25 Декабря 2024

Среда, 05:55

ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ

Как юрист Тяйар Байрамов переквалифицировался в любимого всеми исполнителя мугама

Автор:

25.12.2014

В дет­стве он все­г­да хо­дил с ору­жи­ем… Иг­ру­шеч­ным, ко­неч­но. Сво­ей же руч­ной ра­бо­ты, из де­ре­ва. Меч­тал сто­ять на стра­же за­ко­на, бо­роть­ся с пре­ступ­но­с­тью. И меч­та эта сбы­лась. Тяй­ар Бай­ра­мов окон­чил юри­ди­че­с­кий фа­куль­тет и не­ко­то­рое вре­мя про­ра­бо­тал в су­деб­ных ор­га­нах. Но все это вре­мя его со­про­вож­дал и дру­гой та­лант - уме­ние пре­крас­но ис­пол­нять азер­бай­джан­ские му­га­мы.

Быть ро­дом из Ка­ра­ба­ха и иметь хо­ро­ший го­лос - обыч­ное в Азер­бай­джа­не яв­ле­ние. Тяй­ар Бай­ра­мов ро­дил­ся и вы­рос в ны­не ок­ку­пи­ро­ван­ном Ар­ме­ни­ей го­ро­де Аг­да­ме, от­ку­да вы­шло не­сколь­ко по­ко­ле­ний вид­ных ис­пол­ни­те­лей му­га­ма. И хо­тя ид­ти по их сто­пам Тяй­ар по­на­ча­лу не со­би­рал­ся, судь­ба все же рас­по­ря­ди­лась ина­че. 

- Мы уз­на­ли вас на пер­вом азер­бай­джан­ском кон­кур­се му­га­ма. Но, на­сколь­ко из­ве­ст­но, до кон­кур­са у вас бы­ла дру­гая про­фес­сия. Что при­ве­ло вас в мир му­га­ма?

- Сра­зу от­ме­чу, что ма­ло кто в Ка­ра­ба­хе не об­ла­да­ет хо­ро­шим го­ло­сом ли­бо слу­хом. У ме­ня с дет­ства то­же есть го­лос, и я все­г­да пел для соб­ствен­но­го удо­воль­ст­вия. От­ец так­же ин­те­ре­со­вал­ся му­га­мом, му­зы­кой. Вот и от­пра­вил ме­ня учить­ся иг­рать на та­ре. Не­ко­то­рое вре­мя я про­учил­ся в муз­шко­ле, но за­тем по­нял, что иг­ра на та­ре ме­ня не ин­те­ре­су­ет. По­это­му бро­сил за­ни­мать­ся этим, о чем те­перь очень со­жа­лею. На­до бы­ло на­учить­ся иг­рать на та­ре, так как вла­де­ю­щий ин­стру­мен­том ха­нен­де все­г­да на шаг впе­ре­ди ос­таль­ных. На­учись я это­му, сей­час бы­ло бы лег­че со­чи­нять и ис­пол­нять но­вую му­зы­ку. А петь я впер­вые стал еще на школь­ных кон­цер­тах и ме­ро­при­яти­ях. Я был са­мо­уч­кой, пел лишь ус­лы­шан­ное. Учи­те­ля и раз­би­рав­ши­е­ся в му­зы­ке лю­ди го­во­ри­ли мо­им ро­ди­те­лям, что у ме­ня хо­ро­ший го­лос. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя мы пе­ре­еха­ли в Ба­ку. Од­на­ко и пос­ле это­го я не ду­мал про­фес­си­о­наль­но за­ни­мать­ся му­га­мом, стать ха­нен­де. Пел для ду­ши толь­ко на встре­че с дру­зь­я­ми, близ­ки­ми. Ино­г­да вы­сту­пал и на ме­ро­при­яти­ях в уни­вер­си­те­те. Как и в шко­ле, пре­по­да­ва­те­ли в уни­вер­си­те­те то­же го­во­ри­ли, что у ме­ня хо­ро­ший го­лос и из ме­ня по­лу­чит­ся хо­ро­ший ха­нен­де. Но я стес­нял­ся. Ду­мал, что быть пев­цом по про­фес­сии - чуж­до мо­е­му ха­рак­те­ру. За­ни­мал­ся спор­том и меч­тал лишь о том, что­бы стать хо­ро­шим за­щит­ни­ком за­ко­на.

Од­наж­ды ма­ма и дя­дя встре­ти­лись с на­род­ным ар­ти­с­том Азер­бай­джа­на Ман­су­мом Иб­ра­ги­мовым и рас­ска­за­ли ему обо мне. По на­сто­я­нию ма­те­ри я при­шел к Ман­сум му­ал­ли­му, и он ме­ня про­слу­шал. Ска­зал, что у ме­ня дей­стви­тель­но хо­ро­ший го­лос. Кста­ти, до Ман­сум му­ал­ли­ма один из зна­ко­мых свел ме­ня с дру­гим ха­нен­де. Но тот, что­бы со­дей­ство­вать мне на этом пу­ти, по­про­сил оп­ре­де­лен­ную сум­му де­нег. Рос я без от­ца, вот и по­ду­мал: а не луч­ше ли по­тра­тить эти день­ги на свою се­мью? По­это­му в то вре­мя не по­шел в про­фес­си­о­наль­ную му­зы­ку. Но Ман­сум Иб­ра­ги­мов со­здал та­кую ат­мо­сфе­ру, что, опом­нив­шись, я уви­дел се­бя уже сту­ден­том Му­зы­каль­но­го кол­ле­джа име­ни Аса­фа Зей­нал­лы. С тех пор и на­ча­лось мое стран­ствие в оке­а­не му­га­ма.

Впер­вые в те­ле­ви­зи­он­ный эфир ме­ня так­же при­вел Ман­сум Иб­ра­ги­мов. Это бы­ло в сен­тя­б­ре, сра­зу пос­ле на­ча­ла за­ня­тий в кол­ле­дже. Пос­ле это­го мне до­ве­лось вы­сту­пить на ме­ро­при­ятии, где был ус­лы­шан ру­ко­вод­ством Те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та. Так ме­ня при­гла­си­ли на опер­ную сце­ну и в ка­че­с­т­ве ис­пы­та­ния по­ру­чи­ли роль Ибн Са­ла­ма в опе­ре "Лей­ли и Медж­нун".

По­том ус­лы­шал, что на те­ле­ви­де­нии бу­дет про­ве­ден кон­курс му­га­ма. По­дал до­ку­мен­ты и был пер­вым вклю­чен в двад­цат­ку луч­ших. Опом­нил­ся толь­ко, ко­г­да уже стал по­бе­ди­те­лем кон­кур­са.

- В 2005 го­ду вы ста­ли по­бе­ди­те­лем кон­кур­са. А в 2006 го­ду уже ис­пол­ня­ли глав­ную роль в опе­ре "Шах Ис­ма­ил". Как вы по­лу­чи­ли это пред­ло­же­ние и как сре­а­ги­ро­ва­ли на ва­ше ис­пол­не­ние ха­нен­де-ак­са­ка­лы?

- Ес­те­с­т­вен­но, глав­ную роль сра­зу ни­ко­му не до­ве­ря­ют. Спер­ва про­ве­ри­ли, как я уже го­во­рил, на­зна­чи­ли ис­пы­та­тель­ный срок. Ведь на опер­ной сце­не го­лос не все ре­ша­ет, важ­но так­же и ак­тер­ское ма­с­тер­ство. Но уже с пер­во­го ра­за ска­за­ли, что у это­го ис­пол­ни­те­ля хо­ро­ший го­лос для Ша­ха Ис­ма­и­ла. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя я ис­пол­нил эту роль. И по сей день ис­пол­няю ее толь­ко я. Хо­тя дваж­ды ее ис­пол­нил и мой друг Са­бу­хи Иба­ев.

Что же ка­са­ет­ся ре­ак­ции ма­с­ти­тых ис­пол­ни­те­лей му­га­ма, от них я слы­шал толь­ко по­ло­жи­тель­ные от­зы­вы. То ли от выс­шей при­ро­ды му­га­ма, то ли от че­го-то дру­го­го, но я все­г­да встре­чал под­держ­ку и по­ощ­ре­ние.

Ду­маю, бла­го­да­ря за­бо­те го­су­дар­ства о за­слу­жен­ных ма­с­те­рах они, в свою оче­редь, про­яв­ля­ют за­бо­ту о нас. Они ис­пы­та­ли на этом пу­ти тя­же­лые ис­пы­та­ния, пре­одо­ле­ли мно­го труд­но­с­тей. Мы же бла­го­да­ря за­бо­те го­су­дар­ства и лич­но ру­ко­во­ди­те­ля Фон­да Гей­да­ра Али­е­ва Ме­х­ри­бан ха­ным Али­е­вой идем по бо­лее удоб­но­му пу­ти. Од­на­ко мно­гое за­ви­сит и от са­мо­го че­ло­ве­ка. Ес­ли нам со­зда­ли та­кие хо­ро­шие ус­ло­вия, то и мы не долж­ны сво­ра­чи­вать со сво­е­го пу­ти.

- Раз уж речь за­шла об опе­ре, вам ни­ко­г­да не хо­те­лось сы­г­рать Медж­ну­на?

- Зна­е­те, это же не пла­но­вое обя­за­тель­ст­во, тре­бу­ю­щее сы­г­рать ту или иную роль. Сы­г­рать Медж­ну­на мне не по­зво­ля­ет, в пер­вую оче­редь, моя ком­плек­ция. Медж­нун дол­жен быть ху­дым. Да и мой го­лос не под­хо­дит для этой ро­ли. Я ви­жу се­бя в ро­ли имен­но Ша­ха Ис­ма­и­ла. Мо­жет, с го­да­ми это и про­изой­дет. Но у ме­ня хо­ро­шие ана­ли­ти­че­с­кие спо­соб­ности. Ис­пол­ни­тель не мо­жет ис­пол­нять все, что ему хо­чет­ся. Не­об­хо­ди­мо, что­бы го­лос со­от­вет­ство­вал.

- На­сколь­ко мне из­ве­ст­но, в по­сле­ду­ю­щие го­ды в те­ле­ви­зи­он­ном кон­кур­се му­га­ма уже уча­с­т­во­ва­ли и ва­ши вос­пи­тан­ни­ки. Ка­ков был ваш пер­вый и ос­но­во­по­ла­га­ю­щий со­вет как на­став­ни­ка, про­шед­ше­го этот путь?

- К пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­с­ти я при­сту­пил сра­зу же в 2005 го­ду. И уже в кон­кур­се 2006 го­да уча­с­т­во­ва­ли и мои вос­пи­тан­ни­ки. Я им со­ве­то­вал, преж­де все­го, ста­рать­ся, при­ла­гать уси­лия. Ха­нен­де дол­жен учить­ся, пре­одо­ле­вая труд­но­с­ти. Ин­те­ре­со­вать­ся не­из­ве­дан­ным, на­хо­дить­ся в по­ис­ке. Есть сту­ден­ты, у ко­то­рых ба­за ши­ре, чем про­слу­шан­ное. Ра­бо­тать с та­ки­ми удоб­но. Но есть и та­кие, ко­му при­хо­дит­ся объ­яс­нять все до ме­ло­чей. Вот то­г­да при­хо­дит­ся труд­нее. Ведь то, че­му ты его учишь, ему еще чуж­до. Есть сту­ден­ты, ко­то­рые на­чи­на­ют за­ни­мать­ся толь­ко пос­ле тре­ть­е­го кур­са. Я же им го­во­рю, что це­ни­те вы­пав­шие на ва­шу до­лю шан­сы. Ведь я обу­чаю их то­му, че­му ме­ня на­учил мой на­став­ник. Есть сту­ден­ты, с ко­то­ры­ми про­во­жу пси­хо­ло­ги­че­с­кие бе­се­ды, со­ве­тую быть в по­сто­ян­ном по­ис­ке, ра­бо­тать над со­бой, что­бы су­меть оце­нить свой го­лос. Мно­гие по­да­ют на­деж­ды. Глав­ное, на­до быть це­ле­у­с­т­рем­лен­ным.

- Не­ко­то­рое вре­мя хо­ди­ли раз­го­во­ры о вме­ша­тель­ст­ве на­род­но­го ар­ти­с­та Али­ма Га­сы­мо­ва в ва­ше ис­пол­не­ние на це­ре­мо­нии от­кры­тия На­ци­о­наль­ной кон­сер­ва­то­рии. Как вы са­ми вос­при­ня­ли это?

- Алим Га­сы­мов - ве­ли­кий ма­с­тер, про­сла­вив­ший азер­бай­джан­ский му­гам во всем ми­ре. Он ма­с­тер ду­шою. Я ис­пол­нял раз­дел "Диль­кеш", а ко­г­да пе­ре­шел в "Шах­наз", Алим Га­сы­мов то­же вдох­но­вил­ся и при­со­еди­нил­ся ко мне. Для ме­ня это бы­ло ле­ст­но. По­том он и сам ска­зал, что мое ис­пол­не­ние до­ста­ви­ло ему удо­воль­ст­вие, и он то­же за­хо­тел спеть.

- А го­во­ри­ли вы об этом с са­мим Алим му­ал­ли­мом?

- Нет, не го­во­ри­ли. Да и по­во­да для это­го не бы­ло. Я спел, а ма­с­тер от серд­ца вы­раз­ил свои чув­ства по­сред­ством му­га­ма. А в кон­це да­же по­шу­тил: "Пе­ре­хо­ди к тес­ни­фу, сы­нок". Ес­те­с­т­вен­но, и в этом во­про­се не­ко­то­рые про­яви­ли свое ну­т­ро. Кто-то ска­зал, что Тяй­а­ру Бай­ра­мо­ву не хва­ти­ло го­ло­са, дру­гие - что я сфаль­ши­вил, и т.д. Но ис­пол­ни­те­ли му­га­ма, раз­би­ра­ю­щи­е­ся в нем слу­ша­те­ли бы­ли сви­де­те­ля­ми то­го, что с го­ло­сом у ме­ня все бы­ло в по­ряд­ке. Про­сто имен­но на этом ме­ро­при­ятии не­це­ле­со­о­б­раз­но бы­ло слиш­ком за­тя­ги­вать вы­ступ­ле­ние, и ма­с­тер сво­е­в­ре­мен­ным вме­ша­тель­ст­вом по­мог мне. По­счи­тал это нуж­ным и по­сту­пил так. 

- Хо­чу вер­нуть­ся к раз­го­во­ру о твор­че­с­т­ве. Рань­ше ха­нен­де со­чи­ня­ли мно­го пе­сен в сти­ле на­род­ных. Сей­час та­ких пе­сен ма­ло. Вы не ду­ма­е­те взять­ся за это?

- Вы со­вер­шен­но пра­вы. На­до при­знать, что в по­след­нее вре­мя та­ких пе­сен по­чти не пи­шет­ся, но у ме­ня есть не­ко­то­рые на­бро­с­ки. Со­би­ра­юсь об­ра­бо­тать и пред­ста­вить их вме­с­те с дру­зь­я­ми по твор­че­с­т­ву Те­б­ри­зом Усу­бо­вым и Ра­ша­дом Иб­ра­ги­мо­вым. Есть и на­род­ные пес­ни, ко­то­рые мы об­ра­бо­та­ли в но­вом сти­ле, и я ис­пол­нил их. Су­дя по от­зы­вам, по­лу­чи­лось не­пло­хо. По­вто­рюсь, что, на­учись я иг­ре на та­ре, ко­г­да от­ец за­пи­сал ме­ня в кру­жок, се­год­ня со­чи­нял бы тес­ни­фы. На­ши вы­да­ю­щи­е­ся ма­с­те­ра Али­ба­ба Ма­ме­дов, Гу­лу Ас­ке­ров, Ба­х­рам На­си­ров, к при­ме­ру, со­чи­ня­ли пре­крас­ные пес­ни бла­го­да­ря уме­нию иг­ре на та­ре. Прав­да, у нас бы­ли и ком­по­зи­то­ры, ко­то­рые не мог­ли иг­рать ни на од­ном ин­стру­мен­те.

- Ес­ли по­ло­жить на ча­ши ве­сов про­фес­сию юрис­та и ис­пол­ни­те­ля му­га­мов, что бы пе­ре­ве­си­ло?

- Зна­е­те, oдна ошиб­ка юрис­та мо­жет сло­мать жизнь че­лове­ку и его близ­ким. А пе­вец мо­жет ис­пор­тить на­стро­е­ние ты­ся­чам, да­же мил­ли­онам лю­дей. По­это­му для ме­ня обе про­фес­сии рав­ны. Но быть юрис­том я стре­мил­ся с дет­ства. 

- Ду­ма­е­те ли вы­сту­пить с со­льным кон­цер­том?

- Че­ст­но го­во­ря, да­же не ду­маю об этом. Не по­то­му, что ис­пы­ты­ваю труд­но­с­ти или не смо­гу спеть. Спек­такль "Шах Ис­ма­ил" дли­тель­но­с­тью 3 ча­са ра­вен трем кон­цер­там. Но у ме­ня нет вре­ме­ни для кон­цер­та, для ор­га­ни­за­ци­он­ных во­про­сов. Знаю о том, как го­то­вят­ся к кон­цер­ту. Арен­ду­ют зал, а по­том на­чи­на­ют раз­да­вать би­ле­ты. На сто­и­мость арен­ды за­ла я луч­ше за­пи­шу не­сколь­ко му­га­мов, и они ос­та­нут­ся на­все­г­да.

Вме­с­те с тем я пла­ни­рую вы­сту­пить ле­том с кон­цер­том пе­ред слу­жа­щи­ми од­ной из са­мых от­да­лен­ных во­ин­ских ча­с­тей в Аг­да­ме. Воз­мож­но, возь­му с со­бой ту­да и не­сколь­ких мо­их сту­ден­тов. Во­об­ще, по-мо­е­му, ло­гич­нее тра­тить день­ги на но­вые ди­с­ки, но­вые пес­ни, чем на кон­церт. Ведь мы за­ра­ба­ты­ва­ем не так мно­го, что­бы тра­тить­ся толь­ко ра­ди то­го, что­бы пу­с­тить пыль в гла­за ор­га­ни­за­ци­ей кон­цер­та. Это мое мне­ние. Я это так по­ни­маю, а до дру­гих мне де­ла нет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

760


Актуально