24 Декабря 2024

Вторник, 17:01

СНЫ О ГАРМОНИИ И ЛЮБВИ

Об этом рассказывают работы художника Эмиля Азиза, наполненные светом и позитивным отношением к миру

Автор:

14.04.2015

Жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка по­хо­жа на ка­лей­до­с­коп со­бы­тий. Раз­ных. Ве­се­лых и гру­ст­ных. Ра­до­ст­ных и пе­чаль­ных. В ли­ней­но­с­ти вре­мен эти со­бы­тия име­ют свою за­ко­но­мер­ную струк­ту­ру: дет­ство, юность, зре­лость. И толь­ко сны че­ло­ве­ка мож­но рас­сма­т­ри­вать как вы­тес­нен­ную ре­аль­ность. Там, в этих снах, все­г­да мож­но най­ти то, че­го не­до­ста­ет в про­тя­жен­но­с­ти вре­мен на­сто­я­щих. У лю­дей, оп­ре­де­лив­ших свою жизнь твор­че­с­т­вом изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, ви­ди­мо, все не­сколь­ко ина­че. На­вер­ное, толь­ко им до­ступ­но сме­шать струк­ту­ру вре­мен на­столь­ко, что от­де­лить про­шлое от на­сто­я­ще­го, а на­сто­я­щее от бу­ду­ще­го будет про­сто не­воз­мож­но.

Твор­че­с­т­во Эми­ля Ази­за, азер­бай­джан­ско­го ху­дож­ни­ка, жи­ву­ще­го в Стам­бу­ле, ви­дит­ся имен­но та­ким: пе­ре­ос­мыс­ле­ние соб­ствен­но­го твор­че­с­ко­го опы­та в не­раз­рыв­ной свя­зи с на­ра­бот­ка­ми опы­тов пре­ды­ду­щих по­ко­ле­ний. По­то­му что его ра­бо­ты - это ци­тат­ная от­сыл­ка к ма­с­те­рам ре­а­ли­с­ти­че­с­кой жи­во­пи­си, им­прес­си­о­низ­ма, кон­цеп­ту­аль­ной жи­во­пи­си. Де­га, Бах­лул­за­де, Мо­не, Ло­т­рек, Хейн­делл... Спи­сок мож­но про­дол­жать в за­ви­си­мо­с­ти от воз­ни­ка­ю­щих ас­со­ци­а­ций. Но вряд ли в этом есть не­об­хо­ди­мость, по­то­му что опыт про­шлых по­ко­ле­ний - это все­го лишь по­вод к пе­ре­ос­мыс­ле­нию на­сто­я­ще­го: соб­ствен­но­го ме­с­та в жиз­ни, су­ти и смыс­ла ее. Его ра­бо­ты - это по­ис­ки кра­со­ты во всем, что его ок­ру­жа­ет: цве­ту­щий луг, ноч­ной пей­заж, го­род­ская ули­ца, взгляд жен­щи­ны. Буй­ство кра­сок - от пол­но­ты жиз­ни, гар­мо­нии ду­ши и люб­ви ко все­му, что его ок­ру­жа­ет. В вы­ста­воч­ном за­ле Му­зей­но­го цен­т­ра в Ба­ку при под­держ­ке Ми­ни­с­тер­ства куль­ту­ры и ту­риз­ма со­сто­я­лось от­кры­тие пер­со­наль­ной вы­став­ки азер­бай­джан­ско­го ху­дож­ни­ка "Мои сны".

 

ЖЕН­ЩИ­НЫ 

 

"Яс­ность". Де­вуш­ка-гар­мо­ния, де­вуш­ка-меч­та. Она - са­мо со­вер­шен­ство. Гра­ци­оз­ная по­за, ве­ки опу­ще­ны, ве­нок из цве­тов ук­ра­ша­ет во­ло­сы. Она не с на­ми. Она в сво­их ощу­ще­ни­ях. Го­лубь до­вер­чи­во при­льнул к ще­ке де­вуш­ки, как буд­то при­слу­ши­ва­ет­ся к ее мыс­лям и ощу­ще­ни­ям. Они - оли­цет­во­ре­ние уми­ро­тво­ре­ния и гар­мо­нии. Мир, где жи­вет лю­бовь, вы­гля­дит имен­но так.

"Цве­те­ние". Де­вуш­ка-му­лат­ка как буд­то со­би­ра­ет­ся вы­ныр­нуть из крас­но­го пото­ка бу­то­нов роз, об­ра­зу­ю­щих ве­чер­нее пла­тье. Этот крас­ный цвет очень вы­год­но от­те­ня­ет смуг­лую ко­жу, ак­цен­ти­руя вни­ма­ние на взгля­де му­лат­ки. Она смо­т­рит в упор, ни ка­пель­ки не сму­ща­ясь. Ее не за­ста­ли вра­сплох. Она в ди­а­ло­ге с на­ми. И на ее сто­ро­не - мо­ло­дость, кра­со­та и лю­бовь к жиз­ни.

"Тка­чи­ха ко­в­ров". За ее спи­ной - раз­но­об­ра­зие ор­на­мен­тов тюрк­ско­го ми­ра. В них - за­ко­ди­ро­ван­ные сим­во­лы: по­сла­ния че­ло­ве­че­с­т­ву из про­шло­го в на­сто­я­щее. Из на­сто­я­ще­го - в бу­ду­щее. Она не смо­т­рит на нас. Но не по­то­му, что ус­та­ла. Она на­еди­не со сво­и­ми мыс­ля­ми-фан­та­зи­я­ми. На ла­до­ни ле­вой ру­ки - клу­бок ро­зо­вых ни­ток. Что от­пра­вит она в веч­ность при по­мо­щи этой ни­ти?

"Му­за". Рес­ни­цы не­мно­го опу­ще­ны, взгляд ус­т­рем­лен в глубь са­мой се­бя. В пра­вой ру­ке рас­кры­тый ве­ер. Жен­щи­ны XIX ве­ка уме­ли от­прав­лятьпо­сла­ния сво­им по­клон­ни­кам, да­же не при­бли­жа­ясь к ним. Рас­кры­тый ве­ер - это при­гла­ше­ние к ди­а­ло­гу. Для нас. Для ав­то­ра.

"Вор кра­соты". Жен­ская кра­со­та для ху­дож­ни­ка - осо­бая те­ма. Ему нра­вит­ся вгля­ды­вать­ся в их ли­ца, по­сти­гать их мыс­ли и ду­шу, лю­бо­вать­ся из­яще­с­т­вом ли­ний. Для не­го жен­ская кра­со­та - один из фак­то­ров, вдох­нов­ля­ю­щих на твор­че­с­т­во. Но вре­мя - без­жа­ло­ст­ный вор. Оно уно­сит в про­шлое пре­крас­ные чер­ты юно­с­ти. Кра­со­та жен­щи­ны - яв­ле­ние бы­с­т­ро­теч­ное. Как жизнь ба­боч­ки-од­но­днев­ки. Как ти­хий шо­рох кры­ль­ев кра­си­вой ба­боч­ки. Что же ос­та­ет­ся? Зер­каль­ное от­ра­же­ние, ко­то­рое пре­вра­ща­ет­ся в про­шлое…

"Пер­чат­ки". Ни од­на из жен­щин не смо­т­рит на нас от­кры­тым взгля­дом. Кто-то сто­ит к нам спи­ной, кто-то в пол-обо­ро­та, кто-то до по­ло­ви­ны при­кры­ва­ет ли­цо шляп­кой, а кто-то про­сто опу­с­тил ве­ки. Глав­ным, воз­дей­ству­ю­щим на зри­те­ля, эле­мен­том ста­но­вят­ся жен­ские ру­ки, за­тя­ну­тые в длин­ные пер­чат­ки. Жен­ские ру­ки очень вы­раз­итель­ны. Это не про­сто ру­ки. Это ха­рак­те­ры жен­щин. Их си­ю­ми­нут­ное со­сто­я­ние. Их от­но­ше­ние к си­ту­а­ции и к са­мим се­бе в этой си­ту­а­ции.

 

ГО­РОД

 

"Про­с­пект Так­сим". Ти­хий мел­кий до­ждик. Осень. Лю­ди с зон­ти­ка­ми в ру­ках. Им хо­ро­шо здесь. Они не то­ро­пят­ся по­ки­нуть ули­цу. Здесь не­спеш­но те­чет жизнь. Кто-то, ос­та­но­вив­шись, раз­го­ва­ри­ва­ет. Кто-то не­спеш­но идет к ме­с­ту на­зна­че­ния. Здесь мно­го­чис­лен­ные ка­фе и ма­га­зин­чи­ки. Здесь ту­ри­с­ты и жи­те­ли го­ро­да. Им хо­ро­шо здесь. Уют­но. Спо­кой­но и ра­до­ст­но. По­то­му что дождь смы­ва­ет сле­ды гру­с­ти и пло­хо­го на­стро­е­ния.

"Ду­ша Ис­тик­ла­ла". Мо­к­рый ас­фальт, зве­ня­щий трам­вай, ноч­ная ил­лю­ми­на­ция ули­цы, не­то­роп­ли­во иду­щие по ули­це лю­ди. Где же ду­ша Ис­тик­ла­ла? Она раз­ли­та по­всю­ду! В ог­нях ноч­ных фо­на­рей и ви­т­рин, в этом би­рю­зо­вом не­бе, в бли­ку­ю­щем от ос­ве­ще­ния ас­фаль­те, уют­ном трам­вай­чи­ке. Она и в не­то­роп­ли­во иду­щих про­хо­жих. И все это про­стран­ство есть ду­ша. То род­ня­щее и объ­еди­ня­ю­щее со­сто­я­ние при­ро­ды и че­ло­ве­ка. Гар­мо­ния жиз­ни.

"Па­ром Са­рай­бур­ну". Фраг­мент ежед­нев­ной жиз­ни Стам­бу­ла. Го­ро­да ту­ри­с­тов, мно­го­чис­лен­ных ле­генд, ми­фов и биз­не­са. Боль­шие и ма­лень­кие су­да, сну­ю­щие по Бо­сфо­ру, кар­ти­на обыч­ная и при­выч­ная. Ка­за­лось бы, в ней нет ни­че­го осо­бен­но­го. Буд­нич­ная жизнь. Чем она при­вле­ка­ет? Ре­а­ли­с­ти­че­с­кой прав­дой. Уз­на­ва­е­мы­ми де­та­ля­ми. Ощу­ще­ни­ем за­мер­шей на ка­кое-то вре­мя жиз­ни. Го­род вот-вот про­снет­ся и за­ки­пит при­выч­ны­ми за­бо­та­ми, де­ла­ми и хло­по­та­ми.

"Про­с­пект…". И еще од­на ули­ца Стам­бу­ла. Она чем-то по­хо­жа на улоч­ки ста­ро­го Тби­ли­си. И да­же сол­неч­ные по­то­ки и те­ни - то­же по­хо­жи. На­вер­ное, все уми­ро­тво­ря­ю­ще-ти­хие угол­ки на­ших го­ро­дов по­хо­жи друг на дру­га. И не толь­ко ар­хи­тек­тур­но. В них есть что-то не­уло­ви­мо род­ня­щее: ат­мо­сфе­ра, на­стро­е­ние, со­сто­я­ние ду­ши. В дан­ном слу­чае - со­сто­я­ние ду­ши ху­дож­ни­ка, на­пол­нен­ной све­том и по­зи­тив­ным от­но­ше­ни­ем к ми­ру.

Сны Эми­ля Ази­за - это сны о гармонии и любви: к творчеству, женщине, ко всему, что есть жизнь…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

737


Актуально