Автор: Валентина РЕЗНИКОВА Баку
Гобелен или шпалера как вид декоративно-прикладного искусства известен давно. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона определяется как "ковер ручной работы, на котором разноцветной шерстью или отчасти шелком воспроизведена картина известного художника". Впрочем, помимо шелковых нитей вплетались также серебряные и золотые. Сейчас используются синтетические и искусственные волокна. В средние века и эпоху Возрождения гобелен выполнял функцию эстетическую и практическую. С эстетической точки зрения это было произведение искусства, воспроизводящее сюжеты мифологических историй, исторических и героических событий. С практической - им просто утепляли помещения очень богатых людей, потому что стоили эти шпалеры недешево. Зачастую сюжеты были представлены диптихом или триптихом. Сегодняшние художники, работающие в этом жанре, не уходя от канонической формы, используя современные технологии и материалы, создают свой стилистический язык общения с аудиторией зрителя.
Художница из Германии Маргрет Айкер привезла в Баку именно такую работу - "Ковры ручной работы". Эта выставка была представлена в YayGallery. Ее экспозиция - это посыл аудитории, обретший критическую и политическую окраску. Гобелены художницы - это послание современникам, которое закодированным языком метафор и символов выражает ее отношение к современному миру.
"Восточная идиллия"
В обрамлении из орнаментальной символики, которая справа и слева представлена атлантами, держащими на плечах небесный свод, а поверх этого нагромождение из преисподней, всадник-трубач на рысаке и военный, держащий лошадь за уздечку. Сюжет, отбрасывающий в историческое прошлое взаимоотношений Европы и Востока лет этак на 150. А может, и больше. Изображение как будто на экране. Это тоже дань современности. Экран - связующая нить между прошлым и настоящим. А еще - сообщение в будущее. Нераспадающаяся связь времен. И это тоже отслеживается нижней линией кадров из сводки новостей, сообщающей о нынешней стадии взаимоотношений между Востоком и Западом. Вот военные самолеты над древним городом. Вот крупным планом прицел боевого оружия, направленного на жизнь на земле: архитектурные памятники, люди, руины. И еще один подарок Востоку - животные с женскими формами: зебра и кенгуру, лениво потягивающие через трубочку джюс. Раскрепощенный Запад внес свой вклад в подменную структуру ценностей…
"Герои-2"
На переднем плане некто, похожий на Ходорковского. За спиной, внутри радужного коромысла, его материальные мечты. Сумеречное небо не приветствует ход его мыслей, его мечтаний. Он с грустью взирает на пасторальные сюжеты далекого прошлого и совсем недавнего настоящего. Там - эллинистическая идея о гармонии души и тела, человека и природы. А еще - идея - утопия о равенстве и братстве. Идеалы порушены. Они - в прошлом. Будущее мрачно и негармонично. Оно зыбко, ненадежно, его как будто бы и нет. Что же остается? Возлежащая между прошлым и будущим хранительница - не очага, но тела. Она не смотрит на этот мир. Он ей не интересен. Пальцы правой руки - на курке огромного пистолета. Она готова к бою. Готова всегда. Но вот только за что?
"Герои-1"
На фоне окна - группа людей. Парни и девушки. За окном - город с многочисленными кварталами. Домами, вписанными в геометрическое пространство. А вот и театральный занавес, собранный в левом углу. Он разделяет людей и мир за окном. Разделяя, создает ощущение театральных подмостков. И становится ясно, что город и люди, его населяющие, - это пьеса длиною в жизнь. Жизнь каждого из них. "Весь мир - театр! Все люди в нем - актеры: мужчины, женщины. И каждый играет свою роль…"
Вот в углу справа - воительница мегаполиса. Острие меча, который она сжимает обеими руками, упирается в голень сидящего на полу юноши. Взгляд ее ироничен и слегка презрителен. Она - сама по себе. Ей не интересны лжемачо с длинными волосами. Впрочем, как и все остальные. В левом углу - лежащая на подушках и упавшем интермедийном занавесе современная Даная. Она полуобнажена. Во взгляде - тоскливая отрешенность. Она тоже воительница. Но совсем иного рода. Мужчины для нее - средство к достижению цели. И не важно, какова эта цель. И четыре типа мужчин: брутальный, метросексуал, натурал и романтик. Он обнажен, и ему явно некомфортно в этом мире. У него ведь нет иммунитета против того разрушительного цинизма, который предлагает современный мегаполис. Да, собственно, и весь мир…
"Диана в привычной обстановке"
В римской мифологии - богиня растительного мира, охоты, женственности и плодородия. Изображали с полумесяцем на голове, с факелом в руках и длинной одежде. В современном мифе Диана тоже охотница. Но несколько другая. Охота за славой, популярностью, деньгами и мужчинами. Она знает себе цену и цену своим желаниям. Она - в красном купальнике. Цвет агрессивный, подающий сигнал об опасности. Она и правда опасна в своей вызывающей красоте, превращенной в оружие. В том боевом, напоминающем индейский, раскрасе, который выступает из-за ее спины стрелами разноцветных перьев. Ее не смущают объектив фотокамеры, множество обступивших ее мужчин в пляжных костюмах. Это естественная для нее среда. Она - генетическое звено в цепочке человеческого генома, простирающегося сквозь время и века.
"Истребленные животные"
В чем же совершенство мира? В его красоте? Или еще в чем-то? К примеру, в страсти человечества к истреблению братьев своих меньших? Если первобытный человек, убивая животное, шкуру его превращал в одежду, согревающую тело, то современные люди истребляют животных ради их меха. Природные такие шубки, которыми так хочется владеть красавицам мира. Легкий струящийся мех, изящно ниспадающий с плеч, живое тепло, окутывающее женские фигурки. Но только ли сегодня это началось? Человек прошлого тоже умел превратить собственные устремления к достатку во взаимовыгодный бартер с себе подобными. И опять театральный занавес. И подиум. Красота, замешанная на истреблении, выставляется напоказ. Вопрос о сохранении многих видов животных стоит очень остро. Так же, как и вопрос сохранения жизни на планете. Равно как и вопрос о нарушении гармоничного равновесия между человеком и миром.
"Игроки"
Этот гобелен напоминает экран телевизора. А если присмотреться повнимательнее, то, наверное, можно определить имена игроков по их лицам. Вероятно, заядлым болельщикам сделать это не составит труда. Фотографическая точность динамики движения игроков, выражение их лиц - дань современной медийности. Болельщики на трибунах за спинами игроков тоже отображены с фотографической подробностью. А внизу по нижней линии в орнаментальной части гобелена мы видим крупные планы болельщиков, неистово болеющих за своих игроков: мужчин, женщин… Игра! Игра спортивная приравнена к игре политической. Здесь многое замешано: и интересы держав, и интересы команд, и амбиции игроков. Игра, азарт, эмоции, адреналин, деньги.
"Режим изображения" - так назвала работы в этой экспозиции Маргрет Айкер. Режим - это значит условия существования чего-либо. Например, работы или деятельности. Деятельность Маргрет Айкер - это попытка переосмыслить закономерную последовательность преобразования мира: нравственного, материального, физического, интеллектуального. Кодируя свои послания человечеству художественными символами и метафорами, она, таким образом, соединяет наследие прошлого в изобразительном искусстве и настоящего. Но самое важное - это желание вступить в открытый диалог с миром и заставить его задуматься о том, что разрушительные процессы могут стать необратимыми, если вовремя не остановиться…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: