19 Декабря 2024

Четверг, 16:14

"ВАЖНЫЙ ВОПРОС К МИРУ"

"Как вернуться к сохранению территориальной целостности?" - экс-президент Польши Александр Квасьневский

Автор:

12.05.2015

В сто­ли­це Азер­бай­джа­на 28-29 ап­ре­ля со­сто­ял­ся III Гло­баль­ный ба­кин­ский фо­рум от­кры­тых об­ществ. В фо­ру­ме при­ня­ли уча­с­тие мно­гие пред­ста­ви­те­ли ми­ро­вой по­ли­ти­че­с­кой эли­ты. Один из уча­ст­ни­ков фо­ру­ма экс-пре­зи­дент Поль­ши (1995-2005) Алек­сандр Квась­нев­ский от­ве­тил на во­про­сы R+ по уре­гу­ли­ро­ва­нию ка­ра­бах­ско­го кон­флик­та, вли­я­нию ны­неш­ней меж­ду­на­род­ной си­ту­а­ции на про­цесс его ре­ше­ния. 

- Пре­зи­дент Азер­бай­джа­на Иль­хам Али­ев, при­вет­ствуя уча­ст­ни­ков ба­кин­ско­го фо­ру­ма, за­явил о кри­зи­се в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях, о том, что ми­ром пра­вят двой­ные стан­дар­ты, в ре­зуль­та­те че­го к схо­жим проб­ле­мам, кон­флик­там де­мон­стри­ру­ет­ся раз­ное от­но­ше­ние. При­мер - проб­ле­ма На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха.

- Я аб­со­лют­но со­гла­сен с тем, о чем го­во­рил на фо­ру­ме гос­по­дин Али­ев. Од­ин из са­мых глав­ных прин­ци­пов, на ос­но­ве ко­то­ро­го мы долж­ны жить и про­дол­жать на­ши от­но­ше­ния, - это не толь­ко меж­ду­на­род­ные за­ко­ны, но и тер­ри­то­ри­аль­ная це­ло­ст­ность стран. И из­ме­нять их од­но­сто­рон­не нель­зя. Так бы­ло в слу­чае с На­гор­ным Ка­ра­ба­хом, так бы­ло и в слу­чае с Кры­мом. И те­перь во­прос ко всем боль­шим стра­нам, ко­то­рые си­дят в Со­ве­те Без­опас­но­с­ти ООН: "Как ре­шать эту проб­ле­му?". Мы ли­бо по­зво­ля­ем так де­лать, ли­бо нет. И ес­ли нет, на­до ре­шать все проб­ле­мы, с ко­то­ры­ми мы столк­ну­лись за по­след­ние го­ды. А это не один кон­фликт. И, ко­неч­но, очень важ­ный во­прос к ми­ру: как вер­нуть­ся к со­хра­не­нию тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­с­ти.

- На­ря­ду с этим проб­ле­ма На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха не ме­ша­ет Азер­бай­джа­ну ­п­ро­дол­жать ­раз­ви­вать­ся. Бо­лее то­го, стра­на­ по тем­пам эко­но­ми­че­с­ко­го ро­с­та яв­ля­ет­ся од­ним из ли­де­ров. Ка­ко­во ва­ше ви­де­ние бу­ду­ще­го Азер­бай­джа­на в све­те за­тя­ги­ва­ния проб­ле­мы ос­во­бож­де­ния от ок­ку­па­ции пя­той ча­с­ти тер­ри­то­рии стра­ны?

- Я не со­мне­ва­юсь, что Азер­бай­джан бу­дет раз­ви­вать­ся. Ес­ли ты хо­ро­ший по­ли­тик - а я по­зво­лю на­звать се­бя не­пло­хим по­ли­ти­ком, - то это бро­са­ет­ся в гла­за. Здесь есть хо­ро­шие ре­сур­сы. Я не был здесь 10 лет. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ба­ку по­гу­лял по его ули­цам, уви­дел, как раз­ви­ва­ет­ся го­род. Ощу­ща­ет­ся боль­шой по­тен­ци­ал, на ули­цах мно­го мо­ло­дых лю­дей. Чув­ству­ет­ся, что они не то что с на­деж­дой, но уве­рен­но­ и­дут впе­ред. Я не со­мне­ва­юсь, что об­ла­да­ние та­ки­ми ре­сур­са­ми, по­ли­ти­че­с­кая ста­биль­ность пой­дут на поль­зу Азер­бай­джа­ну.

Что мо­жет ме­шать это­му - ко­неч­но, меж­ду­на­род­ная об­ста­нов­ка, раз­но­го ро­да ре­ги­о­наль­ные кон­флик­ты. В том чис­ле ук­ра­ин­ский кон­фликт, ко­то­рый, как вид­но, бу­дет очень дол­го про­дол­жать­ся, по­то­му что здесь я не ви­жу ско­ро­го вы­хо­да из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции.

Что ка­са­ет­ся На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха… Зна­е­те, я при­ни­мал уча­с­тие в этих пе­ре­го­во­рах и по­ла­гал, что ре­ше­ние близ­ко. Но про­шло столь­ко лет и ни­че­го но­во­го. Так что и здесь ни­че­го оп­ти­ми­с­ти­че­с­ко­го не ска­жу. По­ка, по-мо­е­му, дип­ло­ма­ты бу­дут ра­бо­тать во бла­го бу­ду­ще­го ре­ше­ния. А тем вре­ме­нем мил­ли­оны бе­жен­цев бу­дут пе­ре­жи­вать боль­шие проб­ле­мы… Но что де­лать? Все же хо­ро­шо, что нет вой­ны, нет жертв. Это луч­ше, чем то, что бы­ло в са­мом на­ча­ле.

- Офи­ци­аль­ный Ба­ку не раз вы­ра­жал не­до­воль­ст­во тем фак­том, что ру­ко­вод­ство Ев­ро­со­ю­за и от­дель­ных вхо­дя­щих в не­го стран од­но­знач­но осуж­да­ет ви­нов­ни­ков се­па­ра­тиз­ма в Ук­ра­и­не, Гру­зии и Мол­до­ве, но вме­с­те с тем не де­ла­ет это­го в от­но­ше­нии проб­ле­мы се­па­ра­тиз­ма в Азер­бай­джа­не. Ник­то не хо­чет от­кры­то на­зы­вать ок­ку­пан­та ок­ку­пан­том, как это де­ла­ет­ся от­но­си­тель­но дру­гих стран. Не­уже­ли это от не­же­ла­ния "оби­жать" Ар­ме­нию?

- На мой взгляд, это глав­ная при­чи­на. Ник­то не хо­чет это­го де­лать, ду­мая, что эти дол­гие пе­ре­го­во­ры, ко­то­рые про­дол­жа­ют­ся бо­лее 20 лет, при­не­сут ка­кой-то ре­зуль­тат. Я ду­маю, что нель­зя, ко­неч­но, ру­гать дип­ло­ма­тов за их, преж­де все­го, ве­ру в ди­а­лог и не­ис­поль­зо­ва­ние та­ких оце­нок.

С дру­гой сто­ро­ны, я в пе­ри­од сво­е­го пре­зи­дент­ства сам по­мо­гал это­му ди­а­ло­гу, но не ви­жу ни­ка­ко­го про­грес­са и чув­ствую се­бя не­ком­форт­но. Я очень хо­тел бы ве­рить в ус­пех дип­ло­ма­тии.

- Гря­дет сам­мит "Во­с­точ­но­го парт­нер­ства" в Ри­ге. Азер­бай­джан счи­та­ет не­об­хо­ди­мым при­ме­не­ние Ев­ро­со­ю­зом раз­лич­но­го под­хо­да к стра­нам-уча­ст­ни­цам это­го про­ек­та в за­ви­си­мо­с­ти от их внеш­не­по­ли­ти­че­с­ких ори­ен­ти­ров, со­сто­я­ния эко­но­ми­ки и про­чих фак­то­ров. Что ду­ма­е­те на­счет этой осо­бой по­зи­ции как быв­ший пре­зи­дент стра­ны, ко­то­рая яв­ля­ет­ся од­ним из ини­ци­а­то­ров идеи сбли­же­ния Ев­ро­со­ю­за с его во­с­точ­ны­ми со­се­дя­ми?

- Я ду­маю, что здесь по­зи­ции со­впа­да­ют. У "Во­с­точ­но­го парт­нер­ства" не бы­ло идеи, что­бы Ев­ро­пей­ский со­юз вел рав­ный ди­а­лог со все­ми парт­не­ра­ми на Во­с­то­ке. Ко­неч­но, нель­зя срав­ни­вать по­ло­же­ние Азер­бай­джа­на се­год­ня и, на­при­мер, Бе­ла­ру­си. У стран со­в­сем раз­ные воз­мож­но­с­ти. Я при­ни­мал уча­с­тие в прош­лом сам­ми­те "Во­с­точ­но­го парт­нер­ства" в Виль­ню­се. Там бы­ли под­пи­са­ны не­ко­то­рые до­ку­мен­ты, но они бы­ли под­пи­са­ны Ев­ро­пей­ским со­юзом с раз­ны­ми стра­на­ми, ко­то­рые хо­те­ли со­труд­ни­че­с­т­ва на та­ком уров­не. Ко­неч­но же, уро­вень и со­дер­жа­ние этих до­го­во­ров раз­ные.

Азер­бай­джан - очень ин­те­рес­ный парт­нер. Я аб­со­лют­но со­гла­сен с пре­зи­ден­том Азер­бай­джа­на в том, что те­перь, ко­г­да мы го­во­рим об энер­ге­ти­че­с­кой без­опас­но­с­ти в ми­ре, Азер­бай­джан для Ев­ро­пы - это аб­со­лют­ный шанс. По­то­му что все, что ка­са­ет­ся Рос­сии, - ос­та­ет­ся. В том смыс­ле, что мы, ко­неч­но же, по­ни­ма­ем, что без рос­сий­ско­го га­за Ев­ро­па не бу­дет жить. Но но­вые воз­мож­но­с­ти - это Азер­бай­джан, по­то­му что вы здесь на­шли газ, и ес­ли бу­дет хо­ро­шая ин­фра­струк­ту­ра, его мож­но бу­дет про­да­вать в Ев­ро­пе. 

Я ду­маю, что есть мно­го та­ких важ­ных мо­мен­тов, ко­то­рые долж­ны по­мочь еще боль­ше ус­ко­рить от­но­ше­ния Ев­ро­со­ю­за и Азер­бай­джа­на.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

681


Актуально