19 Мая 2024

Воскресенье, 04:33

ДВА ШАРИФА

Преодолеет ли Пакистан очередной виток внутриполитической напряженности?

Автор:

09.09.2014

В Пакистане вновь неспокойно. С середины августа в этой стране не утихают демонстрации с требованиями отставки премьер-министра Наваза Шарифа.

В ходе столкновений в крупных городах Пакистана пострадали уже свыше 300 человек. Протестующие требуют отставки премьера Наваза Шарифа, обвиняя его в коррупции и фальсификации состоявшихся в прошлом году парламентских выборов. Недовольство населения вызывают и социальные проблемы, в частности высокий уровень безработицы и частые перебои с электричеством.

Во главе протестующих стоят глава партии "Пакистан Техрик-е Инсаф" ("Пакистанское движение за справедливость") Имран Хан и лидер религиозного движения "Минхаджул Коран" ("Путь Корана") Тахир уль-Кадри. Они объявили о начале "движения гражданского неповиновения" и призвали своих сторонников не подчиняться властям до ухода в отставку действующего кабинета министров.

Оппозиционерами были предприняты попытки захвата резиденции правительства и штаб-квартиры гостелерадиокомпании в центре Исламабада. Однако армейские части и спецподразделения полиции вытеснили протестующих и взяли под свою защиту органы государственной власти.

Генералитет во главе с начальником штаба сухопутных войск Рахилем Шарифом выразил "серьезную озабоченность как глубиной текущего политического кризиса в стране, так и теми насильственными действиями, в которые он в итоге вылился, что привело к большому числу пострадавших и людским потерям". Между тем есть все основания полагать, что именно армейское командование Пакистана - традиционно самая влиятельная сила в стране - стоит за антиправительственными протестами, поскольку заинтересовано в ослаблении позиций главы кабинета.

Премьер-министр Наваз Шариф в третий раз возглавил пакистанское правительство в июне прошлого года. Его первое восхождение на премьерский пост состоялось еще в 1990 году, после отстранения предыдущего главы правительства Беназир Бхутто. Но в 1993 году сам Наваз Шариф был смещен с должности премьера из-за обвинений в коррупции и организации убийств политических оппонентов. Смещение премьера было отменено верховным судом, однако армия это судебное постановление не поддержала.

Во второй раз Наваз Шариф был назначен главой правительства в 1997 году, но через два года его вновь отстранили от власти - на сей раз в результате военного переворота, который был организован командующим армией Первезом Мушаррафом. Тем самым армия вновь продемонстрировала свое нежелание видеть Шарифа во главе правительства.

Последующие несколько лет Наваз Шариф провел в эмиграции в Саудовской Аравии. 11 мая прошлого года в Пакистане были проведены парламентские выборы, которые обернулись первой за почти 70 лет сменой правительства в этой стране мирным путем. Победу одержала возглавляемая Навазом Шарифом (он вернулся на родину в 2007 году) Пакистанская мусульманская лига.

Сейчас на повестке стоит вопрос о том, сможет ли Наваз Шариф досидеть до конца своего премьерского срока или же вновь будет вынужден уйти в отставку? Актуальность этого вопроса подогревается расхожим мнением о том, что Наваз Шариф является политиком, который мастерски умеет приходить к власти, но не умеет ее удерживать.

Однако в чем причина сложных взаимоотношений между Навазом Шарифом и армейским командованием? Ответ очевиден: в стремлении политика ограничить влияние военных на сферу государственного управления. Наваз Шариф приблизился к установлению гражданского контроля над политикой в области безопасности. С этой целью он даже вступил недавно в переговоры с организацией пакистанских талибов ("Техрик-е Талибан Пакистан"), которая раньше пользовалась финансовой поддержкой Исламабада, но в 2007 году, после выступления против пакистанского государства, столкнулась в вооруженном конфликте с армией Пакистана. Переговоры Наваза Шарифа с талибами прекратились после июньского нападения последних на аэропорт Карачи. Армия немедленно развернула боевую операцию против талибов в провинции Вазиристан, указав заодно Шарифу, что сфера безопасности - вовсе не его прерогатива. 

Не менее важную роль в ухудшении отношений между Навазом Шарифом и военным командованием сыграл судебный процесс, начатый правительством против экс-президента страны, отставного генерала Первеза Мушаррафа по обвинению в государственной измене. Мушарраф хоть и был отстранен от власти, но все же продолжает пользоваться авторитетом в военной среде, воспринимающей посягательство на свободу генерала в качестве серьезного удара по внутриполитическим позициям самой армии.

Еще один фактор армейского недовольства полическим курсом Наваза Шарифа - стремление последнего существенно улучшить отношения с Индией, традиционным противником Пакистана. Достаточно отметить, что Наваз Шариф стал первым премьер-министром Пакистана, который присутствовал на инаугурации главы индийского правительства во время поездки в Дели в прошлом месяце.

С учетом всех этих противоречий между генералитетом и главой правительства Пакистана ряд наблюдателей полагают, что оппозиционные лидеры - Имран Хан и Тахир уль-Кадри, популярность которых все же уступает масштабу влияния Наваза Шарифа, не решились бы бросить правительству вызов, не получив добро от военного командования. В пользу этого мнения говорит и то, что выдвигаемое против правительства обвинение в фальсификации прошлогодних выборов озвучено столь бескомпромиссным образом почему-то не сразу после официального оглашения результатов голосования, а более чем через год после начала деятельности кабинета Наваза Шарифа.

Безусловно, у премьера есть достаточно политических ресурсов, чтобы пережить нынешний кризис. Но его позиции, несомненно, будут ослаблены. И, судя по всему, именно это, а не свержение действующего правительства является целью военного командования. Генералитет понимает, что переворот может обернуться серьезнейшей эскалацией внутриполитического противостояния, поскольку премьер все еще пользуется немалой поддержкой среди населения. Однако гражданский конфликт в Пакистане совершенно ни к чему военным в условиях продолжающегося противостояния с талибами. Так что антиправительственные акции последних недель вряд ли приведут к каким-либо революционным изменениям в Пакистане. Тем более неверно проводить аналогии между протестными акциями в Пакистане и "революциями" в ряде арабских стран. Хотя бы потому, что в Пакистане отсутствует столь необходимый для "революционного сценария" персонаж, как многолетний тиран, о свержении которого только и мечтают многомиллионные массы.

Скорее всего в Пакистане будет запущен процесс по налаживанию внутриполитического согласия. Первым шагом на этом пути можно считать встречу Наваза Шарифа с генералом Рахилем Шарифом. Вероятно, они обсуждали условия, на которых армия поддержит гражданские власти. Военные, несомненно, будут добиваться, чтобы премьер не вмешивался в вопросы безопасности, что имеет для генералитета особое значение еще и по причине вывода войск международной коалиции из Афганистана. Ведь Пакистан, как и весь регион, может остаться один на один с угрозой распространения террористической опасности.

Для такой огромной страны, остающейся под прицелом различных экстремистских и террористических организаций, переживающей острейшие социальные беды, вся эта ситуация ребром ставит задачу выживания пакистанского государства. Учитывая статус Пакистана как обладателя ядерного оружия, эта задача имеет чрезвычайно важное значение для всей глобальной безопасности.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

427


Актуально