5 Мая 2024

Воскресенье, 08:36

МЕСТО, ГДЕ СТАНОВИШЬСЯ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ

Директор театра YUĞ Тарлан Расулов: "К нам приходит много молодежи, которая пресытилась однотипными телепередачами"

Автор:

14.04.2015

Те­атр YUĞ мож­но на­звать са­мым не­обыч­ным те­а­т­ром на всем Кав­ка­зе. Здесь нет тра­ди­ци­он­ной сце­ны, а ак­те­ры на­по­ми­на­ют му­д­рых ша­ма­нов, ко­то­рые сво­ей иг­рой бу­дят в зри­те­лях древ­нюю па­мять, воз­вра­щая к ис­то­кам. О том, как жи­вет на сце­не и вне ее один из са­мых ми­с­ти­че­с­ких хра­мов Мель­по­ме­ны, R+ рас­ска­зал ди­рек­тор те­а­т­ра YUĞ Тар­лан РАСУЛОВ.

- Рас­ска­жи­те об ис­то­рии ва­ше­го те­а­т­ра.

- Те­атр YUĞ был со­здан в 1989 го­ду при Азер­бай­джан­ском дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре по ини­ци­а­ти­ве Ва­ги­фа Иб­ра­ги­мог­лу и Га­са­на­ги Ту­ра­бо­ва. На­чи­на­лось все с те­а­т­раль­ной сту­дии, ко­то­рая "вы­рос­ла" до пол­но­цен­но­го те­а­т­ра и по­лу­чи­ла ста­тус го­су­дар­ствен­но­го. На­зва­ние те­а­т­ру дал по­гре­баль­ный ри­ту­ал древ­них тюр­ков. Ко­г­да уми­рал кто-ли­бо из пра­ви­те­лей, пол­ко­вод­цев или ге­ро­ев, то при­гла­ша­лись спе­ци­аль­ные ак­те­ры - "йух­чу­лар". Они ус­т­ра­и­ва­ли те­а­т­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния, в ко­то­рых рас­ска­зы­ва­ли о жиз­ни умер­ше­го, его под­ви­гах. Кста­ти, те­а­т­раль­ное ис­кус­ство за­ро­ди­лось не в Древ­ней Гре­ции, как это при­ня­то счи­тать, а на Во­с­то­ке. У древ­них тюрк­ских на­ро­дов бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны раз­лич­ные на­род­ные иг­ры, пред­став­ле­ния, ри­ту­а­лы ша­ма­низ­ма и про­чие це­ре­мо­нии-ими­та­ции, ко­то­рые мож­но сме­ло на­звать пер­вым те­а­т­раль­ным ис­кус­ством. В на­шем те­а­т­ре нет сце­ны как та­ко­вой - все дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на пло­щад­ке, по че­ты­рем сто­ро­нам ко­то­рой находятся не­мно­го­чис­лен­ные зри­тель­ские ме­с­та. Тут все­г­да про­хлад­но, не­обыч­ная аку­с­ти­ка и слож­но сра­зу оп­ре­де­лить, где вход, а где вы­ход - те­атр на­хо­дит­ся вну­т­ри ста­рой ба­ни, ко­то­рой бо­лее 150 лет! Спек­так­ли в те­а­т­ре YUĞ ста­вят­ся в рас­че­те на очень близ­кий кон­такт со зри­те­лем. Мы не воз­во­дим гра­ниц меж­ду ак­те­ра­ми и зри­те­ля­ми. У нас нет ста­тич­ных зри­тель­ских мест. Сту­лья все­г­да мож­но пе­ре­ста­вить по сво­е­му ус­мо­т­ре­нию. По­ме­ще­ние у нас гиб­кое, что да­ет нам мно­же­с­т­во воз­мож­но­с­тей.

- Об уни­каль­ной ме­то­ди­ке и осо­бой фи­ло­со­фии YUĞ хо­дят ле­ген­ды, еще не­мно­го, и опыт ва­ше­го те­а­т­ра ста­нут из­учать как по­со­бие...   

- Ни­ка­ко­го се­к­ре­та и нет. Все де­ло в сво­е­о­б­раз­ной и един­ствен­ной на Кав­ка­зе твор­че­с­кой кон­цеп­ции - "пси­хо­со­фии" ("пси­хе" - ду­ша, "со­фия" - му­д­рость), ко­то­рую вы­ра­бо­тал наш по­кой­ный глав­ный ре­жис­сер и ос­но­ва­тель те­а­т­ра YUĞ Ва­гиф Иб­ра­ги­мог­лу. Пси­хо­со­фия из­уча­ет сфе­ру при­о­ри­те­тов че­ло­ве­ка, его соб­ствен­ные пред­став­ле­ния о сво­ем вну­т­рен­нем ми­ре и сво­их воз­мож­но­с­тях. Те­атр YUĞ по­дра­зу­ме­ва­ет кон­такт со зри­те­лем не на эмо­ци­о­наль­ном, со­зна­тель­ном уров­не, а на ду­хов­ном, бес­со­зна­тель­ном. Во вре­мя ак­тер­ско­го дей­ства на сце­не про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча не­кой энер­гии, оп­ре­де­лен­но­го пси­хи­че­с­ко­го по­сы­ла, ко­то­рый "бу­дит" в че­ло­ве­ке глу­бин­ные ин­ту­и­тив­ные чув­ства, за­пи­сан­ные в ге­не­ти­че­с­кой па­мя­ти. Не­что по­хо­жее за­ло­же­но в ос­но­ву  твор­че­с­кой прак­ти­ки из­ве­ст­но­го рос­сий­ско­го ре­жис­се­ра Ана­то­лия Ва­си­ль­е­ва. На­ши ак­те­ры ина­че под­хо­дят к сво­им ро­лям. В про­цес­се под­го­тов­ки к спек­так­лю они про­хо­дят сво­е­о­б­раз­ную пси­хи­че­с­кую ини­ци­а­ли­за­цию - са­мо­соз­на­ние. Что­бы по­нять се­бя и оп­ре­де­лить спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния, нуж­но знать ос­но­вы ана­ли­ти­че­с­кой пси­хо­ло­гии Юн­га, ир­ра­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кие уче­ния Шо­пен­га­у­э­ра, ма­те­ма­ти­ку Ва­си­ль­е­ва, по­с­ту­ла­ты гео­ме­т­рии Ло­ба­чев­ско­го, фи­ло­соф­ские те­о­рии Де­лё­за и да­же ос­нов­ные по­ло­же­ния те­о­рии не­чет­ких мно­жеств Лют­фи За­де. Ко­г­да из­ве­ст­ный ма­те­ма­тик уз­нал, что в азер­бай­джан­ском те­а­т­ре YUĞ во вре­мя под­го­тов­ки к спек­так­лям опи­ра­ют­ся на его зна­ме­ни­тую те­о­рию, он очень уди­вил­ся. 

- Ка­кой спек­такль яв­ля­ет­ся "лю­бим­цем" пуб­ли­ки?

- Слож­но оп­ре­де­лить... Зри­те­ли встре­ча­ют все на­ши по­ста­нов­ки с теп­ло­той и не ску­пят­ся на ап­ло­ди­с­мен­ты. "Не­из­ве­ст­ный Ахунд­за­де" - сво­е­о­б­раз­ный микс из трех про­из­ве­де­ний Мир­зы Фа­та­ли Ахун­до­ва, "Фя­на", по­став­лен­ный по по­ве­с­ти пи­са­те­ля-пуб­ли­ци­с­та Ор­ха­на Фи­к­ре­тог­лу "По­те­ря", "Спо­соб ко­па­ния мо­ги­лы" по про­из­ве­де­нию Адоль­фо Би­ой Ка­са­ре­са, "Та­бу" по мо­ти­вам про­из­ве­де­ния "Пло­хая жен­щи­на" Бор­хе­са, "На гра­ни­це", по­став­лен­ный поль­ским ре­жис­се­ром То­ма­шем Ле­щинь­ским по пье­се Сла­во­ми­ра Мро­же­ка и мно­гие дру­гие спек­так­ли.

- Что для вас, ди­рек­то­ра и ре­жис­се­ра YUĞ, те­атр? На­вер­ня­ка не толь­ко ра­бо­та…

- Те­атр - это осо­бен­ный мир, дру­гая ре­аль­ность, ино­г­да зер­ка­ло, ино­г­да уве­ли­чи­тель­ное стек­ло, от­об­ра­жа­ю­щее про­цес­сы, ко­то­рые про­ис­хо­дят в на­шем об­ще­стве. Это толь­ко ка­жет­ся, что мно­гое здесь про­ис­хо­дит буд­то по вол­шеб­ству. На са­мом де­ле лю­бая пре­мье­ра, спек­такль, по­ста­нов­ка - это ог­ром­ное ко­ли­че­с­т­во не­рвов, тру­да и та­лан­та, за­тра­чен­ных на ре­а­ли­за­цию твор­че­с­ко­го за­мыс­ла. Толь­ко то­г­да по­лу­ча­ет­ся "осо­бен­ное вол­шеб­ство", бла­го­да­ря ко­то­ро­му вот уже не­сколь­ко ве­ков зри­тель стре­мит­ся в те­атр. Ог­ром­ное ко­ли­че­с­т­во вре­ме­ни мы тра­тим на под­го­тов­ку спек­так­ля. На са­му по­ста­нов­ку ухо­дит от не­сколь­ких дней до двух не­дель. К при­ме­ру, один из по­след­них спек­так­лей Ва­ги­фа Иб­ра­ги­мог­лу "При­вет от Каф­ки" по мо­ти­вам но­вел­лы Фран­ца Каф­ки ма­с­тер по­ста­вил все­го за три дня. Ва­гиф­му­ал­лим со­брал 10 ак­те­ров и дал им до­маш­нее за­да­ние - про­чи­тать Каф­ку и под­го­то­вить ко­рот­кий текст, в ко­то­ром не­об­хо­ди­мо опи­сать соб­ствен­ные умо­зак­лю­че­ния по по­во­ду про­чи­тан­но­го. Ведь ак­те­ру не­до­ста­точ­но про­фес­си­о­наль­но сы­г­рать роль, ку­да важ­нее по­нять свою мис­сию, про­пу­с­тить че­рез се­бя ха­рак­тер и при­чи­ны тех или иных по­ступ­ков ге­роя. Пос­ле это­го сле­до­вал дол­гий про­цесс об­суж­де­ний и ос­мыс­ле­ний, ко­неч­ным ре­зуль­та­том ко­то­ро­го ста­ла са­ма по­ста­нов­ка. От то­го, на­сколь­ко пло­дот­вор­но про­хо­ди­ла под­го­тов­ка к спек­так­лю, за­ви­сит его ус­пех на сце­не. Мы счи­та­ем, что ес­ли ре­жис­сер со­би­ра­ет­ся по­ста­вить у се­бя в те­а­т­ре, к при­ме­ру, Че­хо­ва, он дол­жен пе­ре­чи­тать все про­из­ве­де­ния Ан­то­на Пав­ло­ви­ча, из­учить его био­гра­фию. Ре­жис­сер дол­жен оп­ре­де­лить, на­сколь­ко он бли­зок к Че­хо­ву и на­сколь­ко Че­хов бли­зок ему.

- По ка­ким кри­те­ри­ям со­би­ра­ли кол­лек­тив YUĞ?

- Все на­ши ак­те­ры - луч­шие, пер­спек­тив­ные сту­ден­ты Уни­вер­си­те­та куль­ту­ры и ис­кусств - про­шли шко­лу Вагифа Ибрагимоглу и ра­бо­та­ют здесь с са­мо­го рож­де­ния те­а­т­ра. Мы да­ем им пол­ную сво­бо­ду в вы­бо­ре ма­те­ри­а­ла и по­ста­но­воч­но­го ре­ше­ния.

 - Как, по-ва­ше­му, за­ин­те­ре­со­вать зри­те­ля, при­влечь его в те­атр?

- Мы не ста­вим та­кой це­ли, по­это­му ком­мер­че­с­кий ас­пект для нас не ва­жен. Это все рав­но что про­да­вать ико­ну на аук­ци­о­не в цер­к­ви. Все это непра­виль­но и как-то про­тив че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды. Что­бы раз­ви­вать те­атр, что­бы он за­ни­мал до­стой­ную ни­шу и под­ни­мал ста­тус род­ной стра­ны, не­об­хо­ди­мы по­ни­ма­ние спе­ци­фи­ки тру­да ар­ти­с­тов и бес­ко­неч­ная лю­бовь к сво­ей про­фес­сии. Наш зри­тель - осо­бен­ный, для ко­то­ро­го те­атр - не от­вле­че­ние и раз­вле­че­ние, а опыт и про­цесс со­твор­че­с­т­ва. В YUĞ при­хо­дит мно­го мо­ло­де­жи, ко­то­рая пре­сы­ти­лась од­но­тип­ны­ми бес­смыс­лен­ны­ми те­ле­пе­ре­да­ча­ми и Ин­тер­не­том. У мо­ло­дых лю­дей воз­ник­нет по­треб­ность не толь­ко в ин­фор­ма­ции, а в чем-то еще, в том, что на­хо­дит­ся в глу­би­не ду­ши. И имен­но на те­атр воз­ло­же­на вы­со­кая мис­сия - вос­пол­не­ние той ду­хов­ной бре­ши, ко­то­рая со­зда­ет­ся в кон­так­те с со­ци­у­мом. И ни­ка­кой дру­гой вид ис­кус­ства вам это­го не даст.

 - Рас­ска­жи­те о по­след­ней по­ста­нов­ке те­а­т­ра YUĞ - спек­так­ле "Boy". 

- Этот спек­такль по­став­лен по мо­ти­вам древ­не­го эпо­са "Китаби Деде Горгуд". По мне­нию мно­гих во­с­то­ко­ве­дов, не­ко­то­рые ми­фо­ло­ги­че­с­кие сю­же­ты это­го эпо­са, к при­ме­ру, сю­жет Га­ра­гёз, да­ли пи­щу для со­зда­ния ана­ло­гич­но­го сю­же­та в древ­ней Гре­ции. Об­раз Те­пе­гё­за в "Ки­та­би-Де­де Гор­гуд" в срав­не­нии с об­ра­зом По­ли­фе­ма из по­эмы "Одис­сея" Го­ме­ра, мож­но счи­тать еще бо­лее древ­ним. Су­ще­с­т­ву­ет еще од­на вер­сия, связан­ная с са­мим Де­де Гор­гу­дом. Впол­не воз­мож­но, что он яв­ля­ет­ся про­то­ти­пом скан­ди­нав­ско­го вер­хов­но­го бо­га Оди­на, ко­то­рый, со­глас­но эпо­су, "при­шел из да­ле­кой стра­ны ту­рок" и был "му­д­ре­цом, ша­ма­ном, зна­то­ком рун и ска­зов". Все эти со­впа­де­ния и зна­ки я "за­ко­ди­ро­вал" в сце­на­рии спек­так­ля "Бой". По­ка го­то­ви­лись к по­ста­нов­ке, мы из­учи­ли мно­же­с­т­во ли­те­ра­ту­ры, по­свя­щен­ной ми­ро­вой ми­фо­ло­гии и мно­го­му друг у дру­га на­учи­лись. В об­щей слож­но­с­ти мы го­то­ви­лись к по­ста­нов­ке 3-4 ме­ся­ца. Дол­го ди­с­ку­ти­ро­ва­ли, спо­ри­ли, об­суж­да­ли ис­то­рию ми­фо­ло­гии, сю­жет и ха­рак­те­ры ге­ро­ев. В на­шем те­а­т­ре от ак­те­ров тре­бу­ет­ся не изо­бра­жать на сце­не ге­ро­ев спек­так­ля, а иг­рать са­мих се­бя. Это и есть один из ос­нов­ных прин­ци­пов пси­хо­со­фий­ско­го ме­то­да. Ведь ос­нов­ной прин­цип иг­ры ак­те­ра - не про­сто прав­да пе­ре­жи­ва­ний, а уме­ние пе­ре­да­вать мыс­ли и эмо­ции не на уров­не со­зна­ния, а на уров­не под­со­зна­тель­ном, в на­шем слу­чае - бес­со­зна­тель­ном. Ак­тер дол­жен уметь со­здать кон­такт со зри­те­лем, всту­пать с ним в ди­а­лог, од­но­вре­мен­но по­ка­зы­вая на сце­не ве­ли­ча­вую лич­ность, не­за­ви­си­мо от иг­ра­е­мо­го пер­со­на­жа. Зри­тель мо­жет и ни­че­го не по­нять из спек­так­ля, но у не­го на­дол­го ос­та­нет­ся ка­кое-ли­бо ощу­ще­ние, ко­то­рое он бу­дет пе­ре­жи­вать сно­ва и сно­ва. Эмо­ции, ис­пы­ты­ва­е­мые ак­те­ром, долж­ны быть под­лин­ны­ми. Ес­ли ак­тер смо­жет что-то про­жить, мак­си­маль­но в это по­ве­рив, он смо­жет мак­си­маль­но пра­виль­но сы­г­рать роль.

 - Как вы ду­ма­е­те, в чем за­слу­га те­а­т­ра? Что он да­ет зри­те­лям?

- "Те­атр дол­жен быть ме­с­том, где зри­тель встре­ча­ет­ся с са­мим со­бой. Вы­яв­ляя в че­ло­ве­ке его ду­хов­ное на­ча­ло, мы воз­ве­ли­чи­ва­ем и нрав­ствен­ные прин­ци­пы, а ус­пе­ха на том по­при­ще по­зво­ля­ет до­би­вать­ся лишь та­лант". Так в од­ном из по­след­них ин­тер­вью оп­ре­де­лил ос­нов­ную за­да­чу те­а­т­ра YUĞ Вагиф Ибрагимоглу. Те­атр де­ла­ет че­ло­ве­ка че­ло­веч­нее, луч­ше, чи­ще. Учит ана­ли­зи­ро­вать и ду­мать.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

576


Актуально