29 Марта 2024

Пятница, 09:16

"ИСТОРИЧЕСКИЙ НАРКОТИК"

Что именно армянские "исследователи" пытаются вычитать в Московском договоре?

Автор:

15.07.2014

В Армении обсуждают очередную "историческую сенсацию". Газета "Еркрамас" опубликовала статью ныне покойного армянского дипломата Левона Эйрамджянца. Правда, статья эта была написана еще в 2001 году, но в Ереване уверены, что актуальности она не потеряла. Шутка ли - Левон Эйрамджянц взялся доказать, что Московский договор 1921 года, оказывается, был заключен всего лишь на 25 лет и в 1946 году его действие истекло. И теперь уже другое ереванское издание - "Лрагир" - изрекает: "Это основной договор, разделяющий Армению, и в год 100-летия армянского геноцида постепенно назревает необходимость его ревизии. Левон Эйрамджянц утверждает, что этот договор и некие тайные секретные протоколы к ним мало изучены и не выносятся на публичное обсуждение. Между тем в этих договорах присутствуют все основания для объединения Западной и Восточной Армении".

Это тот случай, когда авторам подобных заявлений лучше всего вернуться в реальность. Ответы на вопросы, существуют ли действительно "тайные протоколы", о которых говорил Эйрамджянц, на какой срок был подписан Московский договор и т.д., безусловно, могут представлять определенный интерес. Но, во-первых, только в том случае, если здесь можно оперировать достоверными фактами и серьезными доказательствами, а не весьма туманными домыслами и предположениями. А во-вторых, уже после 1921 и 1946 годов появилось множество документов, которые закрепляют границы Турции. Словом, практического смысла изыскания Эйрамджянца не имеют.

Однако восприятие этого факта в армянской среде имеет свои особенности.

Как известно, именно Московский и Карсский договоры определили конфигурацию советско-турецкой границы, которую теперь "унаследовала" Армения. Они же оговаривают статус и границы Нахчыванской АР, на которую также претендовала Армения. И самое главное, именно эти договоры отправили в тишину библиотек, а вернее сказать, на свалку истории Севрский договор и нашумевшее "арбитражное решение Вудро Вильсона", согласно которому на территории шести восточноанатолийских вилайетов предполагалось слепить "Западную Армению" ("Восточную" создавали на землях азербайджанского Иреванского ханства). Накануне Первой мировой войны в европейских столицах открыто именовали Османскую империю "больным властителем Босфора", строили планы раздела ее земель, не особенно скрывая намерений "загнать османов в вилайет Конья". Ради реализации этих планов всячески обхаживали армянских лидеров, обещая им золотые горы вообще и "Западную Армению" на землях турецкой Восточной Анатолии в частности. И уже в разгар войны в европейских столицах плодились, как грибы после дождя, разного рода "комитеты помощи армянским беженцам" и заодно, в качестве необходимого "пиара", усиленно раскручивался миф о "геноциде армян". И первоначально все, казалось бы, шло по плану. Османской империи был навязан унизительный Севрский договор, который, по сути, уничтожал турецкую государственность, а для армянских лидеров означал исполнение сокровенных надежд создать свое государство на чужих землях.

Только вот никто тогда не планировал, что вскоре в Турции начнется новая война - война за независимость, и армия Мустафы Кемаля паши, раздетая, разутая, плохо вооруженная, начнет уверенно теснить интервентов из Антанты. А потом началось осознание новой реальности, которая для армянских политиков означала крушение всех надежд. С республиканской Турцией надо было договариваться о границах и режиме судоходства в Босфоре, словом, вести дипломатический торг. Где армяне из ценных союзников превратились в докучливую проблему. Первой договор о новых границах подписала Москва. Затем уже в 1923 году на смену Севрскому договору пришли Лозаннские соглашения, закрепившие совсем другую "конфигурацию" границы Турции с Советской Россией, а значит, и с Арменией в ее составе. Об обещаниях, которые в столицах стран Антанты накануне войны щедро раздавали армянским лидерам, было решено попросту забыть. Правда, забвение это было частичным. Естественно, никто не торопился публично каяться и признавать, что такие уважаемые политики, как Ллойд-Джордж и Вильсон, попросту обманывали аудиторию, рассказывая о "резне армян", которых "цивилизованному миру" надлежало спасать. Не произошло и роспуска всех бесчисленных "армянских комитетов". Было другое - "армянский вопрос" был выброшен из реальной политики. А с этим уже не пожелали мириться в армянских кругах, где до сих пор лелеют надежды на реанимацию Севрского договора. Более того, официальный Ереван до сих пор отказывается признать Московский и Карсский договоры, а на гербе Армении по-прежнему изображен расположенный в Турции Агры-Даг - "библейский Арарат".

Нельзя не обратить внимания, что о статье Эйрамджянца, которая, напомним еще раз, была написана в 2001 году, вспомнили на небезынтересном фоне. В 2015 году Армения будет отмечать столетие "геноцида", и здесь не сомневаются, что эту историческую дату удастся "конвертировать" в реальные политические претензии к Турции. Более того, начало армяно-турецкого диалога, похоже, окончательно убедило ереванских "политтехнологов", что Турция, дескать, капитулировала перед "международным давлением", и это самое примирение будет идти исключительно на условиях Еревана. Понятно, что эти надежды не сбылись, да и не могли сбыться, и в результате неконструктивной позиции Армении армяно-турецкий диалог заглох окончательно. Однако факт остается фактом: в Ереване немало тех, кто по-прежнему всерьез рассчитывает на пересмотр Московского и Карсского договоров. Во всяком случае в Ереване напоминают, что еще в 2013 году указом президента Армении была создана государственная комиссия, которая должна подготовить "правовую папку" для переговоров с Турцией. Эту комиссию возглавил экс-генпрокурор Армении Агван Овсепян, который на одном из первых совещаний прямо заявил, что не исключает выдвижения к Турции территориальных притязаний. Иначе говоря, в сегодняшней Армении "изыскания" вокруг Московского и Карсского договоров превратились в этакий "исторический наркотик", с помощью которого местные политики из числа приверженцев "партии войны" убеждают сограждан, будто реанимация Севрского договора по-прежнему возможна.

Только вот при этом не стоит забывать, что территориальные претензии - это априори слишком опасная политическая игра. Особенно с учетом армянской специфики, где для "привлечения внимания мировой общественности к армянской трагедии" без колебаний использовали террор. И тот же Эйрамджянц с восторгом писал в своей статье, что "в середине 70-х в основном в Европе, а также в США и Канаде началась волна террористической деятельности Армянской секретной армии освобождения Армении (АСАЛА), целью которой было привлечь внимание международной общественности к факту "геноцида армян". Акции проводились в основном против официальных турецких дипломатических представительств и лиц. Надо признать, что эта волна тогда действительно оказалась эффективной в плане того, что судебные разбирательства в европейских судах над террористами привели к достаточно серьезной популяризации в Европе исторического факта "геноцида". И это как минимум не позволяет исключать, что террористические методы могут быть использованы Арменией вновь. Прежде всего потому, что "обосновать" свои претензии к Турции легальными методами она вряд ли сможет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

660


Актуально