3 Мая 2024

Пятница, 09:04

В ПОРОЧНОЙ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Каким видит человеческое бытие художник афганского происхождения Реза Хазаре?

Автор:

23.09.2014

"Анестезия" - слово греческого происхождения. И в буквальном смысле означает отсутствие чувствительности. Можем ли мы взгляд афганского художника, родившегося в иранском городе Захедане, назвать беспристрастным? К своим двадцати семи годам, в 2005 году он успел окончить тегеранскую Школу изобразительного искусства, а затем, в 2012-м, Азербайджанскую государственную академию искусств. В Баку, где несколько веков, обогащая и дополняя друг друга, уживаются традиции восточной и европейской школ изобразительного искусства, ему, пожалуй, комфортнее всего - и жить, и заниматься творчеством. Сформировавшись в странах с традициями ислама, он пытается переосмыслить мир XXI века, который все чаще и чаще потрясает сознание человека разного рода инсинуациями, направленными на подрыв  нравственных ценностей, наработанных человечеством в веках. И в эти дни в Баку в галерее "YAY" проходит персональная выставка художника афганского происхождения Резы Хазаре. 

Жанр, в котором работает художник, - концептуальная живопись. В основе - технические приемы восточной миниатюры, где пространство лишено перспективы, сюжет выражен посредст-вом знаков-символов, взаимодействия персонажей - их отношением к событию. XXI век - это время художников-концептуалов. Реалистическая живопись сегодня - это дань европейской традиции прошлого. В этом жанре все меньше и меньше авторов, желающих выразить свое отношение к миру. Все чаще и чаще мысль-отношение, мысль-оценка, мысль-протест выражаются посредством художественных символов и метафор. А это дает зрителю простор для фантазии и возможность вычитать то, что волнует автора. Концептуальный взгляд Резы Хазаре на проблемы XXI века связан с переосмыслением тех нравственных установок, которые он получил в процессе собственного становления. Именно так "вычитывается" направленность его авторской мысли. В мире, который он хорошо знал с  детства, все было на своих привычных местах: мужчины, женщины, старики и дети. У каждого - свое предназначение в жизни и свои обязанности. Но и в том привычном мире всегда были свои подводные течения и свои двойные стандарты, лукавство и искушение пороком. Мир человека многомерен!

Чтобы там ни говорили мужчины о мироздании, как бы ни отзывались об отношениях мужчин и женщин, к каким уловкам ни прибегали бы, дабы укротить непокорный нрав слабого пола, все их помыслы - тайные и явные - связаны именно с ними, представительницами женского пола! Какую бы значимость ни придавали мужчины всему тому, что вершится ими в подлунном мире, женщины занимают большую часть их жизни. И так было всегда. Век XXI вторгся и в эту сферу человеческого бытия, значительно сместив акценты в сторону тех позиций, которые во все времена считались греховными: однополых браков и отношений.

 

Мир мужчин

"Анестезия №4"

Вот два восточных мудреца ведут увлеченный разговор. О чем он? Одежда и возраст персонажей предполагают серьезность структуры момента, важность решаемых вопросов. Но что в помыслах и инстинктах? Искушение. Искушение плотским грехом. У одного персонажа в подкорке сознания - нечистый, нашептывающий то, от чего правоверному следовало избавляться как от скверны! Естество же второго уже захвачено в плен фантазийного сладострастия! Их возраст не позволяет им признать свое нравственное падение даже на уровне мысли-желания! Поэтому они лишены зрачков. Глазницы же не выражают душу. Однако помыслы их устремлены к женщине! Это, конечно, греховные помыслы. Но этот грех из разряда традиционного греха.

 

"Анестезия №1"

Вот двое мужчин. Они отлично осознают, что делают и на чем сконцентрированы их помыслы и желания. Полуухмылка, недобрый хищнический взгляд, вместо пальцев - когти-прихватки. За спиной - фигура сидящей женщины.У нее нет головы. Но есть тело с выпуклыми формами, которые скрыты полосками ткани. Так пеленают египетских мумий. Вожделение этих мужчин, с хорошо развитым инстинктом прихвата, не имеет конкретного адреса. Оно просто живет в них. Там, за их затылками, - еще одна мужская голова. И можно только предполагать, кому она принадлежит! Между мужчинами и женщиной - набор хромосом. Это строительный материал для новой жизни. Но хромосомы претерпевают какую-то перестройку. Какую? Что в результате таких отношений будет отправлено в мир? И кто несет за это ответственность? Отношение мужчин к женщине как к товару образует новый виток в сонме человеческих грехов в век Миллениума.

 

"Анестезия №10"

На первом плане во всю величину роста - две мужские фигуры, прильнувшие головами друг к другу. Впрочем, одна из этих фигур, раздваиваясь, образует некую ипостась с двойным стандартом жизненных устремлений.  По-спортивному подтянутая фигура имеет два тела, две головы и два лица. Это один и тот же мужчина. Но вот он - для всех, и вот он - для своего друга. Что это? Дань модному  течению однополых отношений или протест автора против укореняющейся тенденции? Там, на заднем плане, спиной к зрителю уходит женщина. В ее фигуре нет привлекательного изя-щества, нет притягательной красоты. Она - одна из многих. Ничем не примечательная женщина из толпы. На переднем же плане в левом углу - женская голова. Черты лица далеки от совершенства, но в них есть та утонченность, которая делает женщину женщиной. Длинная тонкая шея - не что иное, как материал для игровых кубиков (зары). Женщина - шея, мужчина - голова. Они взаимосвязаны. Но как лягут кости в игре под названием жизнь? Набор хромосом бесполезными сплетениями зависает в воздухе. Поля женского и мужского начал не пересекаются. Проблема, которую ни-кто не хочет признавать. И, может быть, большая часть ответственности за вырождение традиционных взглядов на структуру отношений полов лежит все-таки на женщине? Ведь это она не хочет видеть то, что происходит вокруг нее, ведь это у нее нет зрачков, которыми  можно было бы заглянуть в душу: собственную и мужчины, который мог бы оказаться рядом. В правом верхнем углу сторонние наблюдатели: мужчины и женщины. Общество. С их  молчаливого согласия происходит то, что давно уже принято называть подменой истинных ценностей. Впрочем, во все времена так было: страшныемировые преступления происходили с молчаливого согласия тех, чей голос мог быть услышан.

 

Мир женщин

"Анестезия №12"

Женщина в синем платье удручена и растеряна. Ее поза, прижатая к груди правая рука и темные провалы глаз, лишенные зрачков, говорят о том, что двое, стоящие у нее за спиной, искушают ее. Каждый по-своему. Один из них зловещ и инфернален (буквально: "ад" или "грязь"). Он похож на демона. Второй - на мачо-соблазнителя. У них одна и та же цель. И она, похоже, будет достигнута. Третьего для женщины не дано. Нет света. И нет вариантов.  Вот она, страшная безысходность реалии. Женщине все равно не избежать нравственного падения. Мир мужчин не оставляет ей выбора…

 

"Полет в апатию" 

В карминно-розовом пространстве две зависшие фигурки женщин. Они некрасивы и неизящны. В них нет того манящего магнетизма, который завораживает и заставляет смотреть, не отрываясь. В них нет той внутренней красоты, которая заставляет забыть о внешнем несовершенстве. Глаза ничего, кроме мрачной тоски, не выражают. Тушь, стекающая с ресниц, придает их внешности еще более драматичный и отрешенный вид. Ни желаний, ни надежд, ни устремлений! Нет места для любви и нет желания любви. Им не нужны мужчины, они даже самим себе не интересны. Душевная пустота может быть разрушительной!

 

"Анестезия №9"

Две женщины. Они давно знакомы. Одна - в платье, другая - в леггинсах и футболке. У этих двоих - проблемы. Они явно не испытывают дружеских чувств по отношению друг к другу. Обе - загнанные, неухоженные, некрасивые, под грузом проблем. Одиночество, внутренняя пустота, нелюбовь к той жизни, которая у них есть, безысходность, граничащая с ненавистью, - это все, что "подарено" им судьбой. В их жизни не присутствуют мужчины. Возможно, он просто угадывается. Тот, кто стал причиной их напряженного диалога. Вот он, мир инфантильных мужчин и мужественных женщин! Можно ли что-то изменить? Там, за спиной, есть живое зеленеющее дерево. Дерево, как символ жизни. Той жизни, которая еще может быть…

 

Семья

"Анестезия №8"

На выставке среди работ художника Резы Хазаре всего одна, где мужчина и женщина похожи на семью. Похожи потому, что вместе. Потому, чтожизнь общая. И в ней все на двоих: и радости, и заботы, и грусть, и умение слышать, понимая, что рядом такой же человек, как и ты сам, но только другой! Они идут так, как будто прислушиваются к звукам окружающего мира. Такого непростого, такого "ощетинившегося": войнами, хаосом, инсинуациями! Мира, который ниспровергает духовные ценности, подменяя  их ложными. Запутывая, сбивая с толку, навязывая вымороченные идеалы псе-вдосвобод. Подселяя в сознание разрушительность идей о необязательности разнополых браков, человечество идет к пропасти, обрекая себя на генетическое вырождение. Мужчина и женщина могут спасти этот мир. Потому что только при такой расстановке полов возможен обмен хромосомами, являющимися кодом к генетическому продлению рода человеческого…

Анестезия художника Резы Хазаре  - это не способ избавить зрителей от чувствительности. Напротив. Подавая своих персонажей в свете, лишенном  привлекательности, он подчеркивает мысль о том, что красота, физическая и духовная, покидая мир, лишает его шанса на спасение. Непривлекательный мир человеческого разобщения, пороки, давно переставшие быть тайными и так же давно возведенные в ранг добродетельных достоинств, прикрываемых  досужими разговорами о сексуальных правах меньшинств, - это гибельный путь, ведущий к самоистреблению…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

491


Актуально