3 Мая 2024

Пятница, 14:26

МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ

Ален Миркадыров - выходец из Азербайджана и гражданин США - почти готов к тому, чтобы слетать на Красную планету

Автор:

09.06.2015

Ален МИРКАДЫРОВ - вы­хо­дец из Азер­бай­джа­на, один из уча­ст­ни­ков тре­ть­е­го экс­пе­ри­мен­та по си­му­ля­ции мар­си­ан­ской экс­пе­ди­ции, на­зван­но­го Hawaii Space Exploration Analog and Simulation (HI-SEAS). Про­ект, фи­нан­си­ру­е­мый ис­сле­до­ва­тель­ской про­грам­мой NASA, был со­здан для из­уче­ния че­ло­ве­че­с­ких воз­мож­но­с­тей и их пре­де­лов во вре­мя жиз­ни на Мар­се.

"Мар­си­ан­ская" ба­за HI-SEAS на­хо­дит­ся на от­да­лен­ном участ­ке на вы­со­те 2500 м над уров­нем мо­ря на скло­не го­ры-вул­ка­на Ма­у­на Лоа на ос­т­ро­ве Га­вайи. Все­го в со­ста­ве эки­па­жа шесть че­ло­век.

- Ален, ну­жен ли во­об­ще по­лет че­ло­ве­ка на Марс?

- Без­ус­лов­но, ну­жен. Ес­ли мы в да­ле­ком бу­ду­щем со­би­ра­ем­ся ис­поль­зо­вать Марс в ка­че­с­т­ве вто­рой оби­та­е­мой людь­ми пла­не­ты, то, ес­те­с­т­вен­но, нам при­дет­ся ту­да сле­тать, и при­чем не раз. В дан­ный мо­мент Крас­ную пла­не­ту ис­сле­ду­ют раз­лич­ные мар­со­хо­ды, зон­ды, спут­ни­ки, ко­то­рые снаб­жа­ют нас важ­ной ин­фор­ма­ци­ей о ней. Од­на­ко эти ко­с­ми­че­с­кие ап­па­ра­ты ни­ко­г­да не за­ме­нят че­ло­ве­ка. Они не смо­гут ис­сле­до­вать по­верх­ность пла­не­ты, как это де­ла­ют лю­ди. На­при­мер, ес­ли ти­пич­ный мар­со­ход мо­жет про­ехать не­сколь­ко со­тен ме­т­ров в день, то че­ло­век за тот же пе­ри­од вре­ме­ни спо­со­бен пре­одо­леть в де­сят­ки раз боль­шие рас­сто­я­ния. А са­мое глав­ное, ес­ли во вре­мя ис­сле­до­ва­ний ка­ко­му-то при­бо­ру по­на­до­бит­ся при­нять са­мо­с­то­я­тель­ное ре­ше­ние о сле­ду­ю­щем ша­ге, то он не смо­жет это­го сде­лать без раз­ре­ше­ния его ком­пью­тер­ной про­грам­мы. На­хо­дясь в той же са­мой си­ту­а­ции, ко­с­мо­навт смо­жет не­мед­лен­но при­нять ре­ше­ние и до­бить­ся же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та. В про­тив­ном слу­чае кри­ти­че­с­ки важ­ные дан­ные или жиз­нен­но зна­чи­мые де­та­ли мо­гут по­те­рять­ся, ес­ли мы все­г­да бу­дем по­ла­гать­ся на тех­ни­ку для при­ня­тия ре­ше­ний. И еще од­на (хо­тя и не силь­но ве­ро­ят­ная) при­чи­на для по­ле­та че­ло­ве­ка на Марс… Ес­ли нам ко­г­да-ни­будь при­дет­ся столк­нуть­ся с иноп­ла­нет­ны­ми жи­вы­ми су­ще­с­т­ва­ми, то бо­лее ве­ро­ят­ный ус­пех от этой встре­чи бу­дет иметь имен­но ко­с­мо­навт, а не мар­со­ход. Ко­с­мо­навт смо­жет по­про­бо­вать вой­ти в связь с не­из­ве­ст­ным су­ще­с­т­вом, в то вре­мя как мар­со­ход бу­дет ждать ко­ман­ды от сво­ей про­грам­мы, что де­лать даль­ше. Ведь та­кой важный кон­такт смо­жет от­крыть для нас со­вер­шен­но но­вую фа­зу че­ло­ве­че­с­кой ис­то­рии и ци­ви­ли­за­ции. А упу­щен­ный мо­мент это­го со­бы­тия мо­жет ока­зать­ся для нас ог­ром­ней­шей по­те­рей.

- Но эта мис­сия не­вы­пол­ни­ма без ри­с­ка для жиз­ни. Ведь не сто­ит за­бы­вать о вы­со­ком уров­не ра­ди­а­ции, низ­ком ат­мо­сфер­ном дав­ле­нии, ме­те­о­рит­ной опас­но­с­ти и про­чем.

- Риск все­г­да был, есть и бу­дет в лю­бой дерз­кой мис­сии, свя­зан­ной с ко­с­мо­сом, а осо­бен­но в той, ко­то­рой ра­нее ни­ко­г­да не бы­ло. Да, по­лет на Марс бу­дет не­ле­гок. Без за­щи­ты ат­мо­сфе­ры, как у нас на Зем­ле, нам при­дет­ся бе­речь­ся от ра­ди­а­ции на Мар­се. По­тре­бу­ет­ся при­вы­кать к без­ат­мо­сфер­ным ус­ло­ви­ям, по­сто­ян­ной опас­но­с­ти от ме­те­о­рит­ных уда­ров. В дан­ный мо­мент мы де­ла­ем все воз­мож­ное, что­бы как мож­но боль­ше из­учить эти ри­с­ки, а по­том эф­фек­тив­нее за­щи­тить эки­па­жи на Мар­се от всех воз­мож­ных уг­роз. Я уве­рен, что пер­вые эки­па­жи на Мар­се бу­дут под­вер­гать­ся са­мым не­бла­го­при­ят­ным ис­пы­та­ни­ям, будь это фи­зи­че­с­кая на­груз­ка или пси­хо­ло­ги­че­с­кая изо­ля­ция от Зем­ли и дру­гих лю­дей. Не­смо­т­ря на все опас­но­с­ти и ве­ро­ят­ность про­ва­ла, че­ло­век все рав­но бу­дет про­дол­жать свои мис­сии все даль­ше и даль­ше в ко­с­мос. Сре­ди пер­вых ко­с­мо­на­втов на Мар­се, воз­мож­но, бу­дут жер­т­вы, но это то­же не ос­та­но­вит про­гресс. Ри­с­ки все­г­да бы­ли и бу­дут…

- Вас не пу­га­ет не­из­ве­дан­ность?

- Ко­неч­но, в ка­кой-то сте­пе­ни пу­га­ет. Это со­вер­шен­но нор­маль­ная че­ло­ве­че­с­кая ре­ак­ция. Од­на­ко лю­бо­пыт­ство и жаж­да но­вых по­зна­ний все-та­ки пе­ре­ве­ши­ва­ют лю­бые эмо­ции стра­ха о не­из­ве­дан­но­с­ти.

- Что по­бу­ди­ло вас ос­та­вить свою по­все­днев­ную жизнь и при­со­еди­нить­ся к это­му про­ек­ту?

- По­ни­ма­ние важ­но­с­ти про­дви­же­ния на­ших зна­ний в об­ла­с­ти пси­хо­ло­гии и фи­зио­ло­гии бу­ду­щих эки­па­жей, ко­то­рые по­ле­тят на Марс и даль­ше. Я счи­таю, что эта экс­пе­ди­ция/экс­пе­ри­мент, как и дру­гие по­доб­но­го ро­да, при­не­сет ог­ром­ную поль­зу в че­ло­ве­че­с­ком по­зна­нии лич­ных пре­де­лов и ог­ра­ни­че­ний, что не­по­сред­ствен­но по­мо­жет нам без­опас­но и ус­пеш­но по­ле­теть и вер­нуть­ся с Крас­ной пла­не­ты.

- Ка­кие тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют­ся к чле­нам это­го экс­пе­ри­мен­та: пси­хо­фи­зи­о­ло­ги­че­с­кие, ин­тел­лек­ту­аль­ные, эти­че­с­кие и про­чее?

- От­ме­чу, что под­ход к от­бо­ру эки­па­жа очень строг. Каж­дый член ко­ман­ды дол­жен ус­пеш­но прой­ти стан­дарт­ный ме­до­с­мотр NASA, как и все ас­т­ро­на­вты. По­ми­мо это­го не­об­хо­ди­мо иметь, как ми­ни­мум, тот же уро­вень об­ра­зо­ва­ния, что и дей­ству­ю­щие аме­ри­кан­ские ас­т­ро­на­вты в об­ла­с­ти ин­же­не­рии или на­уки. Пос­ле ме­до­с­мо­т­ра и под­твер­жде­ния под­хо­дя­ще­го об­ра­зо­ва­ния сле­ду­ет прой­ти це­лый ряд пси­хо­ло­ги­че­с­ких те­с­тов и ис­пы­та­ний. Эти те­с­ты на­прав­ле­ны на то, что­бы по­нять, в ка­кой имен­но эки­паж тот или иной кан­ди­дат по­дой­дет. Это уже де­ло офи­ци­аль­ной ко­мис­сии по вы­бо­ру чле­нов эки­па­жа. По­ми­мо фи­зи­че­с­ких, пси­хо­ло­ги­че­с­ких и об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов каж­дый уча­ст­ник про­ек­та в обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­хо­дит 10-днев­ную под­го­тов­ку на вы­жи­ва­ние на от­кры­той при­ро­де, в кол­лек­ти­ве.

- Вы на про­тя­же­нии вось­ми ме­ся­цев бу­де­те на­хо­дить­ся в зам­кну­том про­стран­стве. На мой взгляд, это до­ста­точ­но труд­но. Ведь нет са­мо­го эле­мен­тар­но­го - не­ба, се­мьи, дру­зей. Да к то­му же на­вер­ня­ка слож­но и с пси­хо­ло­ги­че­с­кой точ­ки зре­ния…

- Вы аб­со­лют­но пра­вы. Че­ло­ве­ку труд­но на­хо­дить­ся в зам­кну­том про­стран­стве. В этом как раз и за­клю­ча­ет­ся вся суть этих экс­пе­ри­мен­тов. Они долж­ны по­ка­зать ис­сле­до­ва­те­лям, как че­ло­ве­че­с­кая пси­хи­ка ме­ня­ет­ся или не ме­ня­ет­ся под вли­я­ни­ем всех здеш­них ус­ло­вий и ог­ра­ни­че­ний. Эта ин­фор­ма­ция по­мо­жет NASA в бу­ду­щем в от­бо­ре иде­аль­ных ко­с­мо­на­втов в эки­па­жи для меж­пла­нет­ных по­ле­тов.

- В ог­ра­ни­чен­ном про­стран­стве "му­ха пре­вра­ща­ет­ся в сло­на". Воз­ни­ка­ет ли кон­фликт меж­ду чле­на­ми про­ек­та?

- У нас тут по­сто­ян­но бы­ва­ют не­боль­шие стыч­ки. Я бы не на­звал их кон­флик­та­ми, т.к. они обыч­но че­рез па­ру ча­сов или да­же рань­ше про­сто за­бы­ва­ют­ся. Пос­ле из­ви­не­ния все про­ща­ет­ся. Мы все пре­крас­но по­ни­ма­ем, что дол­го злить­ся или оби­жать­ся нам нель­зя. В кон­це кон­цов на­ше вза­им­ное про­жи­ва­ние и су­ще­с­т­во­ва­ние за­ви­сят от всех чле­нов эки­па­жа. Чем боль­ше мы бу­дем враж­до­вать меж­ду со­бой, тем мень­ше шан­сов ус­пеш­но за­кон­чить эту экс­пе­ди­цию.

- Что вы де­ла­е­те в экс­тре­маль­ных си­ту­а­ци­ях? На­при­мер, ко­г­да кто-ли­бо за­бо­лел или же, до­пу­с­тим, про­шел тро­пи­че­с­кий шторм?

- В экс­тре­маль­ных си­ту­а­ци­ях мы име­ем пра­во на са­мо­э­ва­ку­а­цию и да­же пол­ную ос­та­нов­ку этой экс­пе­ди­ции. У нас есть мо­биль­ный те­ле­фон с по­сто­ян­ным си­гна­лом и за­ря­дом, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в экс­трен­ных си­ту­а­ци­ях. Ес­ли здесь кто-то силь­но бо­лен или по­лу­чил се­рь­ез­ную трав­му, то мы мо­жем вы­звать вра­ча, ко­то­рый при­бу­дет сю­да в те­че­ние двух ча­сов. К со­жа­ле­нию, рань­ше это­го вре­ме­ни к нам по­мощь, ско­рее все­го, по­сту­пить не смо­жет. Од­наж­ды врач к нам при­ехал, ко­г­да один из чле­нов эки­па­жа силь­но по­ре­зал се­бе па­лец. Ему при­шлось за­ши­вать этот па­лец пря­мо у нас в ку­по­ле. В слу­чае тро­пи­че­с­ко­го штор­ма, ура­га­на, из­вер­же­ния вул­ка­на или еще ка­ких-ли­бо при­род­ных бед­ствий мы по­ки­нем наш ку­пол и дви­нем­ся в сто­ро­ну вер­то­лет­ной по­са­доч­ной пло­щад­ки, ко­то­рая на­хо­дит­ся в не­сколь­ких де­сят­ках ме­т­ров. Там нас по­са­дят на вер­то­лет, и мы всем эки­па­жем уле­тим в зо­ну без­опас­но­с­ти. Так как ме­ст­ные при­род­ные бед­ствия до­воль­но точ­но мож­но пред­ска­зать за­ра­нее, нам каж­дый день со­об­ща­ют, ка­кие за ку­по­лом по­го­да, толч­ки зем­ле­т­ря­се­ния и т.д.

- Как вы­гля­дит "мар­си­ан­ский дом", в ко­то­ром вы жи­ве­те?

- Двух­этаж­ный "мар­си­ан­ский дом" пред­став­ля­ет со­бой ку­пол ди­а­ме­т­ром око­ло 11 м и пло­ща­дью 1000 кв. м. На пер­вом эта­же на­хо­дят­ся кух­ня, сто­ло­вая, ван­ная ком­на­та и ла­бо­ра­то­рия. На вто­ром - спаль­ное по­ме­ще­ние с не­боль­ши­ми "ке­ль­я­ми" и еще од­на убор­ная. Вы мо­же­те уви­деть его на на­шем сай­те: www.hi-seas.org.

- На­вер­ня­ка со­вер­ша­е­те "про­гул­ки по Мар­су". Вы для это­го на­де­ва­е­те ска­фандр с кис­ло­род­ным бал­ло­ном?

- Мы до­воль­но ча­с­то со­вер­ша­ем "про­гул­ки" за пре­де­лы ку­по­ла. Нам при­хо­дит­ся за­ни­мать­ся гео­ло­ги­че­с­ки­ми, ин­же­нер­ны­ми и ми­к­ро­био­ло­ги­че­с­ки­ми за­да­ча­ми. Ко­г­да вы­хо­дим за пре­де­лы ку­по­ла, мы дей­стви­тель­но на­де­ва­ем ска­фан­д­ры, толь­ко это де­ла­ет­ся без кис­ло­род­ных бал­ло­нов. Мы ды­шим обыч­ным воз­ду­хом, т.к. он спо­кой­но про­ни­ка­ет че­рез ска­фандр. На­ши ска­фан­д­ры не за­кры­ва­ют­ся гер­ме­тич­но и не на­хо­дят­ся под ис­кус­ствен­ным дав­ле­ни­ем. Все си­му­ля­ции про­хо­дят в ус­ло­ви­ях обыч­но­го ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния и обыч­но­го ко­ли­че­с­т­ва кис­ло­ро­да. Воз­мож­но, в бу­ду­щих си­му­ля­ци­ях ска­фан­д­ры бу­дут снаб­же­ны кис­ло­род­ны­ми бал­ло­на­ми и дру­ги­ми ре­аль­ны­ми пред­ме­та­ми, ко­то­рые бу­дут на Мар­се.

- Ален, да­вай­те-ка по­го­во­рим и о еде. Знаю, что осо­бым ус­пе­хом у уча­ст­ни­ков мис­сии поль­зу­ют­ся та­кие блю­да, как борщ, ма­рок­кан­ский та­жин, фа­ба­да. Так ли лег­ко бы­ло их при­го­то­вить?

- Мы тут го­то­вим все, что по­зво­ля­ют ре­сур­сы и во­об­ра­же­ние. Ко­неч­но, они не та­кие, ка­ки­ми долж­ны быть. На­при­мер, наш "борщ" со­сто­ит из бор­до­вой жид­ко­с­ти, в при­го­тов­ле­нии ис­поль­зу­ет­ся лио­фи­ли­зи­ро­ван­ный бу­рак (спо­соб мяг­кой суш­ки ве­ществ, при ко­то­ром вы­су­ши­ва­е­мый объ­ект за­мо­ра­жи­ва­ет­ся, а по­том по­ме­ща­ет­ся в ва­ку­ум­ную ка­ме­ру. - Авт.). Каж­дый из нас ста­ра­ет­ся изо всех сил уди­вить и оча­ро­вать всех ос­таль­ных за сто­лом, так что эти уси­лия по­мо­га­ют со­здать за­ме­ча­тель­ные блю­да. У нас есть спи­сок са­мых лю­би­мых блюд, ко­то­рые мы вре­мя от вре­ме­ни по­вто­ря­ем.

 - Каж­дый из вас раз в не­де­лю за­ни­ма­ет­ся при­го­тов­ле­ни­ем пи­щи. Что вы пред­ла­га­е­те сво­им дру­зь­ям? Бы­ла ли воз­мож­ность по­зна­ко­мить ре­бят с азер­бай­джан­ской кух­ней?

- Я обыч­но го­тов­лю мяс­ные или рыб­ные блю­да с гар­ни­ром. Мно­го раз го­то­вил кот­ле­ты по ба­кин­ско­му ре­цеп­ту от сво­ей тро­ю­род­ной се­с­т­ры и ее ма­мы (Ме­х­ри­бан и Ни­гяр Ру­с­та­мо­вых). Они мне уже не раз по­мо­га­ли со вся­че­с­ки­ми ре­цеп­та­ми и под­сказ­ка­ми. По их же ре­цеп­ту я при­го­то­вил пи­рож­ки с мя­сом, кар­тош­кой и мят­ным ри­сом, ко­то­рые бы­ли хи­том у нас, и ме­ня не раз про­си­ли по­вто­рить их. Что ка­са­ет­ся чи­с­то азер­бай­джан­ской кух­ни, то я всех по­зна­ко­мил тут с хин­га­лем. Я его го­то­вил с го­вя­жь­им (лио­фи­ли­зи­ро­ван­ным) мя­сом. Это во­об­ще-то мое са­мое лю­би­мое блю­до, и я его ре­шил при­го­то­вить здесь, как толь­ко по­яви­лась воз­мож­ность. Мой хин­гал всем по­нра­вил­ся, а осо­бен­но Со­фи Ми­лан (член эки­па­жа. - Авт.), ко­то­рая до сих пор вы­пра­ши­ва­ет у ме­ня все се­к­ре­ты на­шей ку­ли­на­рии… Мо­им сле­ду­ю­щим азер­бай­джан­ским пи­ще­вым про­ек­том бу­дут гу­та­бы. Я по­ста­ра­юсь их сде­лать по ре­цеп­ту сво­их род­ных из Ба­ку. По­смо­т­рим, что по­лу­чит­ся. Я хо­тел при­го­то­вить гу­та­бы еще рань­ше, но так как у нас тут дол­го не бы­ло су­ма­ха, ждал, по­ка его за­ве­зут.

 - Вы упо­т­реб­ля­е­те лио­фи­ли­зи­ро­ван­ные про­дук­ты. Не ску­ча­е­те по све­жим?

- Ко­неч­но, ску­ча­ем по све­жим про­дук­там. За не­сколь­ко ме­ся­цев по­еда­ния толь­ко лио­фи­ли­зи­ро­ван­ной пи­щи мы ста­ли все боль­ше и боль­ше вспо­ми­нать, ка­кие ели фрук­ты, ово­щи, мя­со, яй­ца и т.д. Сла­ва Бо­гу, спу­с­тя че­ты­ре ме­ся­ца у нас по­явил­ся пер­вый уро­жай све­жей зе­ле­ни! Это бы­ла кин­за. Мы бу­к­валь­но про­гло­ти­ли все, что вы­рос­ло к то­му вре­ме­ни. Пос­ле кин­зы у нас вы­рос­ли ук­роп, по­том гри­бы, а за­тем да­же один по­ми­дор. Это за­слу­ги на­шей ка­над­ки, ко­то­рая взя­ла на се­бя про­ект вы­ра­щи­ва­ния све­жих ово­щей и зе­ле­ни для все­го эки­па­жа. Са­мое по­след­нее, что она не­дав­но под­не­сла к сто­лу, - это был зе­ле­ный лук. Мы его то­же с ог­ром­ным удо­воль­ст­ви­ем про­сто сло­па­ли...

Са­мые вос­тре­бо­ван­ные про­дук­ты, по ко­то­рым мы силь­но ску­ча­ем, - это яй­ца, све­жее мя­со, фрук­ты и ово­щи, а еще ку­ри­ные груд­ки. Не скрою, что мы так­же ску­ча­ем по хо­лод­но­му пи­ву, крас­но­му и бе­ло­му ви­нам и дру­гим на­пит­кам.

Дол­жен при­знать­ся, что еще очень ску­чаю по на­шим ба­кин­ским шо­ко­лад­но-ва­фель­ным тор­там. Я как сей­час пре­крас­но по­мню за­ме­ча­тель­ный шо­ко­лад­но-ва­фель­ный торт, ко­то­рый в 1980-е го­ды в Ба­ку сто­ил 3 руб­ля 5 ко­пе­ек.

- Ска­жи­те-ка, а без ка­ких про­дук­тов не обой­тись на Мар­се?

- Что­бы пол­но­цен­но и ка­че­с­т­вен­но жить и ра­бо­тать на Мар­се, на мой взгляд, нуж­но иметь про­дук­ты из всех не­об­хо­ди­мых групп пи­ра­ми­ды пи­та­ния. Пер­вый про­дукт - это хлеб. Его до­воль­но лег­ко ис­печь, ис­поль­зуя са­мую про­стую не­боль­шую печь. Мы тут пе­чем хлеб каж­дые 3-4 дня. Вто­рой - кон­сер­вы. Во-пер­вых, они дол­го не пор­тят­ся, а во-вто­рых, их го­то­вить со­в­сем не нуж­но - взял, от­крыл и съел. Тре­тий - оре­хи и ка­ши. Оре­хи пол­ны бел­ков и мо­гут ча­с­тич­но за­ме­нить мя­со как но­си­тель бел­ков. Ка­ши очень лег­ко го­то­вить, до­ба­вив толь­ко го­ря­чую во­ду. Они дол­го хра­нят­ся и да­ют мно­го энер­гии.

 

 

О НЕМ 

Ален Миркадыров родился 5 мая 1979 года в городе Баку. Летом 1991 года семья А.Миркадырова переехала в США. Он получил степень бакалавра по космической технике в Американской военно-воздушной академии (USAFA) и степень магистра в области аэрокосмической техники в Государственном университете Сан-Диего (SDSU). После окончания учебы 10 лет прослужил в ВВС США, а в 2010 году получил работу в качестве аэрокосмического инженера, отвечающего за безопасность полетов орбитальных миссий NASA.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

572


Актуально