5 Мая 2024

Воскресенье, 10:46

ЭКСПАНСИЯ ПОДНЕБЕСНОЙ

Проект Нового Шелкового пути выглядит все более реализуемым и логически выстроенным

Автор:

14.04.2015

Президенты России и КНР 9 мая понаблюдают за марширующими на Красной площади подразделениями российской и китайской армий. Лидеров Запада нет из-за политических разногласий с российским руководством.

Этот прогноз сделал в статье немецкой газете Die Welt главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. Российский журналист попробовал пофантазировать о событиях далекого 2025 года: "В начале XXI века разворот России от Европы в сторону Азии сильно беспокоил россиян, считавших Азию чем-то опасным и таинственным и боявшихся остаться без традиционных партнеров на Западе один на один с желтой угрозой. Но к 2025 году общественное мнение изменилось: страх перед китайской экспансией уступил место прагматичным соображениям". "Российская экономика постепенно стала перемещаться с Запада на Восток". Но Китай "не вбивает клин в отношения между Россией и политически и идейно чуждой ей Европой".

Далее автор философствует о формах власти и ее преемственности в двух этих странах, но мне кажется, что буквально вскользь затронутая тема благосклонности Китая к российско-европейским отношениям является ключевой. 

У обеих стран явно выраженные стремления к лидерству, не ограниченному региональными рамками. И Китай, и Россия являются инициаторами глобальных интеграционных проектов. Однако понимание этих процессов у них разное. 

Вспомним, как была представлена в 2011 году идея Евразийского союза. Владимир Путин, шедший на третий президентский срок, назвал его "будущим, которое рождается сегодня", "политико-экономическим блоком", соизмеримым с Евросоюзом! Причем союз не должен был ограничиваться только странами СНГ. Дальнейшая интеграция с Китаем, Индией, Ираном и другими азиатскими и даже европейскими странами, в конечном счете, по мнению архитекторов идеи, закрепила бы за Россией статус великой державы. Вслед за этим в России развернулась широкая кампания по продвижению этой идеи, включая заявления о необходимости создания наднациональных законодательных и исполнительных органов, единой валюты и т.д. Не прошло и двух лет, как два ближайших союзника - Астана и Минск выступили категорически против политизации союза и разговоры плавно перетекли в русло Евразийского экономического союза.

В январе 2015 года договор о создании ЕАЭС вступил в силу, но за рамками формальной стороны процесса осталось множество неразрешенных и даже конфликтных вопросов. 

Как же себя ведет Китай? Диаметрально противоположно! Его внешняя политика подчинена защите интересов отечественных производителей. Идея Нового Шелкового пути появилась ровно тогда, когда для этого созрели внутренние экономические потребности. Более того, когда транспортная инфраструктура внутри страны была идеально отлажена и готова к активной экономической экспансии по всем направлениям. Китай уже не устраивают ныне действующие транспортные пути на мировые рынки в силу их дороговизны, ненадежности и большой продолжительности по времени доставки грузов.

Идея Нового Шелкового пути представлена мировой общественности на два года позже концепции ЕАЭС. Но, несмотря на свои гигантские масштабы (охватывает десятки стран, 3 млрд. жителей планеты и требует сотни миллиардов долларов инвестиций), этот проект сейчас кажется вполне реализуемым и логически верно выстроенным. Никакой политики. Чистая экономика. Без какого-либо посягательства на суверенные права стран-участниц.

У него нет конечной цели, сроков исполнения и он не только не конфликтует ни с одним из ныне существующих экономических союзов, а наоборот, заинтересован в их вовлечении в процесс. Шелковый путь не подразумевает создания какой-то гигантской структуры с жесткими правилами и обязательствами участников по типу, скажем, зоны свободной торговли. По сути это глобальное интенсивное экономическое сближение по многим направлениям: транспортное строительство, торговля, инвестиции, либерализация торговли, расчеты в национальных валютах, прокладка трубопроводов, развитие телекоммуникаций.

Почему Россия не сразу осознала необходимость своего участия в этом проекте? Объяснений тому несколько. Причем сильно ошибаются те, кто утверждает, что Кремль вынужденно обратил свои взоры на Азию после того, как разругался с Западом. С конца 90-х годов прошлого века Россия является активной участницей международных проектов по развитию евроазиатских транспортных связей. К примеру, в 2000 году она выступила инициатором создания международного транспортного коридора Север - Юг, в 2006 году - Евроазиатского транспортного проекта. 

Одна из основных причин недавнего недоверия к китайской инициативе - слишком абстрактные ее описания. Как правильно заметил руководитель программы "Россия в АТР" Московского центра Карнеги Александр Габуев, "как и всякая китайская концепция, проект был сформулирован не слишком четко, чтобы оставить Пекину свободу последующей интерпретации. По мере того, как энтузиазм китайцев нарастал, росли и опасения российских властей: "Уж не хотят ли китайцы закрепиться в Центральной Азии? Или создать конкурента для Транссиба и БАМа?". Подобные опасения подпитывались тем, что никто толком не мог понять, что и зачем затевает Пекин".

А что не понятно, то опасно. Тем более что не улеглись еще страсти по инициированному в 1993 году США и Европой проекту ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), который участия России не предполагал.

До сих пор слегка раздражает Россию и активное сотрудничество Китая со странами Средней Азии. И новая идея Китая могла рассматриваться как очередная попытка усилить свое влияние в этом регионе. Тем более что те же страны рассматривались как ключевые и в проекте ТРАСЕКА.

Формально Москва одобрила идею Пекина еще год назад, когда в мае 2014 года в Шанхае подписала совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В документе отмечается: "Россия считает важной инициативу Китая по формированию экономического пояса Шелкового пути и высоко оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации". 

Демонстрацией коренного пересмотра российским руководством своего отношения к китайской инициативе стало недавнее, в конце марта, заявление о том, что Россия не только присоединяется, но и готова к полноформатному сотрудничеству, "чтобы экономический пояс Шелкового пути и Евразийский союз вместе смогли создать дополнительные возможности для процветания наций, проживающих в этих странах". ЕАЭС - это весомый козырь в руках Москвы. Ведь теперь товары из Китая могут достигать границ Европы, пересекая всего две таможенные границы. Да и другие сопутствующие вопросы легче решать с одним центром, чем с каждой страной в отдельности.

"Кроме того, идея Нового Шелкового пути логично сочетается с идеей интеграции евразийского пространства, помогая связывать его в единое целое за счет новой системы логистики, потока товаров, транспортной системы, ускоренных таможенных процедур и т.д., - поделился своим мнением с R+ председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчук. - Началом этого процесса можно смело считать проект по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, которая, как предполагается, потом дойдет до Пекина".

КНР уже заявила о намерении построить высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой. Поездка по новой железной дороге протяженностью 7 тыс. км займет два дня вместо нынешних шести.

Транзит по российским железным дорогам сократит время доставки грузов почти в 3 раза. Согласно планам, основной транспортный путь длиной 8,4 тыс. км в рамках экономического коридора Шелкового пути будет проходить через Москву и заканчиваться в Роттердаме. 

В настоящий момент у Китая есть всего три основных транспортных маршрута. Первый - Транссибирская железная дорога - от границы с РФ до Роттердама (13 тыс. км). Второй - морской путь из порта Ляньюньчан до Роттердама (10,9 тыс. км). Третий маршрут также морской: Шанхай - Роттердам (15 тыс. км). Причем основной объем грузов идет 45-50 дней по третьему варианту, через два района активного пиратства, через уже не справляющийся с объемом Суэцкий канал и "тесное" Средиземное море. 

Поэтому наряду с несколькими направлениями наземного транспортного пояса Китай выступил и с идеей создания нового морского Шелкового пути.

И в этой связи актуальной становится перспектива круглогодичного судоходства по Северному морскому пути, огибающему Россию. Проходит он по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана, некогда скованных льдами пятиметровой толщины. Глобальное потепление сделало их привлекательной альтернативой для традиционных океанических маршрутов. Северный морской путь короче маршрута через Суэцкий канал на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток.

В стратегию создания экономического пояса Шелкового пути предложено интегрировать и крупные проекты инвестиционного взаимодействия двух стран. 

Григорий Трофимчук полагает, что "Новый Шелковый путь решает сложную задачу по взаимодействию Евразийского экономического союза с Китаем, с учетом того, что Китай не входит в ЕАЭС. Поэтому сегодня две точки зрения на концепцию этого геополитического, по своей сути, проекта - китайская и российская - во многом сходятся. Если этот благоприятный момент не будет использован, то гипотетический подрыв стабильности в Центральной Азии может нарушить все планы".

А теперь ответьте, заинтересован ли Китай сегодня или тем более 10 лет спустя в том, чтобы рассорить Россию с Европой и остальным миром?! Зачем, если экономически выгоднее, чтобы все дружили и торговали друг с другом? За экономической экспансией Китая проглядывает желание доминировать во всем мире, скажете вы. Может, и так, только агрессор, прежде чем захватить жертву, ослабляет ее, а не наоборот - дает возможность окрепнуть.

9 мая в Москве парад. Не тот, который через 10 лет. В следующем месяце. 70 лет Победы. Гостей будет не много, но Владимир Путин ждет главного - председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня. Ждет, чтобы документально засвидетельствовать крепкие как никогда отношения. Ну а будут те же лидеры России и Китая принимать парад на Красной площади 10 лет спустя, уже неважно. Главное - отношения перетекают в "прагматичную плоскость", и мы все от этого только выиграем.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

634


Актуально