25 Декабря 2024

Среда, 05:04

НАХОДКА ДЛЯ ТЕАТРА

Ахмед бека Бадалбейли можно причислить к разряду героических актеров своего времени

Автор:

10.02.2015

Не­лег­ка судь­ба тех, кто да­ле­ко опе­ре­дил свой век. Че­ло­век бу­ду­ще­го встре­ча­ет в со­вре­мен­ни­ках не­по­ни­ма­ние, в худ­шем слу­чае - фа­на­тизм. Но он зна­ет, что ис­то­рия от­пла­тит ему сто­ри­цей.

Се­год­ня име­на тех, кто на ру­бе­же XIX и XX ве­ков в Шу­ше и Ба­ку со­зда­вал тра­ди­ции азер­бай­джан­ско­го те­а­т­ра, из­ве­ст­ны по­чти всем. Каж­дый вто­рой, кто ра­бо­тал над пер­вы­ми те­а­т­раль­ны­ми по­ста­нов­ка­ми, со­здал свою шко­лу в на­ци­о­наль­ном ис­кус­стве, за­ло­жил тра­ди­ции и вос­пи­тал уче­ни­ков.

Не­ко­то­рые по­ла­га­ют, что ра­бо­та в те­а­т­ре то­го вре­ме­ни - это акт ку­мов­ства. И дей­стви­тель­но, на­ши "от­цы-ос­но­ва­те­ли" те­а­т­ра и опе­ры в боль­шин­стве при­хо­ди­лись друг дру­гу род­ствен­ни­ка­ми: од­ни пи­са­ли пье­сы и ли­б­рет­то, вто­рые - му­зы­ку, тре­тьи бы­ли ре­жис­се­ра­ми, чет­вер­тые иг­ра­ли в по­ста­нов­ках. А кто-то был жур­на­ли­с­том и те­а­т­раль­ным кри­ти­ком. Вме­с­те с тем не все бы­ло так про­сто. Те­а­т­ры не на­хо­ди­лись на го­су­дар­ствен­ных до­та­ци­ях, на­про­тив, со­дер­жа­ние и ра­бо­та в них бы­ли де­лом убы­точ­ным и да­же опас­ным. По­то­му вряд ли по­доб­ные се­мей­ные под­ря­ды мож­но бы­ло на­звать ку­мов­ством, речь идет ско­рее о со­зда­нии тра­ди­ции груп­пой еди­но­мыш­лен­ни­ков, сре­ди ко­то­рых бы­ли не толь­ко род­ствен­ни­ки, но и дру­зья дет­ства.

 

…все жен­ские ро­ли 

Ах­мед бек Ба­дал­бей­ли - один из них. Его стар­ший брат Ба­дал бек был из­ве­ст­ным об­ще­ствен­ным де­я­те­лем, про­све­ти­те­лем, пе­да­го­гом, а за­од­но и ре­жис­се­ром в те­а­т­ре. А его пле­мян­ни­ки - зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор Аф­ра­си­яб и ре­жис­сер Шам­си Ба­дал­бей­ли. Ах­мед бек, кро­ме то­го, при­хо­дил­ся дво­ю­род­ным бра­том са­мо­му Узе­и­ру Га­джи­бе­ко­ву.

Ах­мед бек, об­ла­да­тель ве­ли­ко­леп­но­го ли­ри­че­с­ко­го те­но­ра, те­лос­ло­же­ни­ем силь­но от­ли­чал­ся от стар­ше­го бра­та. Тот был креп­ким, вы­со­ким и в це­лом фи­зи­че­с­ки силь­ным че­ло­ве­ком. Ах­мед бек же, на­про­тив, был не­боль­шо­го ро­с­та, имел по­ка­тые пле­чи и тон­кие чер­ты ли­ца. Для за­ня­той те­а­т­ром се­мьи он стал на­сто­я­щей на­ход­кой. Жен­щи­ны то­г­да, как из­ве­ст­но, в те­а­т­ре иг­рать от­ка­зы­ва­лись - бы­ло не при­ня­то вы­сту­пать на сце­не пред­ста­ви­тель­ни­цам сла­бо­го по­ла. А де­нег у азер­бай­джан­ско­го те­а­т­ра в Шу­ше не бы­ло, что­бы на­ни­мать ино­с­т­ран­ных ак­трис (что, кста­ти, мог се­бе иной раз по­зво­лить Ба­кин­ский са­мо­де­я­тель­ный те­атр, су­ще­с­т­во­вав­ший в на­ча­ле ве­ка при ре­аль­ном учи­ли­ще). В ито­ге мо­ло­до­му Ах­мед бе­ку при­шлось иг­рать все име­ю­щи­е­ся жен­ские ро­ли. Впер­вые он вы­шел на под­мост­ки в 1910 го­ду в воз­рас­те ше­ст­над­ца­ти лет. Ска­зать, что ра­бо­та Ах­мед бе­ка бы­ла тя­же­лой, зна­чит, ни­че­го не ска­зать. Мно­гие пье­сы пе­ре­пи­сы­ва­лись, что­бы сни­зить ко­ли­че­с­т­во жен­ских пер­со­на­жей, но ча­ще де­ла­ли так, что­бы они не по­яв­ля­лись од­но­вре­мен­но в од­ной сце­не. В ито­ге Ах­мед бе­ку, ко­то­рый был са­мым юным из уча­ст­ни­ков те­а­т­ра, при­хо­ди­лось за один спек­такль иг­рать сра­зу не­сколь­ко ро­лей, да к то­му же еще ре­бен­ка, что очень слож­но для ак­те­ра.

Бы­ла и дру­гая проб­ле­ма, ко­то­рая за­клю­ча­лась в зри­те­лях. Ча­с­то они ус­т­ра­и­ва­ли в те­а­т­ре по­гро­мы. Ах­мед бе­ка, сла­бо­го фи­зи­че­с­ки, не­од­но­крат­но ло­ви­ли на ули­це и из­би­ва­ли. Кста­ти, "От­ел­ло" в те­а­т­ре ста­вил­ся осо­бен­но ча­с­то имен­но из-за ми­ни­маль­но­го ко­ли­че­с­т­ва жен­ских об­ра­зов.

Бла­го­тво­ри­тель­ное об­ще­ство "Ни­джат", под­дер­жи­вав­шее те­атр, не­од­но­крат­но пы­та­лось со­брать день­ги, что­бы най­ти Ах­мед бе­ку за­ме­ну для ис­пол­не­ния жен­ских ро­лей. В Ти­ф­ли­се на тот мо­мент уже бы­ли жен­щи­ны, иг­рав­шие в те­а­т­ре, но ни од­на из них не зна­ла азер­бай­джан­ско­го или не уме­ла петь. В свя­зи с этим ак­те­ры шу­ти­ли, что по­ставь они спек­такль да­же на фран­цуз­ском, и то на­шлись бы ак­три­сы, го­то­вые сы­г­рать. В це­лом аль­тер­на­ти­вой для азер­бай­джан­ских те­а­т­ров в те вре­ме­на бы­ли Ка­зань и Ас­т­ра­хань. Та­та­ры, жив­шие там, при­ез­жа­ли в Ба­ку, учи­ли азер­бай­джан­ский и иг­ра­ли здесь. Од­на­ко для Шу­ши, куль­тур­ной, но, увы, не фи­нан­со­вой сто­ли­цы это бы­ло за­об­лач­ной меч­той.

Что­бы умень­шить дав­ле­ние на Ах­мед бе­ка, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние да­вать ему и муж­ские ро­ли, при­чем глав­ные. Но и это не по­мог­ло. В 1915 го­ду мо­ло­до­му ак­те­ру при­хо­ди­лось сут­ка­ми пря­тать­ся до­ма и вы­хо­дить на ули­цу толь­ко в со­про­вож­де­нии дру­зей или бра­та, ко­то­рый од­ним лишь сво­им су­ро­вым ви­дом уже от­пу­ги­вал ху­ли­га­нов. Но так дол­го про­дол­жать­ся не мог­ло. Ах­мед ­бе­ку на­шли ра­бо­ту пе­да­го­га в Гян­д­же (что бы­ло не­труд­но, так как он пре­крас­но вла­дел рус­с­ким и фран­цуз­ским язы­ка­ми), где он про­жил под вы­мыш­лен­ным име­нем Ми­ри вплоть до 1921 го­да.

 

Но­вый мир 

За мно­гое мож­но уп­ре­кать со­вет­скую власть, но пер­вые ее го­ды - это пе­ри­од куль­тур­но­го и ин­ду­с­т­ри­аль­но­го рас­све­та. Стро­и­лись же­лез­ные до­ро­ги и за­во­ды, бы­ла про­ве­де­на элек­три­фи­ка­ция всей стра­ны, вве­де­но обя­за­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. И осо­бен­ное вни­ма­ние но­вая власть уде­ли­ла куль­ту­ре, а имен­но ки­но и те­а­т­ру. В те­че­ние пер­вых де­ся­ти лет по все­му Азер­бай­джа­ну от­кры­ва­лись те­а­т­ры, и те, кто был до то­го мар­ги­на­лом, ока­за­лись вос­тре­бо­ван­ны­ми в но­вом ми­ре.

В 1921 го­ду Ах­мед бек уже под сво­им име­нем вер­нул­ся в род­ную Шу­шу, а в 1923-м в Аг­да­ме от­крыл соб­ствен­ный те­атр. Бы­ло ему то­г­да все­го-то 29 лет. Не­ма­ло­важ­но, что Ах­мед бек был до то­го пер­вым ис­пол­ни­те­лем жен­ских ро­лей во всех ра­бо­тах Га­джи­бе­ко­ва. Он сы­г­рал Лей­ли ("Лей­ли и Медж­нун"), Ас­ли ("Ас­ли и Ке­рем"), Гюль­наз ("Не та, так эта"), Гюль­чо­х­ру ("Ар­шин мал алан"), Мин­нат ха­ным ("Муж и же­на"), Тах­ми­ну ("Ру­с­там и Зо­х­раб"), Хур­шид­ба­ну ("Шах Аб­бас и Хур­шид­ба­ну"). Еще в 1916 го­ду он снял­ся в са­мой пер­вой азер­бай­джан­ской ки­но­ко­ме­дии "Ар­шин мал алан", сы­г­рав там Гюль­чо­х­ру. На­до ска­зать, что этот фильм был пер­вым и са­мым ус­пеш­ным на тот мо­мент ком­мер­че­с­ким про­ек­том. Он был снят на день­ги ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства "Фильм" бра­ть­ев Пи­рон и при­нес ком­па­нии и ак­те­рам не­ма­лую при­быль, что на тот мо­мент бы­ло рав­но­силь­но при­зна­нию. 

В со­вет­ские го­ды Ах­мед бек про­дол­жал иг­рать в те­а­т­ре, но уже муж­ские ро­ли - в опе­рет­тах сво­е­го двоюродного бра­та Узе­и­ра он во­пло­тил, на­ко­нец, Ас­ке­ра в "Ар­шин мал ала­не", Сар­ва­ра в "Не та, так эта", а так­же Ру­с­там бе­ка в той же опе­рет­те. Ах­мед бек Ба­дал­бей­ли стал со вре­ме­нем ус­пеш­ным ре­жис­се­ром, ру­ко­во­ди­те­лем и вос­пи­та­те­лем но­во­го по­ко­ле­ния, по­лу­чил зва­ние за­слу­жен­но­го де­я­те­ля ис­кусств Азер­бай­джа­на. Ах­мед бе­ка Ба­дал­бей­ли мож­но при­чис­лить к раз­ря­ду ге­ро­и­че­с­ких акте­ров сво­е­го вре­ме­ни, ко­то­рые во­пре­ки опас­но­с­ти, ис­хо­див­шей от кон­сер­ва­тив­ных сло­ев об­ще­ства, про­дол­жа­ли слу­жить ис­кус­ству и сво­ей Ро­ди­не во имя пре­крас­но­го.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

614


Актуально