Автор: Фуад ГУСЕЙНЗАДЕ Баку
После Ирака и в Сирии боевики террористической группировки "Исламское государство" захватывают все новые территории и наступают на крупные города. Боевики жестоко расправляются с заложниками, казнят женщин и детей. Между тем сформирована коалиция против террористической группировки во главе с США, которая наносит авиационные и ракетные удары по позициям террористов в Ираке и Сирии.
О возможности распространения ИГ в Кавказском регионе, путях борьбы с идеями терроризма и экстремизма в беседе с R+ рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Ахмет ЯРЛЫКАПОВ.
- С чем вы связываете небывалую активизацию исламского радикализма, которую мы наблюдаем на Ближнем Востоке?
- К сожалению, рост исламского радикализма на Ближнем Востоке - процесс сложный и не имеющий одной причины и, соответственно, легкого решения. Здесь, несомненно, сработал целый клубок причин: это и последствия колониализма, и провал проектов светских национализмов, основанных во многом на левых идеях, и многое другое. Глубочайший кризис, охватывающий большинство стран мусульманского мира, подтолкнул процессы переосмысления исламской идентичности, вызвав к жизни так называемую "исламскую глобализацию". Ей способствовала начавшаяся на Западе глобализация, облегчившая обмен идеями и ускорившая процессы кризиса традиционных исламских общин, которые сплачивались вокруг одной мечети и местного имама. Сегодня не обязательно ходить в одну и ту же мечеть, чтобы чувствовать себя членами одного джамаата. Общины-джамааты часто становятся экстерриториальными, когда имам может находиться за сотни и тысячи километров от своих последователей. Ну и, конечно, джинна из бутылки выпустили интервенции западных стран, которые разжали долгое время сжимавшуюся пружину. Сегодня такие страны с жестким светским строем, как Ирак, Ливия, Сирия, представляют собой фактически раздираемые противоречиями территории, где практически не осталось единого государства. Эти территории являют собой идеальную питательную среду для выращивания радикальных группировок.
- Экстремисты из "Исламского государства", печально известные по вылазкам на Ближнем Востоке, озвучили угрозы в адрес Северного Кавказа и Азербайджана. Насколько реальна эта угроза?
- Я бы воспринимал эти угрозы серьезно - не секрет, что в интернациональных группировках радикальных исламистов, воюющих за "Исламское государство" в Ираке и Сирии, есть в том числе и выходцы с Кавказа. Они получают там серьезную военную подготовку, а также набираются опыта на диверсионно-террористическом поприще. Эти люди являются в то же время серьезным источником информации о регионе для руководства "Исламского государства". Конечно, прямо сегодня они выполнить свои угрозы не смогут, слишком много проблем на самом Ближнем Востоке, особенно в свете усиления военного вмешательства стран Запада во главе с США. Но мне кажется (буду рад ошибиться), что проблема уже в той стадии, которая не имеет чисто военного решения. Так что странам и регионам Кавказа надо как минимум принять на заметку и эту проблему.
- Что можно предпринять для недопущения экстремистов из ИГ в наши страны?
- В первую очередь не допускать популяризации их идей. Опыт "Кавказского эмирата" показал, что социальная база у них достаточно ограниченная. В частности, "Кавказскому эмирату" так и не удалось создать какую-либо территорию, на которую распространялась бы его юрисдикция (между тем "Исламское государство Ирака и Леванта" контролирует в общей сложности территорию, сопоставимую по размерам с Британией). Сейчас важно сохранить это важное преимущество. Ну и, конечно, в наших странах необходимо провести кропотливую работу по выяснению того, кто оказался в рядах боевиков ИГ. Очевидно, что в случае принятия решения о расширении террористической деятельности на Кавказ в первую очередь будут использоваться выходцы из региона.
И есть еще один аспект, на который я хотел бы обратить внимание азербайджанских читателей. Когда речь идет о структурах, подобных ИГ, следует всегда держать в уме их резкую антишиитскую направленность. В таком смешанном суннитско-шиитском сообществе, как Азербайджан, они могут попытаться внести раскол по этому направлению.
- Насколько мощна социальная база для развития экстремистских течений на Кавказе? Кто является основной мишенью пропагандистской работы религиозных экстремистов?
- Нам очень повезло, что, несмотря на все проблемы, которые охватывают Кавказ в течение уже более двух десятилетий, социальная база экстремизма на Кавказе все еще узкая. Подавляющее большинство жителей Кавказа не поддерживают экстремистов и их лозунги. Понимая всю ограниченность своих возможностей, религиозные экстремисты стремятся работать точечно, прежде всего в молодежном направлении. С 1990-ми годами ушли в прошлое такие группы, как безработные, бедные, малообразованные слои, с которыми тогда работали в первую очередь экстремисты. Охват стал, несомненно, шире, но основная ставка по-прежнему делается на молодежь.
- Представители республик Северного Кавказа говорят, что соседний Азербайджан за счет совместных экономических и прочих проектов мог бы способствовать стабилизации ситуации на Кавказе. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.
- Я считаю, что стабильность в регионе Большого Кавказа действительно достижима лишь при совместных скоординированных усилиях. И здесь, конечно же, необходим широкий подход: дело не должно ограничиваться сотрудничеством лишь по линии силовых органов и спецслужб. Я считаю, что Азербайджан имеет большой потенциал для расширения сотрудничества и стабилизации ситуации в регионе.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: