24 Декабря 2024

Вторник, 16:14

ЗАКЛИНАТЕЛЬ КУКОЛ

Главный режиссер Азербайджанского театра кукол Гурбан Масимов: "В театр я иду не как на работу, а туда, где меня ждут отдых и радость"

Автор:

07.07.2015

Ко­г­да вы по­па­да­е­те в зри­тель­ный зал ку­коль­но­го те­а­т­ра, серд­це за­ми­ра­ет от че­го-то та­ин­ствен­но­го и не­из­ве­ст­но­го. Ведь со­в­сем ско­ро здесь ожи­вут кук­лы, зве­ри за­го­во­рят че­ло­ве­че­с­ким го­ло­сом и сказ­ка вер­нет в дет­ство. "Ку­коль­ные спек­так­ли при­но­сят де­тям мно­го ра­до­с­ти и удо­воль­ст­вия. Но лю­бой спек­такль не­сет в се­бе еще и вос­пи­та­тель­ные функ­ции. Ведь раз­ли­чать до­б­ро и зло, прав­ду и ложь ма­лы­ши учат­ся еще в дет­стве", - счи­та­ет ак­тер и глав­ный ре­жис­сер Азер­бай­джан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го ку­коль­но­го те­а­т­ра им. Аб­дул­лы Ша­и­га Гур­бан МАСИМОВ.

- Кем меч­та­ли стать в дет­стве и по­че­му вы­бра­ли ре­жис­су­ру?

- Я ро­дил­ся в Ше­ки. С са­мо­го ран­не­го дет­ства ри­со­вал, за­ни­мал­ся резь­бой по де­ре­ву, при­ду­мы­вал ин­те­рес­ные ис­то­рии и ус­т­ра­и­вал пред­став­ле­ния пе­ред до­маш­ни­ми. Ко­г­да ос­та­вал­ся до­ма один, на­хо­дил от­цов­ские ин­стру­мен­ты и вы­ре­зал из де­ре­ва раз­ные фи­гур­ки. Не­ко­то­рые из тех по­де­лок до сих пор хра­нят­ся в мо­ем ка­би­не­те. Еще я обо­жал смо­т­реть ки­но и ча­с­то хо­дил с ро­ди­те­ля­ми на по­ста­нов­ки Ше­кин­ско­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра. По­мню, ко­г­да мне бы­ло лет шесть, ма­ма по­ве­ла ме­ня на спек­такль по сказ­ке "Ме­лик Ма­мед", во вре­мя ко­то­ро­го не­ожи­дан­но глав­ный ге­рой по­до­шел ко мне и, за­ме­тив мой го­ря­щий взгляд, про­тя­нул свой меч. В тот мо­мент, ко­г­да я при­кос­нул­ся к свер­ка­ю­ще­му ору­жию, ме­ня слов­но по­раз­или ты­ся­чи мол­ний. Бы­ло та­кое чув­ство, что со мной про­изо­шло что-то вол­шеб­ное… По­жа­луй, имен­но то­г­да я бес­по­во­рот­но и на­все­г­да влю­бил­ся в сце­ни­че­с­кое ис­кус­ство. В стар­ших клас­сах я уже точ­но знал, что ста­ну ре­жис­се­ром. Мой дед Да­даш ки­ши, ко­то­рый был из­ве­ст­ным так­си­с­том в Ше­ки, ре­шил мне по­мочь в этом де­ле и по­про­сил сво­е­го зна­ко­мо­го, а тот ре­жис­се­ра Рас­има Од­жа­го­ва уго­во­рить сво­е­го кол­ле­гу То­фи­ка Ис­май­ло­ва под­го­то­вить ме­ня к эк­за­ме­нам. То­фик му­ал­лим со­гла­сил­ся, и че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев я по­сту­пил на пер­вый курс фа­куль­те­та ре­жис­су­ры и ак­тер­ско­го ма­с­тер­ства Го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та куль­ту­ры и ис­кус­ства. В Ше­ки сло­жил­ся ус­той­чи­вый сте­рео­тип, что ак­тер - не муж­ская про­фес­сия. По­это­му ко­г­да со­се­ди по­ин­те­ре­со­ва­лись, ку­да я по­сту­пил, от­ве­тил, что на ре­жис­сер­ский фа­куль­тет. "А чем же за­ни­ма­ет­ся ре­жис­сер? " - не уни­ма­лись со­се­ди. Мой от­вет - "Ре­жис­сер - это ди­рек­тор ак­те­ров" - их впол­не удов­лет­во­рил, и они от­ста­ли от ме­ня. В уни­вер­си­те­те ме­ня, по­ми­мо ре­жис­сер­ско­го ма­с­тер­ства, ин­те­ре­со­ва­ло сце­ни­че­с­кое дви­же­ние. Это не­об­хо­ди­мые на­вы­ки, ко­то­ры­ми ак­тер мо­жет поль­зо­вать­ся в ра­бо­те над ро­лью. От уме­ния вла­деть сво­им те­лом и пла­с­ти­кой за­ви­сит спо­соб­ность пе­ре­дать вну­т­рен­ний мир и пе­ре­жи­ва­ния ге­роя че­рез язык те­ла. Од­наж­ды я уз­нал, что в на­шем ву­зе есть груп­па, с ко­то­рой за­ни­ма­ет­ся Бах­ти­яр Ха­ны­за­де. Дол­гое вре­мя я на­блю­дал за за­ня­ти­я­ми сту­ден­тов че­рез за­моч­ную сква­жи­ну, по­ка Бах­ти­яр му­ал­лим не пред­ло­жил мне при­со­еди­нить­ся к ним. "От­крой, на­ко­нец, две­ри и за­хо­ди!" - ска­зал он. Так я по­пал в сту­дию пан­то­ми­мы "Сбо­ри­ще су­мас­шед­ших", ко­то­рая впос­лед­ствии при­об­ре­ла ста­тус Го­су­дар­ствен­но­го те­а­т­ра пан­то­ми­мы.

- На­сколь­ко из­ве­ст­но, вы за­кон­чи­ли так­же во­каль­ное от­де­ле­ние Ба­кин­ской му­зы­каль­ной ака­де­мии. Хо­те­ли петь на сце­не?

- Нет. Пев­цов и без ме­ня хва­та­ет. Уче­ба в му­зы­каль­ной ака­де­мии бы­ла не­об­хо­ди­ма мне для то­го, что­бы по­нять ху­до­же­с­т­вен­ные осо­бен­но­с­ти му­зы­каль­но­го те­а­т­ра и в даль­ней­шем ис­поль­зо­вать свои зна­ния в ра­бо­те над по­ста­нов­ка­ми. Еще я за­кон­чил Меж­ду­на­род­ный те­а­т­раль­ный ма­с­тер-класс Ро­бер­та Сту­руа в Тби­ли­си. Я люб­лю учить­ся, уз­на­вать что-то но­вое, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Счи­таю, что жизнь для то­го и да­на нам, что­бы мы каж­дый день по­сти­га­ли что-то но­вое, на­би­ра­лись опы­та. Не по­ни­маю тех, кто пос­ле окон­ча­ния ву­за счи­та­ет, что он уже "уче­ный", что он уже все зна­ет и уме­ет. Учить­ся и раз­ви­вать­ся ни­ко­г­да не позд­но…

- Как же вы по­па­ли в Ку­коль­ный те­атр име­ни Аб­дул­лы Ша­и­га?

- Не­сколь­ко лет на­зад мне не­ожи­дан­но по­сту­пи­ло пред­ло­же­ние от ди­рек­то­ра Ку­коль­но­го те­а­т­ра Ра­ша­да Ах­мед­за­де стать глав­ным ре­жис­се­ром. Я со­гла­сил­ся и при­зна­те­лен ему за вни­ма­ние к мо­е­му твор­че­с­т­ву, так­же бла­го­да­рен Ми­ни­с­тер­ству куль­ту­ры и ту­риз­ма, ут­вер­див­ше­му мою кан­ди­да­ту­ру. Я люб­лю де­тей, и у ме­ня уже был опыт ра­бо­ты с ни­ми. Мно­го лет на­зад мы - ак­те­ры Те­а­т­ра пан­то­ми­мы Пар­виз Ма­медрза­ев, Эль­ман Ра­фи­ев и я - се­рь­ез­но из­уча­ли кло­у­на­ду. У каж­до­го кло­у­на был свой об­раз и ха­рак­тер. Вор­ч­ли­вый и на­ив­ный плак­са Зыр-Зыр - Пар­виз, бес­печ­ный и лю­боз­на­тель­ный Ни-Ни - Эль­ман и се­рь­ез­ный и вду­м­чи­вый Ап­па - я. Мож­но ска­зать, мы бы­ли пер­вы­ми кло­у­на­ми на сце­не и пер­вы­ми ани­ма­то­ра­ми в Ба­ку, ко­то­рых при­гла­ша­ли на дни рож­де­ния и дет­ские празд­ни­ки. Де­ти бы­ли в во­с­тор­ге от на­ших вы­ступ­ле­ний, шу­ток и ро­зы­г­ры­шей. А зна­е­те, в чем за­клю­чал­ся се­к­рет дет­ской люб­ви? Во вре­мя сво­их вы­ступ­ле­ний мы пре­вра­ща­лись в де­тей. Мы го­во­ри­ли с ма­лы­ша­ми на их язы­ке, и они ви­де­ли в нас боль­ших де­тей, ко­то­рых нуж­но учить, с ко­то­ры­ми мож­но бы­ло по­иг­рать в прят­ки, по­ша­лить и по­пры­гать.

- И что же са­мое глав­ное в ра­бо­те с де­ть­ми?

- Лю­бовь. Нуж­но лю­бить де­тей и знать их пси­хо­ло­гию. Де­ти - не­ве­ро­ят­но чув­стви­тель­ные су­ще­с­т­ва и их не­воз­мож­но об­ма­нуть, за ка­кой бы ма­с­кой ты ни пря­тал­ся. Есть ма­лы­ши, ко­то­рым ма­ло уде­ля­ют вни­ма­ния до­ма, и они за­мы­ка­ют­ся в се­бе или пре­вра­ща­ют­ся в та­ких ежи­ков с ко­люч­ка­ми. И на­ша за­да­ча - вер­нуть их из это­го тем­но­го про­стран­ства об­рат­но в со­ци­ум. Мы долж­ны сде­лать так, что­бы де­тям по­нра­ви­лось в те­а­т­ре, и не про­сто по­нра­ви­лось, а что­бы они от­кры­ва­ли для се­бя но­вые, важ­ные ис­ти­ны, что­бы ста­но­ви­лись до­брее, ум­нее, луч­ше. И для это­го мы, ар­ти­с­ты, го­во­рим с де­ть­ми о се­рь­ез­ном: о люб­ви и не­на­ви­с­ти, о до­бре и зле. У те­а­т­ра ку­кол в этом смыс­ле свои боль­шие за­да­чи. Ведь кук­лам по пле­чу все: ко­ме­дия, тра­ге­дия, сказ­ка, дра­ма, бас­ня, лю­бая прит­ча, ме­та­фо­ра… Толь­ко у нас ожи­ва­ют пред­ме­ты.

- Ин­те­рес­но, что вы ду­ма­е­те о со­вре­мен­ных мульт­филь­мах, ко­то­рые "кру­тят" по те­ле­ка­на­лам?

- Я про­тив то­го, что­бы де­ти смо­т­ре­ли эти аг­рес­сив­ные за­гра­нич­ные мульт­филь­мы. Че­му они учат? Уби­вать, ру­шить и унич­то­жать. Мно­гие со­вре­мен­ные муль­ти­ки, транс­ли­ру­е­мые по те­ле­ви­зо­ру, мо­гут пло­хо по­вли­ять на раз­ви­тие ре­бен­ка, сфор­ми­ро­вать у не­го склон­ность к аг­рес­сии, к раз­лич­но­го ро­да за­ви­си­мо­с­ти, и да­же есть слу­чаи, ко­г­да муль­ти­ки при­во­дят к пси­хи­че­с­ким рас­строй­ствам. По­это­му очень важ­но не до­пу­с­кать бес­кон­т­роль­но­го про­смо­т­ра де­ть­ми ани­ма­ци­он­ной про­дук­ции. Се­год­ня мно­гие ро­ди­те­ли не чи­та­ют сво­им де­тям ска­зок - и вре­ме­ни не хва­та­ет, и жизнь сей­час та­кая, что не до вол­шеб­ства в этом слож­ном ми­ре. И ес­ли спро­сить со­вре­мен­ных де­тей, ка­кая у них лю­би­мая сказ­ка, боль­шин­ство из них про­мол­чат, а вме­с­то име­ни лю­би­мо­го ска­зоч­но­го ге­роя на­зо­вут пер­со­на­жа ком­пью­тер­ной иг­ры или ка­ко­го-ни­будь мульт­филь­ма про зло­ве­щих ко­с­ми­че­с­ких при­шель­цев. По­лу­ча­ет­ся, ста­рых ска­зоч­ных ге­ро­ев со­вре­мен­ные де­ти не зна­ют, а но­вых пи­са­те­ли-ска­зоч­ни­ки еще не при­ду­ма­ли. Ду­маю, что при­шло вре­мя воз­ро­дить до­брую тра­ди­цию ска­зок и со­чи­нить но­вых ска­зоч­ных пер­со­на­жей, ко­то­рые бу­дут учить де­тей до­бру, хра­б­ро­с­ти и че­ло­веч­но­с­ти. У ме­ня рас­тет дочь. Она обо­жа­ет при­хо­дить на на­ши спек­так­ли и пос­ле обя­за­тель­но об­суж­да­ет со мной сю­жет сказ­ки. Я мно­го­му учусь у нее. Я во­об­ще мно­го­му учусь у де­тей. Взрос­лые ча­с­то за­бы­ва­ют, что ко­г­да-то бы­ли де­ть­ми. Мне все­г­да нра­ви­лось бу­дить во взрос­лом ре­бен­ка.

- Рас­ска­жи­те о ре­пер­ту­а­ре ва­ше­го те­а­т­ра. Что но­во­го мож­но уви­деть на ва­шей сце­не?

- "Кот в са­по­гах" - од­на из на­ибо­лее из­ве­ст­ных ска­зок фран­цуз­ско­го пи­са­те­ля Шар­ля Пер­ро. Хо­тя она бы­ла на­пи­са­на в XVII ве­ке, эта сказ­ка уже не­сколь­ко сто­ле­тий ос­та­ет­ся лю­би­мой де­ть­ми. Ре­жис­се­ром-по­ста­нов­щи­ком спек­так­ля яв­ля­ет­ся Анар Ма­ме­дов. В спек­такль бу­дут вне­се­ны не­ко­то­рые из­ме­не­ния, в ча­ст­но­с­ти по­явят­ся но­вые ге­рои, ко­то­рые по­мо­гут рас­крыть ос­нов­ные те­мы по­ста­нов­ки. Ху­дож­ник-по­ста­нов­щик спек­так­ля - Ра­ва­на Ягу­бо­ва, ком­по­зи­тор - за­слу­жен­ный де­я­тель ис­кусств Джа­хан­гир Зуль­фу­га­ров. Еще один спек­такль, ко­то­рый мож­но уви­деть в на­шем те­а­т­ре, - сказ­ка "Ağ babanın nağılı", сце­на­рий на­пи­сал я сам. Это не тра­ди­ци­он­ная ку­коль­ная по­ста­нов­ка с ма­ри­о­нет­ка­ми, а ин­те­рак­тив­ный спек­такль с ро­с­то­вы­ми кук­ла­ми. Ро­с­то­вая кук­ла - это кук­ла-ко­с­тюм, вну­т­ри ко­то­рой на­хо­дит­ся че­ло­век. Ак­те­рам, об­ла­чен­ным в ко­с­тю­мы и ма­с­ки, при­хо­дит­ся по­ка­зы­вать свои эмо­ции дви­же­ни­ем те­ла и же­с­та­ми. Де­ти в спек­так­ле не про­сто зри­те­ли, но и ак­тив­ные уча­ст­ни­ки, от­ве­ча­ю­щие на во­про­сы ге­ро­ев, по­мо­га­ю­щие им, по­ющие вме­с­те с ни­ми. Ко­г­да я при­нял ре­ше­ние по­ста­вить на на­шей сце­не спек­такль с ро­с­то­вы­ми кук­ла­ми, мно­гие бы­ли на­стро­е­ны скеп­ти­че­с­ки - обыч­но двух­ме­т­ро­вые кук­лы вы­сту­па­ют на боль­ших сце­нах и ста­ди­о­нах. Но у нас все по­лу­чи­лось! Глав­ный ху­дож­ник те­а­т­ра Иг­бал Али­ев с ко­ман­дой ра­бот­ни­ков на­ших це­хов из­го­то­вил шесть пре­вос­ход­ных ко­с­тю­мов для ак­те­ров и очень яр­кие де­ко­ра­ции из плю­ша и фе­т­ра. По­лу­чил­ся мяг­кий и уют­ный до­мик на краю та­ко­го же мяг­ко­го и уют­но­го ле­са. Ма­лень­ким зри­те­лям очень по­нра­ви­лось! Сце­на­рий к дру­го­му но­во­му спек­так­лю "Сказ­ка Тыг-Тыг и Таг-Таг" я на­пи­сал по мо­ти­вам сказ­ки Аб­дул­лы Ша­и­га "Тыг-Тыг ха­ным". Из­ме­нил пе­чаль­ный фи­нал, да­бы не огор­чать ма­лень­ких зри­те­лей, и при­ду­мал для бес­печ­ной Тыг-Тыг но­во­го дру­га Таг-Та­га. Он жи­вет по со­сед­ству с Тыг-Тыг и го­тов стать для нее вер­ным дру­гом, но она, лег­ко­мыс­лен­ная, со­в­сем его не за­ме­ча­ет. Од­наж­ды зи­мой Тыг-Тыг про­ва­ли­ва­ет­ся в лу­жу, ко­то­рая для нее це­лое озе­ро. Спа­са­ет ее хра­б­рый Таг-Таг. Му­зы­ку к пес­ням на­пи­сал ком­по­зи­тор Ву­гар Джа­мал­за­де. Во вре­мя спек­так­ля ма­лень­кие зри­те­ли со­пе­ре­жи­ва­ют ге­ро­ям - пы­та­ют­ся им по­мочь со­ве­та­ми, воз­му­ща­ют­ся не­спра­вед­ли­во­с­ти и ра­ду­ют­ся счаст­ли­во­му фи­на­лу. Сме­на де­ко­ра­ций про­ис­хо­дит при при­глу­шен­ном све­те. Я ста­ра­юсь ни­ко­г­да не от­клю­чать свет пол­но­стью, по­то­му что боль­шин­ство де­тей бо­ят­ся тем­но­ты. Си­дя в за­ле, ре­бе­нок не дол­жен ис­пы­ты­вать страх. Здесь он дол­жен чув­ство­вать се­бя ком­форт­но и уют­но, что­бы бы­ло же­ла­ние вновь вер­нуть­ся в те­атр. Ведь лю­бовь к боль­шо­му дра­ма­ти­че­с­ко­му ис­кус­ству на­чи­на­ет­ся вот с та­ких дет­ских по­хо­дов в ку­коль­ный те­атр.

- Ин­те­рес­но, ка­кие ска­зоч­ные ге­рои бы­ли в по­че­те в дет­стве ма­лень­ко­го Гур­ба­на?

- Ме­лик Ма­мед и Илья Му­ро­мец. Мне нра­ви­лись сме­лые и силь­ные ге­рои ска­зок, ко­то­рые ос­во­бож­да­ли род­ную зем­лю от вся­кой не­чи­с­ти, би­лись с чу­до­ви­ща­ми и дра­ко­на­ми. Еще я обо­жал Ба­бу-Ягу в ис­пол­не­нии Ге­ор­гия Мил­ля­ра в со­вет­ском филь­ме "Мо­роз­ко". Мне нра­ви­лось ко­пи­ро­вать его за­бав­ный скри­пу­чий го­лос. Во­об­ще я все­г­да лю­бил па­ро­ди­ро­вать ак­те­ров и пев­цов. Да­же во вре­мя служ­бы в Во­ен­но-мор­ских си­лах я раз­вле­кал всех сво­и­ми па­ро­ди­я­ми и вы­ступ­ле­ни­я­ми в ан­сам­бле пес­ни и пля­с­ки.

- По­ми­мо ва­ших мно­го­чис­лен­ных ро­лей в те­а­т­ре и в ки­но, зри­те­ли по­мнят вас так­же и по об­ра­зу за­бав­но­го су­ще­с­т­ва Ням-Ня­ма в ку­ли­нар­ном шоу. Это бы­ло ва­ше пер­вое зна­ком­ство с ку­коль­ным жа­н­ром?

- Да. Я при­ду­мал Ням-Ня­ма, и на про­тя­же­нии бо­лее 10 лет мы бы­ли с ним не­раз­луч­ны. Мне уда­лось со­здать об­раз и лич­ность это­го стран­но­го су­ще­с­т­ва с по­мо­щью соб­ствен­ных рук. Со­еди­нил пра­вую и ле­вую ру­ки и по­лу­чил­ся ве­се­лый ска­зоч­ный че­ло­ве­чек - что-то сред­нее меж­ду до­мо­вым и ле­шим, жи­ву­щим на кух­не. Зна­е­те, я все­г­да ста­рал­ся быть уни­вер­саль­ным. Каж­дый раз, ко­г­да на­чи­нал что-то но­вое, из­учал все ас­пек­ты, свя­зан­ные с мо­ей за­дум­кой. В ре­зуль­та­те на­учил­ся сни­мать и мон­ти­ро­вать ви­део­ма­те­ри­а­лы, ри­со­вать эс­ки­зы те­а­т­раль­ных де­ко­ра­ций, фо­то­гра­фи­ро­вать, петь и тан­це­вать. 

- Со сто­ро­ны вы вы­гля­ди­те счаст­ли­вым че­ло­ве­ком…

- Так и есть. Мои проб­ле­мы - мои, и ни­ко­му я их не от­дам. Нуж­но да­рить всем улыб­ки, ра­дость и сча­с­тье. А вор­чать и жа­ло­вать­ся… Ос­та­вим это Со­ло­вью-Раз­бой­ни­ку… На­ше де­ло - со­зда­вать пре­крас­ное. То, чем я за­ни­ма­юсь, для ме­ня удо­воль­ст­вие. Ду­маю, в этом и за­клю­ча­ет­ся се­к­рет мо­е­го сча­с­тья. Ведь жизнь да­ет луч­шее то­му, кто по­лу­ча­ет от нее удо­воль­ст­вие. А в те­атр я иду не как на ра­бо­ту, а ту­да, где ме­ня ждут от­дых и ра­дость.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

724


Актуально