Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ Баку
"Древние и многострадальные" вновь подтвердили свое реноме падких до чужого богатства и культурного наследия. На этот раз официально подтвердились притязания Армянской апостольской церкви (ААЦ) на грузинские храмы.
Грузинские СМИ раскрыли детали датированного 10 декабря 2014 года конфиденциального письма главы епархии ААЦ в Грузии, епископа Вазгена Мирзаханяна на имя премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. Документ открыто ставит вопрос о необходимости передачи сотен христианских храмов на территории Грузии под контроль армянской церкви. Епископ Мирзаханян оправдывает содержащиеся в его письме официальные притязания ААЦ на грузинские храмы тем, что, дескать, "во время советского тоталитарного режима у Армянской апостольской церкви была отнята принадлежащая ей собственность". Поэтому-то он требует "вернуть отнятые церкви, монастыри (функционирующие и нефункционирующие), их развалины, а также земельные участки, на которых они находятся или находились в собственности Грузинской епархии, Армянской апостольской православной святой церкви".
Однако Мирзаханян не приводит ни одного конкретного исторического факта передачи армянских церквей под контроль грузин, что, впрочем, и неудивительно, поскольку армянам не впервой бездоказательно выдвигать претензии на все чужое или же прибегать в целях обоснования своей лжи к откровенным фальсификациям. Тем не менее, вышеупомянутый епископ умудрился дополнить свое письмо списком, в котором фигурируют 442 церкви и монастыри, кои, по мнению армянских церковников, следует передать под их ведомство. Из содержимого данного списка следует, что количество грузинских храмов, на которые официально претендует ААЦ, увеличилось аж в 88 (!) раз. До сих пор Эчмиадзин предъявлял претензии на 5 церквей, действующих в Грузии и неоднократно за последние годы становившихся предметом межцерковного грузино-армянского спора. Одна из них - находящаяся в Тбилиси церковь Норашен, из-за которой дело доходило даже до откровенных драк и столкновений.
Несмотря на всю остроту межцерковных противоречий и возникающие в этой связи скандалы, грузинским властям удавалось остудить страсти. Но, как видно, армянские аппетиты не поддаются усмирению, во всяком случае мирным путем, а потому имеют тенденцию к непрерывному росту. Так происходит и с армянскими притязаниями на грузинские храмы.
Существует мнение, что полный список претензий армянских церковников на грузинские храмы был обнародован еще в опубликованном в 1995 году армянским автором Самвелом Карапетяном справочнике, в котором утверждается, что на территории Грузии находятся 653 армянские церкви. Хотя на официальном уровне армянские притязания к Грузии до цифры 653 пока не дошли, можно не сомневаться, что таковая цель в действительности преследуется. И уж во всяком случае от цифры 442 до 653 дойти куда легче, чем от 5 до 442. Поэтому есть опасность, что Грузии еще предстоит сполна познать чашу испытаний из-за армянских посягательств на ее культурное наследие.
По большому счету притязаниями на грузинские церкви армяне не только посягают на памятники религии и истории соседнего христианского народа, но и открыто заявляют о непризнании территориальной целостности Республики Грузия. Этот справедливый вывод делает и грузинская газета "Грузия и мир". Кстати, она же отвечает на вопрос, почему в списке претензий Мирзаханяна упоминаются 442, а не 653 храма, как это было в армянском издании под авторством Карапетяна. "Так почему же армяне требуют только 442 церкви и "дарят" грузинам оставшиеся 211?" - задается вопросом газета. И тут же дает ответ: "Как выяснилось, эти церкви расположены на территории Абхазии и Цхинвальского региона и этим письмом ААЦ (точнее будет сказать "Армянское государство") не считает Абхазию и Цхинвальский регион территорией Грузии!".
С похожими статьями выступили и другие грузинские издания. Несомненно, обращение главы епархии ААЦ в Грузии представляет собой лишь первый шаг на пути к развертыванию открытого межгосударственного спора о принадлежности церквей на грузинской территории. И неотъемлемой составляющей этого претенциозного процесса уже становится выведение армянами церковного вопроса на площадку международного рассмотрения. Причем армянская сторона, осознавая бесперспективность обсуждения данного вопроса в международных церковных инстанциях в чисто правовом и политическом ключе, планирует перевести его в плоскость обсуждения "культурного наследия". В связи с этим, как сообщают СМИ, "древние и многострадальные" уже направили в ЮНЕСКО послание о сути своих претензий на грузинские церкви. Предполагается, что обращение в ЮНЕСКО станет начальным шагом в деле "фиксации" проблемы на международном уровне. Далее могут последовать внесение исков в международные судебные инстанции, обращения в Совет Европы, различные специализированные структуры.
Между тем активность ААЦ имеет прямое отношение к сепаратистским устремлениям в армянонаселенной грузинской области Самцхе-Джавахети, именуемой армянами "Джавахк". Фактически ведущаяся уже не первый год различными сепаратистскими группировками, пользующимися явной и скрытой поддержкой Еревана, "борьба Джавахка за отделение от Грузии" принимает все более реальные очертания. Так, все чаще напоминает о себе фонд "Поддержка Джавахку", который был создан в конце 2013 года "в целях осуществления многочисленных экономических, культурно-образовательных, молодежных программ, направленных на улучшение жизни джавахкских армян в районах Самцхе-Джавахети и Цалка". Среди учредителей фонда главный советник министра обороны Армении Гурген Далибалтаян, председатель авиакомпании "Айк Авиа" Сейран Ванцян, директор Института истории армянской Академии наук Ашот Мелконян, фигурирует и тот самый Вазген Мирзаханян - глава епархии ААЦ в Грузии.
О масштабных амбициях фонда говорит тот факт, что его организаторы планируют не только добиться регистрации "Поддержки Джавахку" в Грузии, но и открыть филиалы в различных странах, в частности в США, Франции, России, Аргентине, Ливане, Иране. Фонд осуществляет ряд проектов, самый масштабный из которых направлен на стимулирование увеличения численности армянского населения Джавахетии (семьям в случае рождения трех и более детей оказывается материальное содействие).
Епископ Мирзаханян, выступая в Ереване на одном из собраний фонда, отметил необходимость "своевременно решать проблемы, в противном случае оставляем, пока вопросы достигают крайней черты, потом пытаемся найти решение". Судя по всему, к разряду проблем, требующих "своевременного решения", Мирзаханян относит и передачу ААЦ сотен грузинских церквей. Таков еще один шаг армян на пути реализуемой ими агрессии в отношении соседних народов в целях присвоения их земель и памятников культуры.
Руководство Грузии, в свою очередь, предпринимает определенные меры для предотвращения распространения угрозы армянского сепаратизма. Так, чтобы прояснить "церковный" спор, Ереван посетил глава Госагентства по делам религии Грузии Заза Вашакмадзе. Вернувшись в Тбилиси, он озвучил фразу, которая явно пришлась не по душе армянской стороне: "В Армении имеются грузинские церкви и монастыри, и мы требуем их передачи в лоно Грузинской православной церкви".
Однако в целом - и на этом акцентируют внимание сами грузинские политики и эксперты - пока неясно, какие конкретно шаги политического характера примет официальный Тбилиси. Чтобы, во-первых, воспрепятствовать реализации армянских "церковных" притязаний и растущей угрозе сепаратизма в Самцхе-Джавахети, а, во-вторых, не допустить при этом ухудшения отношений с Арменией, которой грузинское руководство порой уделяет значение, явно неадекватное ее реальному весу в региональной политике и экономике.
"Наши соседи (армяне. - R+) не могут изменить свою натуру и нрав. Вместе с безобидным, на первый взгляд, требованием-просьбой о передаче им культурных памятников они планомерно, шаг за шагом прилагают все усилия по аннексии наших территорий. Представьте себе вышеуказанные церкви, их окрестности, территории кладбищ, а также Самцхе-Джавахети, где требуют объявления армянского языка административным языком".
"Армянская церковь требует от правительства Грузии передачи ей 394 "армянских" церквей", "Саэрто газети"
"В Грузии почти не осталось региона или района, на которые не распространялись бы претензии армянской стороны. Особый акцент, естественно, делается на Тбилиси. До сих пор было известно, что армяне требуют передачи только пяти церквей. Эчмиадзин действительно требует передачи пяти церквей, у армянской же епархии аппетит оказался гораздо выше".
"Эчмиадзин не предъявляет претензий на грузинские церкви?", газета "Ахали Таоба"
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: