Автор: Нармина ВЕЛИЕВА Баку
Заслуженная артистка Азербайджана Аян Мир-Касимова эмоциональна и естественна не только на экране и театральной сцене, но и в реальной жизни. Она любит свою профессию, которая требует большой ответственности и самоотверженности, и считает, что успех приходит только тогда, когда полностью погружаешься в творческий процесс - бескорыстно и с любовью. О любимых ролях, взаимоотношениях с отцом-режиссером Октаем Мир-Касымом, о дочери Джейран и многом другом Аян Мир-Касимова рассказала в беседе с R+.
- Когда вы впервые один на один встретились со сценой театра?
- Впервые я вышла на сцену Театра юного зрителя, когда мне было 8 лет. Это была постановка Азера Паши Нейматова по пьесе Анара "Последняя ночь уходящего года". Главную роль исполняла Фирангиз ханым Шарифова, а мне была поручена роль ее внучки. В детстве любой вид лицедейства был для меня увлекательной игрой. Я с радостью и легкостью выходила на сцену. Не было ни волнения, ни страха. Наверное, потому, что детство - это счастливое время беспечности. Чувство ответственности перед выходом на сцену пришло гораздо позже.
- Что вам ближе - кино или театр? Где работается легко и с удовольствием - на театральной сцене или на съемочной площадке?
- В кино, на съемочной площадке у меня было немало счастливых и даже чудесных мгновений. Ведь кино - это настоящее чудо века, как прошлого, так и нынешнего. Несмотря на чудовищную сложность актерской профессии, я не перестаю благодарить судьбу за этот фантастический жребий. В театре мое любимое время - это будни, репетиции. Я испытываю радость в процессе работы над ролью.
- Самая любимая роль, которую вы готовы играть вечно...
- Вот уже 23 года как я служу в Русском драматическом театре им С.Вургуна. В первые годы моей работы в театре я выходила на сцену в основном в массовке, яростно старалась, танцевала в кордебалете, играла зверушек в сказках и ликовала, когда мне выпадали "жирные" эпизоды или вторые роли. Позже мне стали поручать и главные. Среди них любимыми стали роли из классического репертуара: Зоя Окаемова в "Красавце мужчине" Островского, Оливия в "Что угодно" Шекспира, Анжелика в "Мнимом больном" Мольера, Катерина Верховцева в "Братьях Карамазовых" и, конечно, роль Фенисы в "Хитроумном влюбленном" Лопе де Вега. Этот спектакль мы играли 10 театральных сезонов - с 1995 по 2005 год. У меня были 40 страниц текста в стихах, огромные монологи, множество событий, интриг, страсть, любовь, ревность и испанские песни и танцы. Именно благодаря этому образу я поняла, какую важную роль играет в нашей профессии ремесло, которое можно оттачивать бесконечно. Параллельно с работой в театре снималась в кино. Проходила школу жизни, моя роль взрослела вместе со мной, в каждом последующем спектакле появлялись новые краски, чувства становились острее, возникал новый подтекст. Такую роль хочется играть вечно. Жаль, эликсир молодости пока не изобрели.
- В марте этого года в Баку состоялась премьера фильма Огтая Мир-Касыма "Умереть ото-мщенным. Письма из прошлого", в котором снялись и вы. Как работалось под руководством отца?
- Конечно же, участие в фильме "Умереть отомщенным. Письма из прошлого" не прошло для меня бесследно. Мало того, что это была очень интересная работа в плане моей профессиональной практики, но и те идеи, которые лежат в основе этого фильма, для меня невероятно дороги и интересны с точки зрения их глубокой философии. Думаю, у многих, кто участвовал в съемках этого фильма, значительно возрос жизненный опыт и расширилось сознание. А может быть, и вовсе кардинально поменялось мировоззрение. Мы вместе с нашими героями прошли нелегкий путь, и территориально (фильм снимался в Азербайджане, Грузии и Германии), и духовно. Что касается взаимоотношений с режиссером и моим отцом Огтаем Мир-Касымом, отвечу искренне: он грамотный и талантливый человек, с которым очень интересно работать. С особой гордостью хочу сообщить что фильм завоевал приз в номинации "Лучшая режиссура полнометражного игрового фильма" на недавнем X Казанском международном фестивале мусульманского кино.
- Аян, в каком возрасте вы осознали, что ваш папа - известный режиссер?
- Я достаточно долго ощущала себя ребенком. Конечно, с самого раннего детства мой отец был мне интересен. Но в детстве для меня он был, прежде всего, заботливым и любящим папой, который бок о бок с мамой растил меня с сестрой, старался передать нам все самое ценное, что когда-то получил от своих родителей. Лишь позже я поняла, что отец - известная личность. Сегодня я все чаще прихожу к той мысли, что для меня не только большая честь и подарок судьбы - рождение в семье Мир-Касимовых, но и огромная ответственность и гордость. Отец моего папы - Мир-Асадулла Мир-Касимов - первый азербайджанский ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель современного медицинского образования и науки в нашей стране. Мама отца - Джейран ханым, младшая дочь в известной семье Ахундовых и Байрамалибековых, как и многие ее сверстницы из знатных семей, получила самое изысканное образование.
- Вы закончили ВГИК, в котором до вас учился и ваш отец. Легко было учиться в главном вузе кинематографии дочери известного режиссера?
- Во ВГИКе со мной вместе учились дети многих известных кинематографистов - Федор Бондарчук, Анна Тихонова, Ольга Шукшина и другие. Это был период, когда было не принято говорить о своем родстве со знаменитостями. Мы все старались доказать себе, друг другу и преподавателям, что не случайно оказались в этом вузе, что мы - личности, которые добьются всего в этой жизни сами. Тем более что мой папа в свое время тоже закончил ВГИК и его, конечно же, помнили профессора и преподаватели. Помню, на семинаре по истории современного кино на обсуждение был представлен фильм отца "Чертик под лобовым стеклом". На тот момент это был один из самых популярных фильмов. Картина завоевала первое место на Всесоюзном кинофестивале. Я сидела в переполненном актовом зале и, затаив дыхание, смотрела фильм. Очень переживала, что в титрах студенты углядят-таки фамилию Мир-Касимов. Мне не хотелось, чтобы были пересуды и разговоры за спиной, мол, дочь Огтая Мир-Касыма учится во ВГИКЕ, как говорится, "по наследству". Картину "Чертик под лобовым стеклом" студенты приняли на "ура", долго и горячо обсуждали яркие эпизоды фильма и игру актеров. Я уже подумала, что все решили, что я всего лишь однофамилица Огтая Мир-Касыма, как ко мне подошел студент с молдавского курса и с улыбкой спросил: "Аян, каково это быть дочерью режиссера?". Я готова была провалиться сквозь землю, что меня "рассекретили". Как же глупо я себя вела тогда! Сейчас понимаю, что самое главное в этой жизни не личные амбиции, желание доказывать что-либо и карьерный рост. Главное - это семья и корни, которые являются крепким каркасом для настоящих и будущих поколений.
- Расскажите о своей дочери. Что любит, чем увлекается? Уже определилась с выбором профессии?
- Многие актеры не хотят, чтобы их дети пошли по их стопам. Я не исключение. Моя дочь Джейран наблюдательная и умная девочка. Сейчас она пока не определилась в выборе профессии, но уже очевидно, что это будет гуманитарное направление.
- Вашим голосом озвучено несколько стихотворений Лейлы Алиевой. Насколько они близки вам и какие чувства вызывают?
- Меня заинтересовала поэзия Лейлы Алиевой с первого прочитанного стихотворения, с самой первой строчки: "Я не хочу тебя бросать, Я не могу тебя не бросить…".
Понимаете, в театре и кино мой профессиональный опыт связан в первую очередь с драматургией, со столкновением противоположностей. А в стихах Лейлы Алиевой как раз есть нечто, основанное на сомнении, внутренней борьбе, затрагивающей самые чувствительные части человеческой души. И самое главное: печаль в поэзии Лейлы Алиевой светла, и присутствующий в ней драматизм не подавляет, а, напротив, зовет к размышлению. Это позитивные, гуманные, женственные и очень искренние стихи.
- Вас считают одной из лучших азербайджанских актрис современности. В чем формула вашего успеха?
- Спасибо. Успех приходит тогда, когда не ставишь перед собой цель обязательно его достигнуть, а забыв про результат, погружаешься в творческий процесс, бескорыстно и с любовью.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: