3 Мая 2024

Пятница, 16:43

ПОДВОДНЫЕ РИФЫ БОРЬБЫ С ИГ

Какие сложности ожидают международную коалицию во главе с США в противостоянии с "Исламским государством"?

Автор:

23.09.2014

На Ближнем Востоке существенно обострилась ситуация в связи с активизацией радикальной группировки "Исламское государство" (ИГ), захватившей обширные территории на севере и северо-западе Ирака и угрожающей взятием Багдада. Для борьбы с этой организацией США сколачивают новую антитеррористическую коалицию, возможность создания которой была обсуждена на состоявшейся в Париже международной конференции.

Участники встречи в Париже, на которую собрались представители около 30 государств, договорились оказывать властям Ирака всяческую поддержку, в том числе и военную. Они констатировали факт того, что "Исламское государство" представляет угрозу для Ирака и всего мирового сообщества.

Еще накануне Парижской конференции президент США Барак Обама изложил американскую стратегию по борьбе с ИГ. Она предусматривает, в частности, нанесение ударов с воздуха по позициям исламистов, причем не только в Ираке, но и в Сирии - стране, где радикальные исламисты отработали за последние три года навыки ведения современных военных действий.

Глава Белого дома заявил, что уже более 40 стран выразили готовность присоединиться к международной коалиции по борьбе с группировкой "Исламское государство". При этом именно Соединенные Штаты выступят во главе "широкой коалиции".

В контексте подготовки новой антитеррористической кампании США и их союзников встает вопрос о вероятности проведения сухопутной операции против ИГ на территории Ирака. Президент Обама в целом ряде многочисленных публичных заявлений однозначно исключил использование американских сухопутных войск против ИГ. Однако есть основания полагать, что американская администрация в действительности допускает любой вариант действий в целях уничтожения радикальной группировки, прибегающей к самым жестоким методам на пути создаваемого "исламского халифата". Соответствующая утечка информации исходит и из военных кругов, признавших, что президент США поручил их быть готовыми к "непредвиденным обстоятельствам". Кроме того, с требованием начала сухопутной операции против ИГ выступают республиканцы, оказывающие в этой связи мощное давление на Белый дом и Конгресс. Как минимум ясно, что Соединенные Штаты в ближайшее время усилят свой спецназ на севере Ирака, действующий под видом оказания инструкторских услуг иракской армии и курдским отрядам "пешмерга".

Не менее важен и вопрос о том, какой характер примут действия американцев и возглавляемой ими коалиции на территории Сирии. Во всяком случае, намерение Вашингтона ударить по позициям ИГ также и на сирийской территории вызывает неоднозначную оценку в мировых политических кругах.

Глава МИД России Сергей Лавров, выступая на Парижской конференции, заявил, что планы нанесения ударов по позициям "Исламского государства" в Сирии без взаимодействия с официальным Дамаском не могут не вызывать обеспокоенности. По его словам, Россия рассматривает террористическую угрозу "слишком серьезной, чтобы реакцию на нее можно было основывать на тех или иных идеологических соображениях и нарушении норм международного права". Лавров добавил, что Сирия, равно как и Иран, должна принимать участие в борьбе с ИГ наравне с другими странами, ибо они являются "естественными союзниками" в антитеррористической деятельности.

Стремление США расширить масштаб силовой операции против ИГ за счет сирийской территории не может не вызывать предположения о том, что борьбу с террористами, рвущимися к власти в Ираке и претендующими на захват также соседних стран, Вашингтон может использовать для решения собственных геополитических задач. К числу последних, как известно, относятся и свержение сирийского президента Башара Асада, а также решение других проблем, направленных на закрепление лидирующей роли США в ближневосточной и мировой политике.

Между тем еще одну интригу в разворачивающейся на Ближнем Востоке очередной антитеррористической кампании составляет вопрос о том, решатся ли США и Иран, во имя борьбы с общей угрозой в лице ИГ, наладить двустороннее взаимодействие. Пока противоречия между двумя странами не дают им возможности пойти на реальное сближение, которое могло бы стать внушительным барьером на пути расширения влияния радикальных исламистов в регионе.

Госсекретарь США Джон Керри заявил о неприемлемости на данный момент сотрудничества с Ираном. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи также дал понять, что сотрудничество с Вашингтоном в противодействии организации "Исламское государство" невозможно, поскольку у американцев "запятнаны руки". Несомненно, иранский лидер имел в виду как раз то обстоятельство, что Сирия - ключевой союзник ИРИ - превратилась в очаг кровопролитной войны во многом вследствие того, что США и Запад фактически способствовали наступлению на сирийские власти радикалов из ИГ и ему подобных террористических группировок.

Примечательно и заявление министра иностранных дел Ирана Мухаммеда Джавада Зарифа о том, что "Франкенштейн восстал, чтобы преследовать своих создателей". Глава иранского МИД обвинил именно западные страны в создании такого "опасного феномена", как ИГ.

Еще одной сложностью на пути формирования широкой коалиции против ИГ стала позиция Турции. На совещании под руководством премьер-министра Ахмета Давутоглу было решено, что Турция не будет участвовать в наземных или иных боевых операциях против ИГ в Ираке. Это решение не могло не разочаровать Вашингтон, рассчитывавший на использование турецкой авиабазы Инджирлик в осуществлении воздушных атак на позиции ИГ. Позиция Анкары означает, что авиабаза может быть использована исключительно для доставки гуманитарных грузов на север Ирака.

Решение Турции дистанцироваться от прямого участия в новой военной кампании под эгидой США, разумеется, имеет ряд оснований. Прежде всего следует отметить нежелание соучаствовать в процессе укрепления курдской автономии в Ираке, неизбежном в условиях силовой операции по искоренению ИГ. Наконец, строптивость Анкары укладывается в тенденцию определенного похолодания в ее отношениях с Вашингтоном, берущую начало с того момента, когда США, несмотря на просьбу Турции, отказались самолично, а не через иные силы заняться свержением режима Башара Асада.

Впрочем, Анкара не намерена полностью самоустраниться от новой военной кампании на Ближнем Востоке. Турция выразила готовность помочь формируемой Вашингтоном коалиции разведданными, оказанием логистической поддержки. Обращает на себя внимание и договоренность о размещении Испанией, согласившейся войти в коалицию против ИГ, на территории Турции батареи американских зенитных ракетных комплексов Patriot. Министр обороны Испании Педро Моренес заявил, что их размещение в Турции направлено на предотвращение возможных ударов с воздуха, а также обстрелов населенных пунктов с территории Ирака или Сирии.

Разворачивающаяся военная кампания международной коалиции против орудующего в Ираке "Исламского государства" имеет, таким образом, целый ряд подводных рифов. Удастся ли, несмотря на их наличие, приблизиться к искоренению международного терроризма или же борьба с этим злом будет и далее оставаться заложником геополитических интересов мировых центров силы - покажут сам ход и последствия операции против ИГ.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

599


Актуально