3 Мая 2024

Пятница, 11:47

"ЛОНДОН, Я ОСТАЮСЬ!"

Какие выводы следует сделать из референдума в Шотландии?

Автор:

23.09.2014

Шотландия на референдуме 18 сентября проголосовала за то, чтобы остаться в Соединенном Королевстве - 55,3% (2 млн. 1,926 тыс.) граждан высказались против независимости. Явка составила 84,59%, став одной из самых высоких на референдумах по всему миру. Только в четырех округах из 32 - городах Данди и Глазго, Северном Ланаркшире и Западном Данбартоншире - победили сторонники независимости. Крупнейший город Глазго проголосовал за отделение, столица Шотландии - Эдинбург - против. 

Первый министр Шотландии Алекс Салмонд заявил, что принял "демократический вердикт, вынесенный народом Шотландии", призвал всю Шотландию последовать его примеру, и, поблагодарив тех, кто голосовал за отделение, объявил о своем уходе в отставку. Впрочем, тех, кому Салмонд сказал спасибо, не так уж и мало - "за" проголосовали 1 млн. 617,989 тыс. человек (45%).

Да, после 307 лет союза с Лондоном у шотландцев был бескровный и бесконфликтный шанс на создание собственного государства, но, тем не менее, они решили "сохранить страну, состоящую из четырех наций" и британскую идентичность, основанную не на этнической общности, а прежде всего на гражданских ценностях. Именно в таком духе высказывались премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и другие британские политики. Теперь все они празднуют победу еще и потому, что голос народа был услышан, а значит, "британская демократия жива и здорова".

Угроза была нешуточной. Великобритания могла остаться уже просто Британией, лишившись не только огромной территории и пяти миллионов человек, но также немалой части ВВП, контроля над значительными запасами нефти, источниками возобновляемой энергии и пресной воды, огромной доли рыбного промысла, доступа к военно-морским базам, в том числе и всем базам подводного флота, многих культурных и исторических ценностей, привлекающих туристов. Но самое главное - это был бы огромный удар по самолюбию королевства, которое, в принципе, еще не так давно управляло половиной мира. Поэтому не удивительно, что даже Елизавета II не выдержала напряжения и нарушила королевское молчание. Во время пребывания в своей шотландской резиденции Балморал Ее Высочество прогулялась до местной церкви, где пообщалась с народом, посоветовав ему "хорошенько подумать". Королеву поддержали многие известные люди - музыканты Мик Джаггер, Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Род Стюарт, актрисы Хелена Бонэм-Картер и Джуди Денч, писательница Джоан Роулинг, супермодель Кейт Мосс, футболист Дэвид Бекхэм. Сам Кэмерон приезжал в Шотландию и уговаривал ее жителей не делать непоправимых шагов. 

Что и говорить, волеизъявление шотландцев сулило трудности даже Брюсселю, которому бы пришлось столкнуться с отделением части одного из членов и думать, что делать дальше - принимать независимую Шотландию в свои ряды или отрекаться от рыбы, нефти, морских баз… Поэтому вполне можно понять и радость еврочиновников. "Этот результат - верный для единой, открытой и более сильной Европы", - подчеркнул глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Председатель Европарламента Мартин Шульц и вовсе честно признался, что вздохнул с облегчением. На этом фоне, кстати, интересно, какой будет реакция Брюсселя на референдум о выходе Великобритании из Евросоюза, который Лондон обещает провести в 2017 году. Как считают эксперты, если бы Шотландия к тому времени стала независимой, может быть, у евроскептиков было бы больше шансов. Но это, как говорится, уже партия из другой оперы.  

Великобритания осталась единой. Однако все-таки изменилась навсегда. Алекс Салмонд перед уходом ясно дал понять, что Шотландии должно быть предоставлено больше полномочий, должен быть повышен ее статус как таковой. Кэмерон поспешил согласиться и сообщил, что проект дальнейшего углубления самоуправления будет опубликован в начале следующего года. Шотландия получит больше свободы в области налогообложения, бюджетных трат, социального обеспечения. Фактически это функции независимого государства, но без собственной внешней политики, армии, валюты. Кстати, процесс расширения полномочий также затронет Уэльс, Англию и Северную Ирландию. 

Ведь все-таки проголосовавших за независимость не так уж и мало - мнение более полутора миллионов человек сложно игнорировать, да и разрыв между сторонниками и противниками отделения Шотландии не такой уж большой. Наивно думать, что шотландский национализм растворится в протяжных звуках волынки. Да и ничто не мешает наследникам сэра Уоллеса как-нибудь в будущем инициировать новый референдум. Примечательно и то, что, по данным социологов, типичный противник независимости Шотландии принадлежит к среднему зажиточному классу или выше, сторонники же отделения в основном представлены рабочим классом. Также молодые люди, особенно мужского пола, намного энергичнее поддержали идею "развода с Британией". 

Но если Лондон от себя эту угрозу хоть пусть временно, но все же отодвинул, то другим европейским столицам, и особенно Мадриду, не так уж и весело. Западные СМИ наперебой перечисляли проблемные области ЕС со вспышками сепаратизма - от тех, что действительно заставляют бить тревогу, до тех, что больше обязаны своими "независимыми красками" фантазиям журналистов и блогеров. Вот этот далеко неполный список - Каталония, Страна басков, Канарские острова и Галисия в Испании, Венето, Сардиния и Южный Тироль в Италии, Корсика у Франции (Фронт национального освобождения Корсики является террористической организацией), Фландрия у Бельгии и Гренландия у Дании. 

Особенную тревогу сейчас вызывают каталонцы и баски, которые имеют свой собственный язык и свою культурную идентичность. 11 сентября, в Национальный день Каталонии, который отмечается в память об осаде Барселоны, приведшей к утрате автономии, в Барселоне прошла демонстрация в поддержку независимости.В июне тысячи басков выстроились в цепь длиной примерно 123 км для акции, названной "Право выбора". Каталонцы хотят провести собственный референдум, наподобие шотландского, 9 ноября, однако правительство Испании запрещает его проведение. Мадрид можно понять, ведь Каталония наиболее экономически развитый регион страны. Премьер-министр Испании Мариано Рахой особо подчеркнул, что шотландцы на референдуме сделали выбор в "пользу интеграции, стабильности и безопасности, против изоляции и неуверенности в завтрашнем дне". Однако каталонцы думают иначе. Так же как и баски - генсек правящей в Стране басков Баскской националистической партии Андони Ортусар, вернувшись из Эдинбурга, констатировал, что референдум в Шотландии не повлияет на волю баскского народа к свободе.

Шотландский референдум далеко не единственный случай - достаточно вспомнить плебисциты по поводу независимости в канадском Квебеке, однако все равно случившееся в Великобритании вызывает серьезную озабоченность. В Европе говорят о возвращении национализма и пытаются понять причины этого. Скорее всего, они связаны с внешними факторами, такими, как глобализация, давление международных институтов и корпораций - тот же ЕС, с одной стороны, объединил страны, с другой - забрал часть их суверенитета. Добавьте сюда экономические неурядицы, миграционные проблемы. Вот и получается, что люди пытаются убежать, сами не зная куда. 

Но на вопрос "от кого они пытаются убежать?" попробовать ответить все же можно. Вряд ли это бегство от центрального правительства, общей страны и истории. Скорее это бегство от чувства, что тебя пытаются сделать просто гражданином, без учета того, что ты шотландец, англичанин, каталонец или баск, а также уравняв в правах с мигрантом из совсем другой, чужой тебе страны. И с этой точки зрения уже не так шокирует противоречие от того, почему это Великобритания так рада сохранению своей идентичности, "основанной не на этнической общности, а на гражданских ценностях", и в то же время не прочь улизнуть из объятий объединенной Европы.    

Примечательнее всего, что в западных СМИ также заговорили об угрозе существования национального государства и чуть ли не о том, что референдум в Шотландии фактически признает главенство права наций на самоопределение через референдум. Во-первых, непонятно, о какой угрозе идет речь - ведь мечтающие о независимости нации не родовым строем собираются жить, а все тем же национальным государством. Во-вторых, что касается права на самоопределение, то его, конечно, никто не отменял. Но также никто не отменял и того, что самоопределение не может основываться на агрессии, оккупации, геноциде, этнических чистках, военных преступлениях, а также не может быть проведено без согласия центрального правительства. И, кстати, референдум в Шотландии это прекрасно доказал.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

538


Актуально