Автор: Фуад ГИЛАЛОВ Баку
- Последние годы официальный Баку уделяет большое внимание развитию отношений со странами Южной Америки. Чем может быть обусловлен интерес Азербайджана к столь далекому региону? Что может привлечь внимание правительства и бизнеса этих стран в Азербайджане?
- Азербайджан является самой успешной страной Кавказа с точки зрения растущего влияния на международной арене. Южная Америка, в частности Аргентина и Бразилия, положительно восприняла расширение интересов Азербайджана в регионе. Азербайджан разработал три аспекта своей внешней политики - политический, экономический и культурный. Открытие за последние годы посольств Азербайджана в Аргентине, Бразилии и Уругвае является хорошим показателем тесных отношений с регионом. У Аргентины, Бразилии и Колумбии также имеются посольства в Азербайджане. С культурной и экономической точек зрения Азербайджан, который лидирует в региональном масштабе и межкультурном диалоге, разработал разумную стратегию общественной дипломатии, способствуя пропаганде азербайджанского исторического и культурного наследия, а также инвестиционному климату в стране.
С другой стороны, например, открытие кафедры азербайджановедения на факультете Евразии Института международных отношений при Национальном университете Ла Платы является одним из основных показателей растущего присутствия Азербайджана в регионе.
- В прессе прошла информация, что в ходе недавнего визита главы Армении Сержа Саргсяна в страны Латинской Америки одним из обсуждаемых вопросов было лоббирование признания "Нагорно-Карабахской Республики". Как вы думаете, насколько это реально, учитывая, что у самой Аргентины есть нерешенный территориальный конфликт?
- Аргентина никогда не признает независимость Нагорного Карабаха хотя бы по той причине, что, как вы упомянули, у нас самих есть оккупированные территории - Мальвинские острова. У карабахского и мальвинского вопросов есть общие черты, потому что они оба связаны с территориальными конфликтами. Однако их история, особенности и возможные пути решения разные. В обоих конфликтах основной подход - принцип территориальной целостности. Другая общая позиция заключается в том, что обе страны хотят мирного разрешения этих конфликтов.
В случае Мальвинских островов Великобритания оккупировала эту территорию в 1833 г., в то время как Нагорный Карабах и прилегающие территории Азербайджана были оккупированы в начале 1990-х годов.
Результатом конфликта в Нагорном Карабахе стало принудительное выселение местного населения на другие территории Азербайджана. А на Мальвинских островах живут люди, переселенные туда из Великобритании, чтобы заполнить территорию; они не вынужденные переселенцы. Другим отличием является то, что Аргентина сама же начала и проиграла войну в 1982 г., тем самым затруднив переговоры по суверенитету островов, в то время как Азербайджан подвергся оккупации своей территории. Плюс ко всему мировое сообщество и международные организации поддерживают территориальную целостность Азербайджана.
- Недавно президент РФ Владимир Путин находился в турне по странам Южной Америки. В условиях охлаждения отношений между Россией и Западом может ли данный визит стать началом тесных взаимоотношений стран региона с РФ в противодействие политике США?
- Латиноамериканские страны всегда использовали двусторонние отношения с Россией, а еще раньше с Советским Союзом для сбалансирования или ограничения гегемонии США в регионе. Тем не менее, в течение последних десяти лет влияние России растет в различных областях, включая политику, экономику и военную промышленность. Многомерный подход к этому региону со стороны России вызывает разную реакцию.
Страны с правительствами левого толка, особенно члены Боливарианского альянса, такие как Венесуэла, Боливия, Куба и Эквадор, в подписании различных соглашений с Россией видят возможность сдерживать влияние Соединенных Штатов в регионе. К примеру, Венесуэла приобретала винтовки, танки, самолеты, бронетехнику и артиллерийские системы в России с 2001 г. Причем Россия сочла возможным аннулировать более 85% долга, начисленного еще с советских времен. Левоцентристские правительства Аргентины и Бразилии в свою очередь желают видеть в лице России нового партнера, стремясь ограничить влияние США и снижая при этом круг обязательств в таких сферах, как оборона или безопасность. США слишком чувствительны к этим вопросам.
В этих странах поддержание взаимоотношений с Россией основано на встречах высокого уровня, сотрудничестве в рамках G20 и возрастающем уровне торговли.
И, наконец, страны Тихоокеанского альянса, такие как Чили, Перу и Мексика, будучи основными союзниками США в регионе, с настороженностью рассматривают усилия России по расширению своего влияния здесь.
Визит Путина в Латинскую Америку является продолжением непрерывных усилий, предпринимаемых Россией, интереса к региону.
- В этом году предстоят президентские выборы в ряде стран Южной Америки, в том числе Аргентине и Бразилии. Что может поменяться в политике этих стран после выборов?
- Выборы 2014-2015 гг. в странах Южного конуса могут стать определяющими на ближайшие годы в Латинской Америке. Тем не менее, политическая обстановка пока не ясна, особенно в Бразилии и Аргентине. В Чили Мишель Бачелет выиграла президентские выборы и вернулась на второй срок после четырехлетнего перерыва. Победа Бачелет обеспечит продолжение внешнеполитического курса, более близкого Латинской Америке, чем в бытность правоцентристского правительства бывшего президента Пиньеры. Поражение Бразилии на чемпионате мира по футболу изменило сценарий в стране. Президент Бразилии может быть не переизбрана на второй срок, что будет концом власти Рабочей партии во внутренней политике. Ее главным соперником является экономист Аэсиу Невес из партии социал-демократов. Невес принадлежит к традиционной политической элите и в случае избрания президентом его внешнеполитическим приоритетом будет развитие отношений с США и их западными союзниками. И, наконец, политическая эра киршнеризма в Аргентине подходит к концу. Президент Кристина Киршнер не может быть переизбрана, и народу нужно будет выбрать нового человека на этот пост.
Конечно, сейчас сложно делать прогнозы, но основные кандидаты на пост президента, в отличие от киршнеристов, имеют традиционно положительные взгляды по поводу взаимоотношений с США и европейскими странами. Если в эпоху Киршнер отношения с США были сложными, то, весьма вероятно, будущий президент будет добиваться сближения с американцами для поиска финансовой поддержки и зарубежных инвестиций.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: