25 Декабря 2024

Среда, 05:16

ИСТОРИЯ, ВОПЛОЩЕННАЯ В ИСКУССТВЕ

Марат Ахвердиев мечтает увидеть свою "Легенду трех морей" на сцене Академического национального драматического театра

Автор:

13.01.2015

Его пье­сы "Суд в се­мье", "Лю­бовь, черт и лам­ба­да", "Лю­бов­ни­цы", "Ах, жен­щи­ны, жен­щи­ны", "Рев­ни­вые серд­ца", "Лю­бов­ные му­ки", "Аме­ри­кан­ский зять" и дру­гие дав­но за­во­е­ва­ли чи­та­тель­ские и зри­тель­ские сим­па­тии. Эти про­из­ве­де­ния бы­ли по­став­ле­ны в Азер­бай­джан­ском го­су­дар­ствен­ном ака­де­ми­че­с­ком дра­ма­ти­че­с­ком и дру­гих те­а­т­рах Азер­бай­джа­на. Но Ма­рат Ах­вер­ди­ев пи­шет не толь­ко ко­ме­дии. По его сце­на­ри­ям сня­ты те­ле­ви­зи­он­ные ху­до­же­с­т­вен­ные филь­мы "С то­бой и без те­бя", "Жду те­бя" и "Опе­ра­ция "Жи­гу­ли". А в про­из­ве­де­ни­ях "Га­ра­бах ши­кя­с­тя­си", "Са­мо­от­вер­жен­ность" и "Ле­ген­да трех мо­рей" от­ра­же­ны важ­ней­шие со­бы­тия но­вей­шей ис­то­рии Азер­бай­джа­на.

- Ма­рат му­ал­лим, вы вы­рос­ли в се­мье ма­с­те­ров куль­ту­ры. На­вер­ное, дет­ские го­ды бы­ли очень ин­те­рес­ны­ми?

- Я ро­дил­ся 21 ию­ля 1938 го­да в Ба­ку. Мой от­ец Хан­лар Ах­вер­ди­ев был за­слу­жен­ным ар­ти­с­том Азер­бай­джа­на и Турк­ме­нии, со­ли­с­том Те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та. Ма­ма - Джа­хан Аф­руз (Ди­ла­но­ва) бы­ла по­этес­сой-дра­ма­тур­гом. Сбор­ни­ки ее сти­хов "Две ма­те­ри", "Стро­ки люб­ви", "Сти­хот­во­ре­ния", "Го­ры", "Два празд­ни­ка" пе­ре­ве­де­ны на рус­с­кий, ис­пан­ский, турк­мен­ский язы­ки, из­да­ны в Ин­дии. Ее рас­ска­зы­ва­ю­щие о со­бы­ти­ях в Ин­дии про­из­ве­де­ния "Боль­шая вол­на Ган­га", "Судь­ба Та­и­ра" и дру­гие бы­ли по­став­ле­ны на сце­нах мо­с­ков­ских те­а­т­ров в 1970-е го­ды и поль­зо­ва­лись боль­шим ус­пе­хом. В Азер­бай­джа­не и дру­гих ре­с­пуб­ли­ках быв­ше­го СССР бы­ли по­став­ле­ны ее про­из­ве­де­ния "При­шел ска­зать, что люб­лю", "Му­за".

В се­мье нас, де­тей, бы­ло двое. У ме­ня и мо­е­го бра­та За­ура, ко­то­рый был млад­ше на три го­да, бы­ло ин­те­рес­ное дет­ство. Дру­зья на­ших ро­ди­те­лей то­же бы­ли из ми­ра ис­кус­ства. Кто к нам за­хо­дил? По­эты, пи­са­те­ли, ак­те­ры, ре­жис­се­ры… Ко­неч­но, в по­доб­ной се­мье не по­лю­бить ли­те­ра­ту­ру, ис­кус­ство, те­атр бы­ло не­воз­мож­но.

- С дет­ства вы ин­те­ре­со­ва­лись жи­во­пи­сью. А по­че­му, вы­би­рая про­фес­сию, от­да­ли пред­по­чте­ние ар­хи­тек­ту­ре?

- В 1956 го­ду окон­чил шко­лу №74 в Ба­ку. В то вре­мя в Азер­бай­джа­не ву­за по жи­во­пи­си не бы­ло. Что­бы по­лу­чить выс­шее об­ра­зо­ва­ние в этой об­ла­с­ти, на­до бы­ло ехать в Мос­к­ву или Ле­нин­град. Но ро­ди­те­ли ска­за­ли, что не мо­гут от­пу­с­тить ме­ня, а ар­хи­тек­ту­ра - очень близ­кая к жи­во­пи­си про­фес­сия. По­это­му по­дал до­ку­мен­ты в Азер­бай­джан­ский по­ли­тех­ни­че­с­кий ин­сти­тут (ны­не Азер­бай­джан­ский тех­ни­че­с­кий уни­вер­си­тет. - З.Ф.). По­сту­пил на ар­хи­тек­тур­ный фа­куль­тет. В сту­ден­че­с­кие го­ды моя лю­бовь к ис­кус­ству еще бо­лее уси­ли­лась. По­се­тил с га­с­т­ро­ля­ми ре­с­пуб­ли­ки быв­ше­го СССР в ка­че­с­т­ве со­ли­с­та ан­сам­бля на­род­ных ин­стру­мен­тов и эс­т­рад­но­го ор­ке­с­т­ра ин­сти­ту­та.

- Дол­гие го­ды вы ра­бо­та­ли в об­ла­с­ти ар­хи­тек­ту­ры…

- Да. Окон­чив ин­сти­тут, 12 лет про­ра­бо­тал в стро­и­тель­ст­ве. Стал глав­ным ин­же­не­ром. По­свя­тил ар­хи­тек­ту­ре 35 лет сво­ей жиз­ни. В те го­ды за­ни­мал раз­ные долж­но­с­ти в Уп­рав­ле­нии ре­с­та­в­ра­ции па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры при Ми­ни­с­тер­стве куль­ту­ры. Уча­с­т­во­вал в ре­с­та­в­ра­ции по­чти 1000 объ­ек­тов, сре­ди ко­то­рых па­мят­ни­ки на­шей ис­то­рии и куль­ту­ры, а так­же Те­атр опе­ры и ба­ле­та, Те­атр пес­ни име­ни Ра­ши­да Бей­бу­то­ва, му­зеи, ме­че­ти, ме­д­ре­се, двор­цы и тюр­бе.

- Мож­но ли ска­зать, что ли­те­ра­тур­ный та­лант вы пе­ре­ня­ли у ма­те­ри?

- Да. Я с са­мо­го дет­ства ча­с­то бы­вал в Те­а­т­ре опе­ры и ба­ле­та, где дол­гие го­ды тру­дил­ся мой от­ец, был со­ли­с­том. Он ис­пол­нял глав­ные ро­ли - Ша­ха Ис­ма­и­ла в опе­ре "Шах Ис­ма­ил", Медж­ну­на в "Лей­ли и Медж­нун", Ке­ре­ма в "Ас­ли и Ке­рем", Га­ри­ба в "Ашыг Га­риб". Я смо­т­рел эти спек­так­ли. А ма­ма со­зда­ва­ла свои про­из­ве­де­ния. Я и брат За­ур рос­ли в та­кой вот сре­де. По­это­му слу­чив­ше­е­ся за­ко­но­мер­но.

- Вы ав­тор мно­гих про­из­ве­де­ний. Од­на­ко в ли­те­ра­ту­ру при­шли как пе­ре­вод­чик.

- В 1970-е го­ды пе­ре­вел на рус­­ский язык сти­хот­во­ре­ния, по­эмы мо­ей ма­те­ри.

- Зна­ла ли ма­ма о том, что вы за­ни­ма­е­тесь ли­те­ра­тур­ным твор­че­с­т­вом?

- Ма­ма все­г­да по­ощ­ря­ла ме­ня взять­ся за пе­ро. Я пи­сал, но го­во­рить ей об этом стес­нял­ся.

- Она так и не уз­на­ла об этом?

- Нет, не уз­на­ла.… Во­об­ще ро­ди­те­ли ни­че­го нам не за­пре­ща­ли. Од­на­ко бла­го­да­ря им мы уже с ма­лых лет зна­ли це­ну ис­кус­ству, по­ни­ма­ли от­вет­ствен­ность. По­это­му я все­г­да го­во­рю, что стес­нял­ся петь при от­це и пи­сать при ма­те­ри. Их тре­бо­ва­ния к ис­кус­ству бы­ли так же воз­вы­шен­ны, как и лю­бовь к ней.

Ма­ма скон­ча­лась в 1984 го­ду, че­рез че­ты­ре с по­ло­ви­ной го­да пос­ле смер­ти от­ца. Пос­ле ма­мы я про­дол­жаю ее путь.

- Ва­ши про­из­ве­де­ния на­ча­ли ста­вить на сце­не с на­ча­ла 1990-х го­дов, и вы про­сла­ви­лись как дра­ма­тург…

- За­слу­жен­ный де­я­тель ис­кусств, глав­ный ре­жис­сер Лян­кя­ран­ско­го го­су­дар­ствен­но­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра Ба­ба Рза­ев по­ста­вил в этом те­а­т­ре два про­из­ве­де­ния мо­ей ма­те­ри. Во вре­мя под­го­тов­ки к спек­так­лю он спро­сил, по­че­му я сам не пи­шу, хо­тя так хо­ро­шо во всем раз­би­ра­юсь? Он был так на­стой­чив, что я был вы­нуж­ден при­знать­ся, что за­ни­ма­юсь ли­те­ра­тур­ным твор­че­с­т­вом. По его же пред­ло­же­нию на­пи­сал и пе­ре­дал ему свое пер­вое про­из­ве­де­ние - ко­ме­дию "Се­мей­ный суд". В по­ста­нов­ке Ба­бы Рза­е­ва она поль­зо­ва­лась боль­шим ус­пе­хом. Он ска­зал мне, что я дол­жен про­дол­жить. На­пи­сал "Лю­бовь, черт и лам­ба­да". Эта по­ста­нов­ка так­же ста­ла ус­пеш­ной и бы­ла очень по­пу­ляр­на. Пос­ле это­го мно­гие те­а­т­ры на­ла­ди­ли со мной твор­че­с­кие свя­зи.

Спек­такль по­смо­т­рел и то­г­даш­ний ди­рек­тор Ака­де­ми­че­с­ко­го на­ци­о­наль­но­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра Га­са­на­га Ту­ра­бов. По­зна­ко­ми­лись. Он ска­зал мне: "Ты та­лан­т­ли­вый че­ло­век, но по­че­му не пи­шешь пье­сы?". В 1992 го­ду я на­пи­сал пье­су "Ах, жен­щи­ны, жен­щи­ны" и от­нес са­мо­му Ту­ра­бо­ву. Пье­са ему очень по­нра­ви­лась. Он вы­звал ре­жис­се­ра Ма­ра­хи­ма Фар­за­ли­бе­ко­ва. Ска­зал: "Это про­из­ве­де­ние я уже про­чел, про­чи­тай и ты". Ма­ра­хим Фар­за­ли­бе­ков по­ста­вил "Ах, жен­щи­ны, жен­щи­ны" на сце­не драм­те­а­т­ра с Си­я­ву­шем Ас­ла­ном и Фи­ран­гиз Му­тал­ли­мо­вой в глав­ных ро­лях. Спек­такль был встре­чен с ин­те­ре­сом. Че­рез год в этом те­а­т­ре зри­те­лям бы­ла пред­став­ле­на моя ко­ме­дия "Рев­ни­вые серд­ца" в по­ста­нов­ке то­го же Ма­ра­хи­ма Фар­за­ли­бе­ко­ва. Пре­крас­ная иг­ра ак­те­ров Яша­ра Ну­ри и Ари­фа Гу­ли­е­ва про­сла­ви­ла этот спек­такль.

- Эта ва­ша ко­ме­дия про­сла­ви­лась и в Тур­ции.

- Да. Ко­ме­дию по­ста­вил твор­че­с­кий кол­лек­тив Му­ни­ци­паль­но­го те­а­т­ра Са­рый­ер в Стам­бу­ле. В 2000 го­ду ме­ня при­гла­си­ли ту­да на пре­мье­ру. В знак ува­же­ния ее по­ста­ви­ли во двор­це "Чы­ра­ган", где обыч­но про­во­дят­ся ме­ро­при­ятия го­су­дар­ствен­но­го уров­ня, и про­шла она с боль­шим ус­пе­хом. Там у ме­ня по­про­си­ли дру­гое про­из­ве­де­ние, и я пе­ре­дал им пье­су "Ах, женщи­ны, жен­щи­ны". Оба про­из­ве­де­ния бы­ли по­став­ле­ны на раз­лич­ных сце­нах Тур­ции - в те­а­т­ре Чем­бер­ли­таш и Му­ни­ци­паль­ном те­а­т­ре Са­рый­ер в Стам­бу­ле, в те­а­т­ре Уни­вер­си­те­та Фа­тих.

- Вы ав­тор не толь­ко дра­ма­ти­че­с­ких про­из­ве­де­ний, но и ин­те­рес­ных сце­на­ри­ев.

- Ре­жис­сер Лют­фи Ма­мед­бе­ков снял по мо­е­му сце­на­рию те­ле­ви­зи­он­ный ху­до­же­с­т­вен­ный фильм "С то­бой и без те­бя". Фильм был мно­го­крат­но по­ка­зан по го­су­дар­ствен­но­му те­ле­ви­де­нию. Дру­гое мое про­из­ве­де­ние "Жду те­бя" то­же эк­ра­ни­зи­ро­вал Лют­фи Ма­мед­бе­ков.

- На по­сле­ду­ю­щем эта­пе твор­че­с­т­ва вы ста­ли со­зда­вать про­из­ве­де­ния, опи­сы­ва­ю­щие об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­с­кую жизнь на­шей стра­ны. "Га­ра­бах ши­кя­с­тя­си", "Са­мо­от­вер­жен­ность" и "Ле­ген­да трех мо­рей" от­ра­жа­ют со­бы­тия на­шей не­дав­ней ис­то­рии.

- В 1993 го­ду стра­на все еще на­хо­ди­лась в тя­же­лом по­ло­же­нии. Шла вой­на. Ко­г­да я вспо­ми­наю тот пе­ри­од, пе­ред мо­и­ми гла­за­ми все­г­да ожи­ва­ет об­раз яр­кой лич­но­с­ти, по­сто­ян­но вы­хо­див­шей по­бе­ди­тель­ни­цей из са­мых слож­ных об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­с­ких си­ту­а­ций. Это - об­ще­на­ци­о­наль­ный ли­дер на­ше­го на­ро­да Гей­дар Али­ев. Имен­но по­это­му не­ма­лая часть мо­е­го твор­че­с­т­ва по­свя­ще­на этой вы­да­ю­щей­ся лич­но­с­ти и его де­я­тель­но­с­ти.

В те тя­же­лые дни в сво­ем вы­ступ­ле­нии Гей­дар Али­ев при­звал всех встать на за­щи­ту Ро­ди­ны. Этот при­зыв за­пал мне в серд­це, и я на­пи­сал про­из­ве­де­ние "Га­ра­бах ши­кя­с­тя­си". В этом про­из­ве­де­нии, на­пи­сан­ном в 1993 го­ду, го­во­рит­ся о воз­вра­ще­нии ве­ли­ко­го по­ли­ти­ка к вла­с­ти в Азер­бай­джа­не в тя­же­лое вре­мя, его ис­то­ри­че­с­ких за­слу­гах во имя спа­се­ния стра­ны. Ма­ра­хим Фар­за­ли­бе­ков снял двух­се­рий­ный те­ле­ви­зи­он­ный ху­до­же­с­т­вен­ный фильм по это­му сце­на­рию. Кар­ти­на бы­ла по­ка­за­на по го­су­дар­ствен­но­му те­ле­ви­де­нию.

Вто­рое мое про­из­ве­де­ние об об­ще­на­ци­о­наль­ном ли­де­ре на­зы­ва­ет­ся "Са­мо­от­вер­жен­ность". По сце­на­рию это­го про­из­ве­де­ния сня­ли од­но­имен­ный те­ле­ви­зи­он­ный фильм. По­том я на­пи­сал пье­су на ос­но­ве то­го сце­на­рия, ко­то­рую по­ста­ви­ли в Сум­гайыт­ском го­су­дар­ствен­ном те­а­т­ре му­зы­каль­ной дра­мы, а так­же в Ака­де­ми­че­с­ком на­ци­о­наль­ном дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре, где ее пре­мье­ра про­шла с боль­шим ус­пе­хом.

- По­свя­щен­ную стро­и­тель­ст­ву неф­те­п­ро­во­да Ба­ку - Тби­ли­си - Джей­хан пье­су "Ле­ген­да трех мо­рей" вы на­зы­ва­е­те вер­ши­ной сво­е­го твор­че­с­т­ва.

- В но­вей­шей ис­то­рии Азер­бай­джа­на про­ис­хо­дят очень важ­ные со­бы­тия. Неф­те­п­ро­вод Ба­ку - Тби­ли­си - Джей­хан яв­ля­ет­ся од­ним из ве­ли­ких про­ек­тов, ко­то­рый ук­ре­пил по­зи­ции Азер­бай­джа­на во всем ми­ре. Он очень ва­жен для ны­неш­не­го и бу­ду­ще­го раз­ви­тия стра­ны. Ра­бо­тая над этим про­из­ве­де­ни­ем, я оз­на­ко­мил­ся с раз­ны­ми до­ку­мен­та­ми, офи­ци­аль­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми и еще раз уви­дел, ка­ким ве­ли­ким по­ли­ти­ком и го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем был Гей­дар Али­ев. Вы­сту­пав­шие про­тив го­су­дар­ствен­но­с­ти Азер­бай­джа­на си­лы стре­ми­лись по­ме­щать про­клад­ке неф­те­п­ро­во­да Ба­ку - Тби­ли­си - Джей­хан. Их ко­вар­ные пла­ны смог пред­от­вра­тить толь­ко та­кой му­д­рый и ре­ши­тель­ный по­ли­тик, как Гей­дар Али­ев. Имен­но по­это­му я в тре­тий раз об­ра­тил­ся к те­ме об этой ге­ни­аль­ной лич­но­с­ти.

- По­че­му так до­лог был путь на сце­ну это­го про­из­ве­де­ния?

- Я ра­бо­тал над ним до­воль­но дол­го - це­лых пять лет. Пье­са бы­ла по­став­ле­на в Гян­д­жин­ском го­су­дар­ствен­ном дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре в 2013 го­ду в со­от­вет­ствии с ут­вер­жден­ным Ми­ни­с­тер­ством куль­ту­ры ре­пер­ту­а­ром. Я очень до­во­лен кол­лек­ти­вом это­го те­а­т­ра. Весь твор­че­с­кий и тех­ни­че­с­кий со­став во гла­ве с ре­жис­се­ром-по­ста­нов­щи­ком, за­слу­жен­ным ар­ти­с­том ре­с­пуб­ли­ки Ра­ми­зом Ве­ли­е­вым ра­бо­тал над спек­так­лем, не жа­лея сил. Од­на­ко у те­а­т­ра бы­ла сла­бая ма­те­ри­аль­ная ба­за, не хва­та­ло ка­д­ров. По­это­му пье­са бы­ла во­пло­ще­на на сце­не не пол­но­стью.

Моя са­мая боль­шая меч­та - осу­ще­с­т­вить при по­мо­щи Ми­ни­с­тер­ства куль­ту­ры и ту­риз­ма по­ста­нов­ку пье­сы "Ле­ген­да трех мо­рей" на сце­не Ака­де­ми­че­с­ко­го на­ци­о­наль­но­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра или об­ла­да­ю­ще­го бо­лее ши­ро­ки­ми тех­ни­че­с­ки­ми воз­мож­но­с­тя­ми дру­го­го сто­лич­но­го те­а­т­ра.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

641


Актуально