Автор: Туран ШАКИР Баку
Карабах она почти не помнит. Гюллю Мурадовой было всего три года, когда город Агдам, в котором она родилась, был оккупирован Арменией. Но корни карабахские все же дали о себе знать, когда Гюллю выросла. Прекрасный голос, характерный для выходцев из колыбели азербайджанской музыки, не мог не остаться незамеченным, и родители отдали Гюллю в музыкальную школу. Среднее музыкальное образование она получила в классе известного ханенде Сабира Абдуллаева, у которого ей суждено было учиться и в Музыкальном колледже имени Асафа Зейналлы при Национальной консерватории Азербайджана.
В 2007 году Гюллю Мурадова заняла первое место на телевизионном конкурсе мугама, организованном Фондом Гейдара Алиева. Именно это событие и стало переломным моментом в ее жизни и сыграло решающую роль в дальнейшем творческом развитии.
Очень скоро о таланте азербайджанской девушки из Карабаха заговорили в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции и других странах мира. Сегодня она является президентским стипендиатом, но останавливаться на достигнутом молодая ханенде не собирается. Своими творческими планами Гюллю Мурадова поделилась в интервью нашему журналу.
- До 2007 года я принимала участие во многих фестивалях и музыкальных конкурсах. Но, не добившись успеха, всякий раз падала духом. Потому и на телевизионный конкурс мугама пошла неохотно. Хотя окружение было уверено, что участие в этом проекте может принести мне долгожданный успех. Я послушалась их советов, но даже после третьего отборочного тура не верила, что смогу попасть в главную двадцатку конкурсантов. Однако судьба распорядилась иначе, и я воспользовалась предоставленным мне шансом. Большую роль в победе сыграл мой учитель Сабир Абдуллаев. Также всегда буду благодарна Фонду Гейдара Алиева и лично Мехрибан ханым Алиевой за создание молодым исполнителям возможности проявить свой талант.
- Но потом наступило затишье. С чем это было связано?
- На самом деле затишья не было. После конкурса последовали приглашения на государственные мероприятия, народные торжества, вдобавок я продолжила образование и выходить в эфир просто не было времени.
Спустя некоторое время полностью занялась приготовлениями к записи диска и представила на суд любителей мугама альбом "Карабах - моя земля". Потом задумалась над сольным концертом, подготовкой к которому занята и сегодня. Этот концерт, по моей задумке, должен быть необычным. Для этого требуются больше времени, иные условия, иное пространство, и поэтому мы решили отложить его до весны. Но уже до этого, 20 декабря, в Международном центре мугама я выступлю с отчетным концертом. Здесь я, кроме мугамов, исполню вместе с другим своим молодым коллегой отрывок из оперы "Лейлы и Меджнун". Мы с Абгюлем Мирзоевым уже исполняли по предложению членов жюри партию из этой оперы. Зрителям тогда понравилось. Надеюсь, и сейчас им будет интересно.
- Судя по всему, и вы, как большинство женщин - исполнителей мугама, желаете стать Лейли…
- Не знаю, как другие, но я уверена в своем голосе, своих возможностях. Знаю, что могу справиться с достоинством. Мне очень нравится Лейли в исполнении моей молодой коллеги Вюсали ханым. Думаю, и я в состоянии осилить. И в то же время не огорчусь, если этого не произойдет. Хотя, конечно же, пройти творческий путь в опере - большой успех для любого ханенде. С моей стороны было несколько попыток исполнить оперу. Надеюсь, это оценят и пригласят меня, а я с удовольствием приму приглашение и стану Лейли на оперной сцене.
- По идее, как молодой исполнитель вы должны часто появляться в эфире, в прессе, чтобы не терять актуальности. Но вы, по всей видимости, избегаете этого…
- Не только я, большинство исполнителей мугама не любят занимать новостные ленты. Они также выходят в эфир, появляются в прессе, только когда есть о чем рассказать. Думаю, так и должно быть. Нечего попусту весь день говорить о себе, надо запомниться чем-то новым.
- Несмотря на молодость, в вас чувствуется характер достаточно взрослого, зрелого человека. Не под влиянием ли мугама он сложился?
- Честно говоря, мне это многие говорят. Может, так оно и есть. Знаете, мугам - это такое пространство, оказавшись в котором становишься взрослее, мудрее. Это океан, окунувшись в который обязательно что-то в себя впитываешь, познаешь.
- На уровне какого из опытных мастеров мугама хотела бы оказаться молодая ханенде Гюллю Мурадова, на какую ступень она хотела бы подняться?
- Я бы не стала говорить о таких вершинах. Пока не представляю это возможным. Как я уже сказала, моим первым учителем был прекрасный исполнитель мугамов Сабир Абдуллаев, а сейчас я получаю образование в Азербайджанской национальной консерватории у народного артиста Арифа Бабаева. Есть также много других исполнителей, которых я слушаю. Но совру, если скажу, что получаю удовольствие от всех, кого слушаю. Они все хорошо поют, но не все исполнения меня трогают. Хотя признаю, что это хорошие, избранные ханенде.
Вершиной в мугаме для меня является Алим Гасымов. Дальше него нам не пройти. Я влюблена в его голос, личность. Вот на него равняться, думаю, действительно стоит. Он для меня незаменим.
- Мугам - музыка трогательная. Влияет ли на ваше исполнение оккупация вашей родины - Карабаха?
- Откровенно говоря, любая лирическая музыка трогательна. Если я исполняю сегях, думая о Родине, конечно, это придает еще большую трогательность моему пению. А если и слушатель потерял Родину, то эти чувства, переживания удваиваются. Сердце разрывается, когда смотришь в Интернете фотографии Карабаха. Но уверена, что наши раны скоро излечатся.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: