Автор: Туран ШАКИР Баку
Ее можно назвать одной из самых активных представительниц исполнителей азербайджанского мугама. Концерты, телевизионные выступления, гастроли, педагогическая деятельность… Ее творческая жизнь настолько насыщенна, что порой даже не знаешь, с чего начать беседу. Поэтому предварительно захотелось узнать, хотя бы в общих чертах, чем сегодня занята народная артистка, профессор Мялякханым Эюбова.
- Вот уже долгие годы я преподаю мугам в Университете культуры и искусств. У меня очень много талантливых студентов. В настоящее время готовлюсь к записи нескольких мугамов. Правда, раньше я их записывала, но с годами человек совершенствуется, и ты чувствуешь, что это можно исполнить и по-другому, в иной интерпретации. Поэтому моя работа никогда не заканчивается. Я всегда в творческом поиске.
- Вы входите в состав жюри многих представительных музыкальных конкурсов. Соответственно порой приходится критиковать молодых исполнителей, говорить об их ошибках вслух. А как же сами, терпимы к замечаниям или это зависит от того, кто критикует?
- Знаете, порой человеку приходиться избегать излишней скромности. Хочу сказать, что я всегда стараюсь, чтобы и в творчестве, и в семье все было в порядке. Не люблю, когда мне делают замечание. Однажды народный артист Алибаба Мамедов, которого лично я считаю отцом нашего мугама, сказал в эфире, что мугам "Раст" должны исполнять только мужчины. Однако я не согласилась с ним и в этом же эфире сказала устаду (учителю), что времена, когда профессии делили на мужские и женские, давно прошли. Сегодня есть такие сферы деятельности, где женщины проявляют себя лучше, чем мужчины. Если мы с чем-то можем справиться, почему бы не сделать это?
Вот уже 35 лет, как я на сцене, и прошла довольно тернистый творческий путь. Я училась у такого маститого исполнителя, как Гулу Аскеров. С шестнадцати лет выступала в фольклорном ансамбле "Ирс". Что стоит исполнить уже спетое? Кто-то уже спел, и ты повторяешь. Я же исполняла забытые народом, незнакомые мне песни и ни разу не слышала критики ни со стороны народа, ни от официальных лиц.
- Было ли так, чтобы слава вам надоела, хотелось жить простой, спокойной жизнью?
- Я очень свободный человек, слава и почет никогда на меня не давили. Спокойно хожу, как и все, в магазины, встречаюсь с людьми. Могу держать дистанцию разве что с людьми, которые не понимают эту простоту. Но по жизни я не высокомерный человек. Мой талант - божий дар, а прославилась благодаря народу. Зачем я должна быть стесненной среди людей? По необходимости выступаю и на благотворительных мероприятиях, перед солдатами. Считаю себя патриоткой.
- Почетное звание, титулы… Со стороны смотритесь как человек, достигший всего, чего хотел. И все же не может быть человека без мечты…
- Хвала Всевышнему, народ принял меня с любовью. И государство всегда высоко оценивает мое творчество. Как мать и бабушка я тоже счастлива. Горжусь и тем, что являюсь профессором университета. Но творческие поиски продолжаются. Пока народ хочет видеть меня на сцене, буду работать. А когда почувствую, что уже не нужна, постараюсь вовремя уйти, чтобы не потерять эти любовь и уважение. Иногда бывает, что люди не любят кого-то, не хотят его видеть на сцене, но он продолжает выходить и выступать. Но есть и такие деятели искусства, с которыми даже в их 70 лет народ не хочет расставаться.
Кстати, одно время предлагали, чтобы лица, достигшие определенного возраста, покидали сцену. Я против этого. Зачем человек должен уходить, если публика его любит и по-прежнему слушает?! Возьмем, к примеру, народную артистку Зейнаб Ханларову. Недавно по эфиру шел ее новый концерт. Поверьте, затаив дыхание, не вставая, я слушала его до самого конца. Хотя я смотрела этот концерт не просто как зритель, а еще как человек, разбирающийся в музыке. Человека, разбирающегося в музыке, трудно удивить исполнением и заставить сидеть часами у телевизора. Зейнаб Ханларова это умеет. Но есть и такие, от кого зритель устает уже в его 40 лет. Я хочу быть таким исполнителем, которого будут слушать даже в преклонном возрасте. Тут есть и визуальная сторона вопроса, и дело не только в красивом внешнем виде. Важно выглядеть здоровой.
- Азербайджаном проводится большая работа по пропаганде мугама в мире. Вы являетесь частью большой команды, вовлеченной в это благое дело. Как вы оцениваете наши достижения на этом поприще?
- Конечно, все это происходит не само собой. Президент Ильхам Алиев и особенно первая леди Мехрибан ханым Алиева уделяют большое внимание этому вопросу. При их поддержке мы объезжаем мир с мугамом, пропагандируем свою культуру, музыку. Во времена СССР мы тоже ездили в зарубежные гастроли, но тогда представляться от Азербайджана не могли. Слава Богу, сегодня мы независимы и с гордостью можем везде говорить от имени своей страны. Мы рассказываем всем о нашем крае своими песнями, мугамами, исполнением "Карабах шикестеси". Ведь музыка это еще и часть политики.
- Вы являетесь одной из исполнительниц образа Лейли. Что помешало вам остаться на оперной сцене?
- Чтобы всегда исполнять Лейли, надо оставаться привязанной к опере. Я же люблю разностороннюю деятельность - исполняю как народные, так и композиторские произведения, снимаю клипы. Я была первой из женщин-ханенде, которая стала преподавать в университете, писать научные статьи. За это и получила профессора. Займись я только оперой, всего этого не успела бы.
- Обычно маститые исполнители мугама отличаются консерватизмом. Если вам предложат дуэт с рэпером, то есть синтез рэпа с мугамом, вы примете предложение?
- Конечно, почему бы нет? Если это будет качественная музыка, я с удовольствием соглашусь. Мой совет читателям: избегайте дешевизны, слушайте только качественную музыку. Она воспитывает человека, направляет в лучшую сторону.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: