29 Марта 2024

Пятница, 17:04

ГРУЗИЯ СНОВА НА ПЕРЕПУТЬЕ

Как далеко простираются демократические надежды Михаила Саакашвили?

Автор:

07.10.2014

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили объявлен в Грузии во внутригосударственный розыск, главная прокуратура страны также заявила о начале процедуры международного розыска. На банковские счета бывшего грузинского президента, на его имущество, имущество его супруги Сандры Руловс, а также его матери и бабушки наложен арест. Саакашвили инкриминируются обвинения в растрате государственных средств, превышение служебных полномочий по делу о разгоне акции 7 ноября 2007 года, причастность к избиению на то время депутата парламента Валерия Гелашвили, разгром телекомпании "Имеди", которую позже и вовсе забрали у ее владельца - оппозиционного олигарха Аркадия (Бадри) Патаркацишвили. Государственные средства в размере примерно $5 млн., как утверждается, были направлены Саакашвили на оплату персонального стилиста, массажиста, ренту яхты, косметические процедуры, предметы роскоши и искусства, подарки знакомым женщинам.

Также в СМИ попали секретные документы, которые якобы доказывают, что команда Саакашвили в его бытность президентом сотрудничала с пиар-агентством "Креаб", председателем правления которого был Карл Бильдт, вскоре ставший главой МИД Швеции и перетянувший в министерство некоторых своих сотрудников. Дело в том, что, как пишет "Афтонбладет", услуги "Креаб" были оценены невероятно высоко - почти в 18 млн. шведских крон. Когда шведский посол в Грузии Ханс Гуннар Аден доложил о подозрениях в фальсификациях на выборах 2008 года в Грузии, ему намекнули, что Бильдт крайне недоволен. По словам посла Адена, очень сложно было докладывать о происходящем в Тбилиси потому, что Бильдт был столь близким союзником Саакашвили. 

Обвинения экс-президенту были представлены еще в июле и тянут на 11 лет тюремного заключения, однако дотянуться до бывшего президента руки грузинской Фемиды пока не могут. 

В конце августа Саакашвили находился в Турции, где провел консультации с однопартийцами из "Единого национального движения". До этого побывал в Киеве. Не так давно полиция греческого острова Самос задержала на несколько часов фешенебельную яхту под британским флагом, на которой экс-президент путешествовал по Средиземному морю. В середине сентября же стало известно, что Саакашвили подал документы на получение американской рабочей визы - в  США он собирается читать лекции в престижном Университете Тафта. Уже сейчас у бывшего президента "хорошо оплачиваемые" выступления, он пишет мемуары, помогает в создании think tank (аналитический центр) в Вашингтоне, наносит визиты своим старым покровителям, таким, как сенатор Джон МакКейн и помощник госсекретаря Виктория Нуланд, на крыше своего дома с видом на Манхэттен встречается с бывшим главой ЦРУ Дэвидом Пэтреусом, ожидает визит Николя Саркози. Кстати, ранее в СМИ попадала информация, что Саакашвили поступали предложения занять высокий пост в нынешнем украинском правительстве, но он все-таки решил отправиться жить в США простым гражданином. По крайней мере, пока его планы таковы. 

На страницах New York Times подробно описано, как, надев черные очки, красные шорты и ослепительно зеленые кроссовки, Саакашвили проводит свободные от дел будни в бруклинском Уилльямсбурге - катается на велосипеде, пьет кокосовое молоко, покупает книги, раздает автографы и фотографируется с грузинскими студентами. Их вид, видимо, заставляет Саакашвили вспоминать и свои студенческие времена в 1990-е: "Я привык смотреть на это место с Манхэттена, оно было жалким, прибежище мафии. Теперь тут "джазовая атмосфера". Уилльямсбург - часть демократической трансформации". Так, бывший грузинский лидер отзывается о бруклинском районе Уилльямсбург, где за последние годы произошло значительное облагораживание городской среды, - большинство площадей, занимаемых фабриками и заводами, были отданы под строительство многоквартирных домов. Как замечает автор статьи, Саакашвили явно склонен многие вещи видеть в свете демократического строительства. Даже модное Cafe Mogador он называет своим любимым, потому что "оно очень демократическое".

Отчет New York Times о жизни Саакашвили вызвал бурную реакцию в других СМИ. Например, Марк Адоманис на страницах Forbes с горечью отметил, что Саакашвили уже давно использует слово "демократия" вовсе не для описания конкретных политических систем, а в качестве некоего всеобъемлющего термина, который приблизительно переводится как "то, что я люблю". Далее автор Forbes недоумевает, как человек, будучи "одной из рок-звезд индустрии продвижения демократии", написавший множество статей о значении демократии, опубликованных в самых авторитетных изданиях США, в действительности "имеет столь поверхностные знания о концепции, которой он так предан". 

В свою очередь сайт VOX откликнулся уже одновременно и на статью в New York Times, и на заметку в Forbes. Все, что пишут о Саакашвили, не касается самой сути, сетует издание и напоминает о том, что после прихода к власти вследствие "революции роз" бывший грузинский лидер "арестовывал своих политических противников, преследовал независимые СМИ, во время второй президентской кампании вовсю использовал административный ресурс, запугивал и преследовал оппозиционеров". Ресурс дает ссылку на отчет Human Rights Watch, где говорится, что грузинское правительство применяло насилие для подавления протестов. 

Сам экс-президент утверждает, что все обвинения объясняются политическими мотивами, причем именно "по заказу России". "Перед годовщиной августовской войны Путин не мог себе представить более желанного подарка, чем приказ государственных органов Грузии о моем аресте", - заявил Саакашвили. В СМИ проскальзывала информация, что кое-кто и в США считает, что предъявленные Саакашвили обвинения подозрительно совпадают по времени с его активным участием в украинских событиях.

Кстати, что объединяет все непохожие статьи за последнее время, посвященные бывшему грузинскому президенту, так это намек на желание Саакашвили вернуться на родину. Но вовсе не в виде заключенного, а, наоборот, победителя. Однако предсказывать политическое будущее Грузии обозреватели New York Times или Forbes как-то не очень спешат. Да и непонятно, стоит ли все-таки в анализ ситуации вмешивать бывшего президента или нет. 

Внутриполитическая ситуация в Грузии сейчас настолько хрупкая, что нынешние президент и премьер-министр поссорились из-за того, кто поедет на саммит ООН по климатическим изменениям. В результате на встречу отправится премьер Ираклий Гарибашвили, а президент Георгий Маргвелашвили заявил, что его визит в ООН был целенаправленно сорван, и для этого была проделана серьезная работа. "Этот инцидент не первый случай, когда в повестке дня встал вопрос - каково сегодняшнее политическое устройство Грузии и кто является первым лицом страны - президент или премьер", - пишет газета "Резонанси". "Грузия - не парламентская, а полупарламентская республика, у Грузии есть избранный народом президент, а в парламентской республике президента обычно назначают", - сетует Маргвелашвили и добавляет, что тот, кто ждет абсолютной гармонии в политическом устройстве страны, не понимает, что означает демократия. По мнению ряда экспертов, неразбериха в распределении функций приводит к тому, что правительство и президент фактически иногда действуют независимо друг от друга. Так неужели нынешние грузинские власти преследует все та же проблема, что и бывшего президента страны, и сводится она к определению системных функций демократии? 

Кстати, бывший премьер Грузии Бидзина Иванишвили поддержал нынешнего премьер-министра, раскритиковал Маргвелашвили, заявив, что тот видит в правительстве соперников, и даже намекнул на то, что не исключена связь президента с командой Саакашвили.

На этом фоне министр внутренних дел Грузии Александр Чикаидзе обвинил Михаила Саакашвили в подготовке заговора. Об этом глава МВД заявил в интервью изданию "Алиа". По словам министра, экс-президент намеревается создать в стране нестабильную ситуацию и затем совершить государственный переворот - конкретные поручения уже даны членам "Национального движения" и лидерам ряда НПО. Нестабильная ситуация якобы должна быть достигнута через организацию беспорядков и акций протеста, провокаций. "Зацепкой" должны стать такие темы, как криминогенная ситуация, социальные (например, работа "скорой помощи"), экономические проблемы, отношения с Россией и многое другое.  Ранее лидер "Левого альянса" Сосо Шатберашвили говорил о том, что Саакашвили выделил на данные цели миллионы долларов. Шатберашвили также считает, что "Национальному движению" помогает президент Маргвелашвили, переметнувшийся на сторону Саакашвили.

При этом, поскольку также бытует мнение, что ситуация в Грузии по-прежнему контролируется создателем "Грузинской мечты" Бидзиной Иванишвили, получается, что фактически речь идет о противостоянии сил, стоящих за политическим олигархом, и командой, которая продолжает работать на Саакашвили.

Об ухабистой и своеобразной грузинской дороге к демократии написаны тома журналистских и научных исследований. Это уже история. Своеобразная политическая марка, если угодно. Однако, несмотря на яркую, пахнущую розами внешнюю картину, по-прежнему ничего не ясно. Слишком уж часто это небольшое государство, терзаемое военными конфликтами и проблемной экономикой, бросало из стороны в сторону, а порой оно и вовсе выглядело, как поле для политических экспериментов, - особенно тогда, когда очередной виток народной революции сменялся протестами народа против этой же самой революции. Хотелось бы, чтобы эта полоса в жизни Грузии осталась позади. Независимо от разных толкований и оттенков термина "демократия".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

699


Актуально