­стру­мен­те на слух, не зная нот, и мож­но не раз­би­рать­ся в му­зы­каль­ных жа­н­рах. Но ведь на од­ном та­лан­те да­ле­ко не уе­дешь. Нуж­на те­о­рия, без ко­то­рой не­воз­мож­на прак­ти­ка. Все ку­да-то то­ро­пят­ся, хо­тят по­лу­чить все и сра­зу, меч­та­ют за­ра­бо­тать по­боль­ше де­нег. Боль­шин­ство му­зы­кан­тов иг­ра­ют и по­ют те пес­ни, за ко­то­рые мо­гут за­пла­тить хо­ро­ший го­но­рар на свадь­бах. А ка­кую му­зы­ку обыч­но за­ка­зы­ва­ют на на­ших свадь­бах? Да-да, ту са­мую, ко­то­рая "два при­то­па, три при­хло­па". Не сто­ит по­та­кать без­вку­сию. Нуж­но вос­пи­ты­вать и при­ви­вать слу­ша­те­лям хо­ро­ший му­зы­каль­ный вкус сво­им твор­че­с­т­вом. От­ме­чу, что у нас есть и пре­крас­ные ком­по­зи­то­ры, ко­то­рые пи­шут очень не­пло­хие пес­ни, - Эмин Ке­ри­ми, Ва­гиф Ге­рай­за­де, Ай­тан Ис­ми­ха­но­ва. У них по­лу­ча­ют­ся очень "вкус­ные" шля­ге­ры…

- Ка­кую му­зы­ку, кро­ме джа­за, слу­ша­е­те на до­су­ге?

- Раз­ную. Глав­ное, что­бы она бы­ла ка­че­с­т­вен­ной. Из рос­сий­ских ис­пол­ни­те­лей да­же бо­юсь уже ко­го-то по­лю­бить. Как толь­ко мне кто-то из них по­нра­вит­ся - он ли­бо уми­ра­ет, ли­бо про­па­да­ет со сце­ны. В свое вре­мя с удо­воль­ст­ви­ем слу­шал Иго­ря Таль­ко­ва. Уби­ли. Очень нра­вил­ся Вик­тор Рез­ни­ков. Раз­бил­ся в ав­то­мо­биль­ной ава­рии. Лю­бил слу­шать Ан­д­рея Ми­си­на. И тот ку­да-то ис­чез. Эти лю­ди иг­ра­ли хо­ро­шую, ка­че­с­т­вен­ную му­зы­ку, ко­то­рая тро­га­ла серд­це и за­по­ми­на­лась на всю жизнь. А ны­неш­няя поп­са - пес­ни-од­но­днев­ки. Увы, со­вре­мен­ная поп­са - это лег­ко­мыс­лен­ные пе­сен­ки Укуп­ни­ка и Дро­бы­ша. И эти лю­ди уму­д­ря­ют­ся си­деть в жю­ри и оце­ни­вать мо­ло­дые та­лан­ты на раз­лич­ных кон­кур­сах! Пе­чаль­но все это…

- Что для вас джаз?

- Джаз - куль­ту­ра все­мир­ная. Это сво­бо­да, эмо­ции, ха­рак­тер. Это об­раз жиз­ни. Мно­гое ос­но­вы­ва­ет­ся на им­про­ви­за­ции, очень мно­го экс­пе­ри­мен­ти­рую над му­зы­кой, сти­ля­ми, сме­ше­ни­ем сти­лей. Ос­нов­ное - сво­бо­да мыс­ли, сво­бо­да зву­ка. Им­про­ви­за­ция - то, что рож­да­ет­ся на сце­не. Не люб­лю, ко­г­да ме­ня на­зы­ва­ют джаз­ме­ном. Я - му­зы­кант. Увы, в Азер­бай­джа­не по­ня­тие "джаз­мен" зна­чи­тель­но де­валь­ви­ро­ва­лось. Про­изо­шло это по­то­му, что пред­ста­ви­те­ли так на­зы­ва­е­мой поп­сы, ском­про­ме­ти­ро­вав­шие се­бя раз­ны­ми, не име­ю­щи­ми от­но­ше­ния к му­зы­ке, по­ступ­ка­ми ре­ши­ли пе­рей­ти в джаз. Что­бы ка­зать­ся се­рь­ез­ны­ми и ве­со­мы­ми. То же са­мое про­ис­хо­дит и в му­га­ме. Те, кто не­до­ста­точ­но хо­ро­шо вла­де­ет на­род­ны­ми ин­стру­мен­та­ми, пы­та­ют­ся пе­рей­ти в "джаз" (как им ка­жет­ся), ко­то­рый от­ча­ян­но не же­ла­ет их при­ни­мать. 

-  Как при­об­щить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние к ка­че­с­т­вен­ной му­зы­ке? Как "влю­бить" мо­ло­дежь в джаз?

- Сей­час лю­ди жи­вут в та­кое вре­мя, ко­г­да му­зы­ку мож­но ус­лы­шать прак­ти­че­с­ки вез­де. Это­му спо­соб­ству­ют ра­дио, те­ле­ви­де­ние, а так­же по­яв­ле­ние мно­же­с­т­ва лег­ко­до­с­туп­но­го му­зы­каль­но­го ма­те­ри­а­ла -  ди­с­ки, ви­део­за­пи­си. Вме­с­те с этой лег­ко­до­с­туп­но­с­тью про­ис­хо­дит обес­це­ни­ва­ние му­зы­ки. Она пре­вра­ща­ет­ся прак­ти­че­с­ки в не вос­при­ни­ма­е­мый шум. Лю­ди про­сто от­вы­ка­ют слу­шать му­зы­ку все­рь­ез. Кста­ти, джаз то­же бы­ва­ет раз­ным. Это как в ки­не­ма­то­гра­фе. К при­ме­ру, су­ще­с­т­ву­ют филь­мы Ге­ор­гия Да­не­лии, Фе­де­ри­ко Фел­ли­ни и Пе­д­ро Аль­мо­до­ва­ра. Что смо­т­реть - каж­дый вы­би­ра­ет сам. В джа­зо­вой му­зы­ке то­же мно­же­с­т­во на­прав­ле­ний и сти­лей: клас­си­че­с­кий джаз, мо­даль­ный, аван­гард, джаз-рок, кул и да­же поп-джаз и дру­гие. Ес­ли под­ро­с­ток ус­лы­шал в 13 лет, к при­ме­ру, груп­пу "Ша­ка­так" и ему по­нра­ви­лось, воз­мож­но, в даль­ней­шем он по­слу­ша­ет клас­си­че­с­кий джаз, а там и до Хер­би Хен­ко­ка не­да­ле­ко. Зна­е­те, лю­бить му­зы­ку - зна­чит, ис­пы­ты­вать по­треб­ность в об­ще­нии с нею, пе­ре­жи­вать ее, ис­пы­ты­вать ра­дость, вол­не­ние, пе­чаль, слу­шая ее. По­ни­мать же му­зы­ку - зна­чит, вос­при­ни­мать ее со­зна­тель­но, от­да­вать се­бе от­чет в ее со­дер­жа­нии и, в ка­кой-то ме­ре, фор­ме. По­ни­ма­ние при­хо­дит с го­да­ми. Слу­шать се­рь­ез­ную му­зы­ку - это ра­бо­та.

- Кто ваш слу­ша­тель?

- Сре­ди на­ших слу­ша­те­лей очень ма­ло гу­ма­ни­та­ри­ев. Джаз слу­ша­ют в боль­шин­стве сво­ем "тех­на­ри" - ай­тиш­ни­ки, хи­ми­ки, био­ло­ги, вра­чи, фи­зи­ки… Мо­жет, по­то­му, что они по ро­ду сво­ей де­я­тель­но­с­ти при­вык­ли ана­ли­зи­ро­вать и раз­мыш­лять? Увы, сле­са­ря, ко­то­рый с удо­воль­ст­ви­ем слу­ша­ет джаз, как "Го­ша, он же Го­га" из филь­ма "Мос­к­ва сле­зам не ве­рит", в жиз­ни я не встре­чал. Ес­ли фор­мат кон­цер­та по­зво­ля­ет мне са­мо­му ре­шать, что иг­рать, для на­ча­ла я за­пу­с­каю пер­вую ком­по­зи­цию-раз­вед­чи­ка, сред­нюю по слож­но­с­ти вос­при­ятия, и на­блю­даю за ре­ак­ци­ей зри­те­лей. Ес­ли чув­ствую, что му­зы­ку при­ни­ма­ют и по­ни­ма­ют, даль­ше иг­раю в свое удо­воль­ст­вие. Мне, как и лю­бо­му му­зы­кан­ту, хо­чет­ся, что­бы мою му­зы­ку слу­ша­ли и при­ни­ма­ли.

 - Как вы от­но­си­тесь к джаз-му­га­му? Се­год­ня мно­гие мо­ло­дые му­зы­кан­ты ув­ле­ка­ют­ся та­ким мик­сом… 

- Я на­зы­ваю та­кую му­зы­ку эт­но­джа­зом, как и боль­шин­ство спе­ци­а­ли­с­тов. Су­ще­с­т­ву­ет так на­зы­ва­е­мый мо­даль­ный джаз, ко­г­да му­зы­кант ис­поль­зу­ет в этом на­прав­ле­нии ла­ды азер­бай­джан­ской на­ци­о­наль­ной му­зы­ки, му­гам. Зна­е­те, это как в ку­ли­на­рии. Ка­с­т­рю­лю ис­поль­зу­ют во всех стра­нах, а что в ней мож­но при­го­то­вить, за­ви­сит от на­бо­ра про­дук­тов и при­пра­вы. Аро­мат­ные при­пра­вы и спе­ции и есть "мил­ли­змы", с ко­то­ры­ми не нуж­но пе­ре­бар­щи­вать. Ина­че блю­до по­лу­чит­ся не­съе­доб­ным. Кста­ти, у нас оши­боч­но счи­та­ют, что про­па­ган­ди­ро­вать Азер­бай­джан мож­но ис­клю­чи­тель­но че­рез на­род­ную му­зы­ку. Я не со­гла­сен с та­кой по­зи­ци­ей. Да­вай­те пред­ста­вим се­бе, что к нам в Ба­ку при­ехал му­зы­каль­ный кол­лек­тив, к при­ме­ру, из Бур­ки­на-Фа­со, ко­то­рый ис­пол­ня­ет пе­ред на­ми му­зы­ку на ба­ра­ба­нах или буб­нах. Для нас это эк­зо­ти­ка, но­вин­ка, ко­то­рая вы­зы­ва­ет лишь лю­бо­пыт­ство, и не бо­лее… А ес­ли этот са­мый кол­лек­тив не­ожи­дан­но для всех вир­ту­оз­но ис­пол­нит, на­при­мер, что-ни­будь из Рах­ма­ни­но­ва или Ба­ха? Вот это бу­дет класс! Слу­ша­те­ли на­дол­го за­по­мнят та­ких му­зы­кан­тов и стра­ну, от­ку­да они при­бы­ли. По­верь­те, мож­но удив­лять и вы­зы­вать бу­рю эмо­ций, иг­рая во Фран­ции про­из­ве­де­ния Де­бюс­си или Пу­лен­ка, в Гер­ма­нии - Ва­гне­ра или Шу­бер­та, а в Ита­лии - Вер­ди или Ви­валь­ди. Глав­ное - де­лать это про­фес­си­о­наль­но и на са­мом вы­со­ком уров­не. Как это сде­ла­ли в свое вре­мя мы с Фа­ри­дой Ма­ме­до­вой, вы­сту­пив на Бет­хо­вен­ском фе­с­ти­ва­ле в Бон­не с про­из­ве­де­ни­я­ми Шу­бер­та, Брам­са и Ма­ле­ра. Я счи­таю, что про­па­ган­ди­ро­вать свою стра­ну преж­де все­го нуж­но сво­им про­фес­си­о­на­лиз­мом. 

- Рас­ска­жи­те о твор­че­с­ких пла­нах, о но­вых про­ек­тах. На­вер­ня­ка вы ра­бо­та­е­те да­же ле­том…

- Я яв­ля­юсь ху­до­же­с­т­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем Те­а­т­ра пес­ни им. Ра­ши­да Бей­бу­то­ва. Не­дав­но мы взя­лись за со­зда­ние эс­т­рад­но-сим­фо­ни­че­с­ко­го ор­ке­с­т­ра. Уже со­бра­ли му­зы­кан­тов, ра­бо­та­ем над ре­пер­ту­а­ром, и к кон­цу го­да вы ус­лы­ши­те но­вую про­грам­му в их ис­пол­не­нии. Что ка­са­ет­ся лич­ных твор­че­с­ких пла­нов, в ию­ле от­прав­ля­юсь в Стам­бул на меж­ду­на­род­ный джа­зо­вый фе­с­ти­валь, а пос­ле - в Гер­ма­нию, Гру­зию и Ав­стрию. В на­ча­ле 2015 го­да в Ев­ро­пе вый­дет но­вый аль­бом - ре­зуль­тат на­шей со­вме­ст­ной ра­бо­ты с курд­ской пе­ви­цей Ай­нур До­ган, про­жи­ва­ю­щим в США иран­цем Ай­ха­ном Кал­хо­ром и тур­ком из Гер­ма­нии Джа­ми­лем Гоч­ги­ри. Очень ин­те­рес­ный меж­ду­на­род­ный про­ект со сме­ше­ни­ем во­с­точ­ной и за­пад­ной му­зы­ки. В на­сто­я­щее вре­мя ра­бо­таю так­же вме­с­те с ру­ко­во­ди­те­лем Те­а­т­ра ма­ри­о­не­ток Тар­ла­ном Гор­чу над но­вым про­ек­том. Го­то­вим му­зы­каль­ную по­ста­нов­ку "Лей­ли и Медж­нун" Узе­и­ра Га­джи­бе­ко­ва. Как ви­ди­те, сти­ле­вой ох­ват до­ста­точ­но ши­ро­кий, и мне в этом по­мо­га­ет то об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое я по­лу­чил не за кор­до­ном, а у се­бя в стра­не.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

677


Актуально