5 Мая 2024

Воскресенье, 08:48

"ПРАВОЗАЩИТНЫЙ БИЗНЕС"

Кто наживается на отправке нелегальных мигрантов в страны ЕС?

Автор:

14.07.2015

Единство Европы - под угрозой. И дело не только, вернее, не столько в греческом кризисе, который держит в напряжении финансистов многих стран. Как передали многие СМИ, власти Дании объявили о намерении возобновить пограничный контроль на своих границах с соседями по Шенгенскому соглашению - Германией и Швецией. Причину такого решения в Копенгагене не скрывают - это сделано для защиты от наплыва нежелательных мигрантов. О том, что Дания намерена возобновить погранконтроль на своих границах для борьбы с нелегальной миграцией и контрабандой, объявил в интервью датскому информагентству Ritzau новый глава МИД страны Кристиан Йенсен. Он заверил, что принципы погранконтроля не противоречат европейскому законодательству и будут согласовываться с соседними странами. 

Как напоминают эксперты, в 2011 году на фоне обострения миграционного кризиса в ЕС Дания уже объявляла о введении внутри Шенгенской зоны погранконтроля: на укрепление госграниц, включавшее оборудование блокпостов, власти были готовы выделить 36 млн. евро. Правда, это решение через несколько месяцев отменили и в немалой степени потому, что оно вызвало резкую критику в Евросоюзе. Его члены посчитали нововведение датчан нарушением Шенгенских соглашений, вторая статья которых оговаривает отмену пограничного и таможенного контроля внутри границ Шенгенской зоны.

Решение властей Дании многие эксперты связали с внутриполитическими проблемами этой страны. В самом деле, в состав датской правящей коалиции вошла партия "Венстре", которая весьма активно использовала антииммигрантскую риторику. В ходе предвыборной кампании широко обсуждалась "установка", что Дания занимает одно из первых мест в ЕС по числу зарегистрированных краж со взломом, и как убеждены многие, значительную их часть совершают мигранты из Восточной Европы, специально для этого приезжающие в Данию. Впрочем, как показывает анализ статистики и практики, такого рода ксенофобские стереотипы оправдываются редко. Но несомненно, что миграционный кризис превращается для Европы во все более серьезную проблему. И острота ситуации, полагают эксперты, будет только нарастать. Почти 60 млн. человек были вынуждены покинуть свои дома из-за войн и преследований - такой вывод следует из ежегодного доклада, обнародованного Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев. 60 млн. - рекордная цифра за всю историю существования ООН. Многие мигранты гибнут, так и не достигнув заветной цели: чтобы достичь пункта назначения, им зачастую приходится переходить пустыни и переплывать моря. Особенно проблемным в этом отношении является Средиземное море, отделяющее Европу от Африки. За последние годы оно стало братской могилой для десятков тысяч беженцев, не имевших возможности выбраться из трюмов тонущих судов, констатировали эксперты ООН. "В эпоху беспрецедентных массовых перемещений нам нужен беспрецедентный гуманитарный ответ, - заявил верховный комиссар по делам беженцев Антонио Гуттереш, выступая на презентации доклада. - А также обновление глобальных обязательств в области толерантности и защиты людей, бегущих от конфликтов и притеснений".

Конечно, серия трагедий у европейских берегов уже заставила страны ЕС принимать экстренные меры. СМИ подробно рассказывают о том, что ВМС нескольких стран Европы развернули в Средиземном море впечатляющую спасательную операцию. Но в то же время предложение расселять мигрантов в других странах ЕС, не только тех, кто в силу географических реалий первыми встречают набитые людьми лодки, вызвало нешуточные споры: "непрошеным гостям" из Северной Африки в Европе рады не все. А пока что СМИ сообщают о все новых и новых "инцидентах". 

Движение поездов в туннеле под Ла-Маншем было временно прервано из-за попыток больших групп нелегальных мигрантов проникнуть в него, сообщил представитель префектуры региона. По его словам, "около 150 мигрантов прорвались через ограждения и находились на платформах, от которых стартуют специальные составы, перевозящие через туннель автомобили". Лишь три часа спустя благодаря вмешательству полиции ситуацию удалось нормализовать. Стражам порядка пришлось проверить абсолютно все вагоны, находившиеся в этой зоне.

По данным префектуры департамента Кале, в настоящее время на его территории находится около 3 тыс. "нелегалов", в основном прибывших из Эфиопии, Эритреи, Судана и Афганистана. И самое страшное, что четкого и безотказного рецепта, как решать проблему миграции, нет ни у кого. Патрулировать территориальные воды, чем сейчас и занимается ЕС? Это, уверены эксперты, "паллиативная мера", которая лишь немного скрасит наиболее болезненные проявления проблемы. Уничтожать лодки, на которых мигранты добираются до европейских берегов, - тоже не решение. К европейским берегам просто будут отправлять те суда, которые не жалко. А в любом порту расскажут с десяток историй, как торговцы живым товаром избавлялись от этого самого "товара" в море, едва завидев патрульные катера. 

Но самое главное, переправа в Европу нелегальных мигрантов уже давно стала прибыльным и процветающим бизнесом. 

Впервые о такого рода бизнесе мировая аудитория узнала на примере границы США и Мексики, той самой, которую постоянно пытаются пересечь группы "нелегалов" из Латинской Америки, стремящиеся найти работу в США. Тех, кто тайно и не бесплатно обещает помочь эту границу пересечь, на обеих берегах реки Рио-Гранде не очень почтительно именуют "койотами". 

Теперь уже в европейские СМИ просачивается информация: место в лодках, тех самых, которые нередко не доплывают до европейских берегов, может стоить от 3 до 5 тыс. евро - огромная сумма для бедных стран Северной Африки. А в этих лодках обнаруживаются граждане Афганистана или Бангладеш, которым надо было еще добраться до ливийской Миссураты. 

Есть, впрочем, еще одна истина. Не меньше беженцев прибывает в Европу вполне комфортным способом, а уже здесь обращается с просьбой об убежище. И вот здесь начинается самое главное и - будем откровенны - неприятное. 

Да, право на политическое убежище считается в мире одним из основных. Но точно так же известно и другое. Такое убежище, особенно при нынешнем наплыве, не предоставляется "автоматом". Просьба о его получении запускает механизм, задача которого отделить мигрантов политических, тех, кто на родине действительно подвергается преследованиям по политическим, национальным, расовым или еще каким-то мотивам, от мигрантов "экономических", просто желающих перебраться в сытую и благополучную Европу. Понятно, что легенда о политических преследованиях готова у всех. В годы существования СССР статус беженца предоставлялся любому "невозвращенцу". Затем правила постепенно ужесточались. Сегодня процедура может тянуться несколько лет, заявления проверяются тщательно и скрупулезно. 

Несколько лет назад Баку посетили сотрудники миграционной службы Швеции, которые встречались здесь не только с госчиновниками, но и с журналистами. И один из них в беседе с автором этих строк, говоря о том, что все рассказы о преследованиях и т.д. тщательно проверяются, с усмешкой сообщил: "Мы не такие тупые блондины, какими нас многие считают". 

Но в реальности этот тщательный механизм дает немало сбоев. Еще в восьмидесятые годы власти Турции регулярно протестовали против того, что в государствах Европы статус политических беженцев получали функционеры небезызвестной РПК (Рабочая партия Курдистана). Одни страны Евросоюза признавали ее террористической организацией, другие - нет, но каждый отдельный представитель, разумеется, заученно рассказывал о том, что он "борец за права угнетенного курдского народа", и без труда получал статус политического беженца. Во всяком случае убийство в Париже некой Сакины Джансыз, которая находилась в Турции в розыске за терроризм, но во Франции жила в статусе политической беженки, заставило задуматься о многом. 

Еще более показательные события произошли после 16 февраля 1999 года, когда турецкий спецназ в столице Кении Найроби арестовал создателя и главаря террористической группировки РПК Абдуллу Оджалана. Еще до того, как информация об этом появилась в прессе, сработала внутренняя система тревоги в самой РПК. Во многих городах Европы начались захваты греческих посольств боевиками РПК. "Акции протеста" охватили Марсель, Лондон, Бонн, Франкфурт, Гаагу. Наиболее дерзкой операцией стал захват штаб-квартиры ООН в Женеве, куда удалось прорваться отряду из 40 курдских боевиков. Потрясенные европейские журналисты признавались: "Мы только теперь увидели истинное лицо РПК!". Как сквозь зубы признавали "европейцы", РПК весьма эффективно контролировала те самые "миграционные тропы", где уже тогда наличествовал не только политический заказ, но и деньги. А там, где присутствуют большие и незаконные деньги, всегда есть место коррупции. В том числе, а точнее, прежде всего в среде тех самых правозащитников, которые едва ли не закрепили за собой монополию на "белые хитоны". 

По понятным причинам, чтобы раскрыть все тонкости нынешней "торговли убежищем", нужен как минимум еще один Сноуден, но уже из среды профессиональных "борцов за права человека". Однако осведомленные источники советуют обратить внимание на такую тонкость: "Приезжает, скажем, в Европу некий субъект и рассказывает, что он на родине подвергался жутким преследованиям потому, что боролся за демократию. Как вы думаете, к кому обратятся миграционные власти, чтобы уточнить, правду он говорит или нет? Источников информации может быть множество, но обязательно спросят и у правозащитников. А теперь, после того как в Азербайджане правозащитники попались на откровенных финансовых махинациях, кто возьмется исключить, что еще перед отъездом гражданин "А" договаривается с правозащитником "В", и тот - не бесплатно, разумеется! - подтверждает его рассказ о "преследованиях"? Списки "политзаключенных", информация об общем уровне демократии - все сегодня поставляется одной небольшой группой гражданских активистов, которые свою "информационную монополию" быстро переделали в прибыльный бизнес.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

692


Актуально