17 Апреля 2024

Среда, 02:34

РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

На вопросы R+ отвечает эксперт по вопросам постсоветского пространства Университета Северной Дакоты (США) Томас АМБРОСИО

Автор:

05.08.2014

- Согласно сообщениям СМИ, Конгресс принял закон о предотвращении российской агрессии, предоставляющий Украине вместе с Молдовой и Грузией статус союзников, не входящих в НАТО. Кроме того, конгрессмены предлагают усилить военное сотрудничество с Азербайджаном. Как бы вы прокомментировали это решение? Какую помощь могут США предоставить Азербайджану в связи с этим? 

- Хотел бы кое-что уточнить. Данный законопроект представлен в Комитет по международным связям. Его прохождение в Сенате выглядит маловероятным, так как демократы, контролирующие Сенат, вряд ли его пропустят. Кроме того, это скажется на политике президента Обамы в отношении России, к чему он, вероятно, не отнесется  положительно. 

Тем не менее даже если этот законопроект пройдет, он будет иметь больше символическое, чем практическое значение. Хотя этот документ предусматривает некоторые военные преимущества, такие как расширение определенных военных поставок, но  не создает никаких обязательств со стороны США по защите этих стран. Этот шаг может обострить отношения между этими странами и Россией, что не повысит обороноспособность этих стран и не повлияет существенно на мышление российских военных.

- Велика ли вероятность того, что традиционно сильное армянское лобби в Конгрессе будет чинить препятствия для этого военного сотрудничества? 

- Конечно, армянское лобби собирается выступить против всего, что будет способствовать улучшению отношений между США и Азербайджаном. Тем не менее его влияние в Вашингтоне значительно ослабло с тех пор, как произошли события 11 сентября и отношения Америки со светским, прозападным союзником взяли верх над местным лобби, которое оказалось бессильным увязать свою повестку дня с американскими интересами безопасности. Это обстоятельство будет продолжать препятствовать намерениям армянского лобби.

- В интересах ли  Азербайджана тоже добиваться того же статуса союзника США, который конгрессмены предлагают Украине, Грузии и Молдове? 

- Если Баку готов жить с последствиями этого шага. А эти последствия будут, в том числе, заключаться в раздражении России, не суля при этом какой-либо существенной военной выгоды. Главное, что нужно иметь в виду, что США лишь абстрактно привержены территориальной целостности и суверенитету союзников, не входящих в НАТО, тогда как Россия полностью привержена сохранению своего влияния на Кавказе. Произойди дипломатический или военный конфликт с Россией, США не будут вставать на защиту Азербайджана. Баку всегда должен помнить о грузинских уроках 2008 года.

- В целом, какое влияние события в Украине могут оказать на Южный Кавказ? 

-  Особенно после того, как был сбит самолет "Малайзийских авиалиний", Европа встала перед фактом, что Россия недоброжелательна к Европе и неконструктивна. Это может иметь определенное влияние на Европу и реакцию Америки на развитие отношений России с Южным Кавказом. Тем не менее для народов бывшего Советского Союза урок из того, что происходит в Украине, должен быть предельно очевиден: Соединенные Штаты не собираются предпринимать никаких действий, выходящих за рамки чисто символические. Если же говорить о Европе, их действия будут еще слабее.

- Но можно ли рассчитывать на то, что США после украинских событий станут более активными в карабахском урегулировании? И вообще насколько плодотворным это вовлечение может быть? 

- Нет. До тех пор, пока не происходит открытых вооруженных действий, США будут сохранять ту же самую степень "вовлеченности" в карабахский замороженный конфликт, что и на протяжении последних двух десятилетий: риторическую поддержку урегулирования, в том числе продолжения Минского процесса, но без расходования политического или дипломатического капитала для продвижения этого процесса. 

- Тогда какой вы видите роль США на Южном Кавказе в обозримом будущем? 

- Южный Кавказ, попросту говоря, не входит в список приоритетных регионов для американских интересов. Нужно рассматривать ситуацию в зависимости от контекста. Ближний Восток вновь пылает от боевых действий между Израилем и ХАМАС и террористической организации (ИГИЛ), которая, похоже, еще более радикальна, чем "Аль-Каида", и захватывает территории в Сирии и Ираке. И это еще дополнение к общему хаосу на Ближнем Востоке. Ситуация в Европе осложняется гражданской войной в стране с населением 45 миллионов человек (Украина), второй по величине на континенте. Китай наращивает деятельность в Восточной Азии, претендуя на огромные территории в районе Южно-Китайского моря. Новый премьер-министр Японии взял на вооружение более жесткую внешнюю политику. Внимание и дипломатический капитал Америки ограничены всем этим. Хотя это противоречит взглядам Баку, Тбилиси и Еревана, очевидно, что в Вашингтоне не отводят приоритетное место этому региону.

- Интересно также было бы узнать о вашем видении дальнейшего развития американо-азербайджанских отношений при новом после США, которым, по всей видимости, станет Роберт Секута.

- По большому счету я бы не придавал какого-то предпочтения кандидатуре одного посла над другим. В конечном счете посол руководствуется директивами из Госдепартамента и Белого дома. Таким образом, американские интересы, а не дипперсонал будут определять глубину и масштабы сотрудничества США и Азербайджана.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

565


Актуально