Автор: Джейхун НАДЖАФОВ Баку
- Недавно в Баку завершилась очередная встреча рабочей группы по определению правового статуса Каспия. Согласовав шесть пунктов будущей конвенции, эксперты решили встречаться раз в 1-2 месяца. Почему переговоры по статусу Каспия, длящиеся чуть ли не 15 лет, так сложно продвигаются? В чем основная проблема?
- Между РФ, Азербайджаном и Казахстаном в процессе определения правового статуса различий в позициях нет. Различия есть в позициях Ирана и Туркменистана. На данном этапе, несмотря на все попытки определенных сил, не удалось вбить клин в отношения между Москвой, Баку и Астаной.
России удалось достичь договоренности с Азербайджаном и Казахстаном. Конечно, многие важные технические вопросы до сих пор не отрегулированы. Считаю, что на сегодняшний день прикаспийские страны подписали достаточно важных документов, которые позволяют продвигаться вперед и даже особо не торопиться с конвенцией о правовом статусе. К примеру, в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии, принятого на третьем саммите руководителей прикаспийских стран в Баку 18 ноября 2010 года, есть реальные возможности сохранить стабильную ситуацию на Каспийском море. Просто надо реализовать это соглашение. По вопросам экологической безопасности на Каспии в августе 2006 года в Тегеране была подписана рамочная конвенция по защите морской среды Каспия. В рамках этой конвенции надо более строго относиться к тем компаниям, которые в ходе нефтедобычи на Каспии допускают утечку различных химических веществ в море. То есть надо более жестко следить за выполнением заложенных в эти документы обязательств.
Для России очень важно активизировать приграничное сотрудничество. Эта работа ведется, но недостаточно активно. Для таких прикаспийских субъектов России, как Дагестан, Астраханская область, Калмыкия, торговля с прикаспийскими странами играет важнейшую роль. Также важно развить судоходство на Каспии, урегулировать сохранившиеся до сих пор технические проблемы в обслуживании каспийских морских портов. Этот вопрос стал еще более актуальным на фоне создающихся морских хабов в азербайджанском поселке Алят и в казахстанском порту Актау. Отмечу, что Россия неоднократно выступала с предложениями по развитию экономического сотрудничества между прикаспийскими странами. К слову, были различного рода предложения по формированию новых международных экономических объединений на Каспии. К примеру, был проект организации Каспийского экономического сотрудничества. Но эта идея не привлекла внимания прикаспийских государств. Причины вполне объективны. Во-первых, у прикаспийских стран разный экономический потенциал, во-вторых, они являются экспортерами одного и того же продукта и, как следствие, объективно являются конкурентами. Думаю, что следующий саммит станет шагом на пути к принятию конвенции. И достижение соглашения по правовому статусу Каспия не будет иметь очертания миража, как это ранее казалось. Но не надо возлагать особые надежды на то, что заключение непосредственно самой конвенции произойдет в скором времени. Это будет не так скоро.
- Вы сказали об особой позиции Туркменистана и Ирана. Каким образом позиции Тегерана и Ашгабата удастся привести к общему знаменателю?
- Я думаю, что разрешить эту сложную проблему под силу азербайджанской дипломатии. Самые опытные азербайджанские дипломаты давно работают в этом направлении, и есть основание полагать, что эти противоречия будут урегулированы.
- РФ, Казахстан и Азербайджан еще до решения вопроса правового статуса практически поделили дно и ведут нефтегазовые разработки. А так ли важен для наших стран вопрос правового статуса?
- Все зависит от того, с какой точки зрения оценивать важность решения вопроса правового статуса. Да, с точки зрения нефтяных компаний этот вопрос не столь актуален, конвенция, в общем-то, им не нужна, они и так добывают нефть. А вот структуры по рыболовству и рыбопромышленного комплекса считают, что необходимо принять конвенцию, так как только в этом случае удастся сохранить биоресурсы моря. Пограничникам конвенция не так уж нужна, они худо-бедно знают, где чья зона ответственности.
- Можно ли решать проблемы спорных пограничных месторождений, минуя вопрос правового статуса?
- Это скорее вопрос экономической заинтересованности. То есть смогут ли нефтяные компании, минуя юридические оформления, практически решить эти вопросы? Насколько будут затронуты их коммерческие интересы? Но есть еще один болезненный вопрос, это трубопроводы на Каспии. Это очень сложный вопрос, так как в Каспийском регионе очень высокая сейсмичность, и в то же время Каспий не такое спокойное море, как, скажем, Черное.
- Как вы относитесь к проекту Транскаспийского газопровода - от восточного берега к западному?
- Этот проект связан с множеством различного рода проблем и борьбой интересов. Это и коммерческие интересы прикаспийских стран, и вопросы экологической безопасности, так как проект предполагает прокладку по дну моря, и политические противоречия, так как существуют спорные месторождения и у кого-то может появиться желание силовым путем навредить друг другу, и т.д. В определенной мере вопрос реализации Транскаспийского проекта взаимосвязан с вопросом правового статуса Каспия.
- По самым осторожным оценкам, когда можно будет ожидать заключения конвенции по правовому статусу Каспия?
- Очень нескоро. Слишком много работы придется провести, пока все стороны придут к общему мнению. По крайней мере на ближайшем саммите подписания конвенции не будет.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: