28 Апреля 2024

Воскресенье, 02:01

МАЯТНИК РЫНКА

Неясная политика "Газпрома" усиливает намерения ЕС по диверсификации источников газа

Автор:

21.07.2015

За переговорами по урегулированию греческого долгового кризиса и соглашения по ядерной программе Ирана с напряжением следил весь мир. Что будет с евро? Будет ли реализован Grexit и как это повлияет на мировую экономику? Как отра-зится на ценах на нефть возвращение Ирана на рынки? Насколько изменится политическая картина на Ближнем Востоке с отменой санкций в отношении Ирана? И таких вопросов было множество.

Но немалую роль решение обеих проблем играет в обеспечении диверсификации поставок энергоресурсов в Европу. Так, Греция является одной из основных транзитных путей для Южного газового коридора (ЮГК), в частности для Трансадриатического газопровода (TAP). При этом выход Греции из еврозоны грозил и исключением из Евросоюза, что теоретически могло бы вызвать проблемы с реализацией проекта. Ведь весь пакет соглашений по строительству TAP был подписан с Грецией с учетом общеевропейских законов. Новое правительство Греции во главе с коалицией СИРИЗА уже поднимало ряд вопросов по данному проекту, но вынуждено было согласиться с подписанными документами. Но в Госнефтекомпании (SO-CAR) уверены, что ситуация вокруг Греции никак не повлияет на работы по TAP.

По мнению вице-президента SOCAR по инвестициям и маркетингу Эльшада Насирова, Афины заинтересованы в прохождении данного трубопровода по своей территории. "Потому что в любом случае прохождение трубопровода через Грецию означает открытие новых рабочих мест, привлечение инвестиций, рост конкурентоспособности экономики. Наряду с этим реализация TAP означает наличие дополнительных источников газа, обеспечение энергетической безопасности Греции. Одним словом, не учитывая возникшие мелкие нюансы, реализация TAP является стратегически важным решением для Греции", - отметил Э.Насиров.

При этом Греция возлагает надежды не только на TAP, но рассчитывает и на позицию газового хаба в рамках проекта "Турецкий поток", продвигаемого Россией. Но в данном случае все не так просто, как было еще пару месяцев назад. Несмотря на надежды "Газпрома" по поводу скорого заключения соглашения с Турцией по прокладке "Турецкого потока", дело, похоже, окончательно застопорилось. Договориться с Анкарой пока так и не удается, чему есть несколько причин. Одной из них является несогласованность размера скидки на цену газа, закупаемого турецкой Botas. Но не менее важное значение имеет и намерение "Газпрома" продлить "Турецкий поток" до Греции и там организовать основной хаб для Восточной и Южной Европы. Ведь изначально предполагалось, что хаб будет располагаться в Турции, что превращало Анкару в важнейшего игрока на газовом рынке Европы с учетом также проекта ЮГК. Роль же посредственного транзитера газа Анкару явно не удовлетворяет. Видимо, неуступчивость Турции кардинально повлияла на планы "Газпрома". Так, российская монополия планировала с 15 июня начать прокладку подводной части газопровода "Турецкий поток", чтобы уже с конца 2016 года начать поставки в Турцию. Но в начале июля "Газпром" отказался от услуг итальянской Saipem, которая и должна была прокладывать газопровод по дну Черного моря. Боле того, газовая монополия заморозила работы по одной из двух веток газопровода, который должен был быть проложен по российской территории до Черного моря. В результате мощность "Турецкого потока" снизится с первоначально планируемых 63 млрд. кубометров газа в год максимум до 32 млрд. кубометров. 

Но одновременно с замораживанием работ по "Турецкому потоку" "Газпром" объявил о новой инициативе - прокладке газопровода "Северный поток-2" мощностью 55 млрд. кубометров. 

Меморандум с "Газпромом" о строительстве двух новых веток газопровода в Германию по дну Балтийского моря подписали в середине июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме E.ON, Shell и OMV. 

Но и эта инициатива не сулит быстрой реализации и, главное, экономической эффективности. 

По мнению партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, в странах Северной и Западной Европы - Германии, Франции, Бельгии - нет спроса на дополнительные объемы газа.

"Для Европы, для Германии, куда он нацелен, это совершенно ненужный проект. Даже те две нитки "Северного потока", которые уже сейчас существуют, не загружены полностью, там загрузка этой трассы примерно 65% в среднем. И не потому, что один из принимающих газопроводов - OPAL - не работает в полную силу (из-за запретов Еврокомиссии по третьему энергопакету), а просто потому, что там нет спроса на газ", - сказал Крутихин в интервью радио "Свобода". 

Интересно, что в конце июня президент России Владимир Путин поручил "Газпрому" провести переговоры с Украиной по транзиту газа в Европу с 2019 года, когда истечет срок существующего соглашения. Но "Газпром" отмечает, что условия транзита через Украину могут быть неприемлемыми для монополии, так как Киев настаивает на увеличении транзитных тарифов с $2,7 до $5 за 1 тыс. куб. м на 100 км территории.

Именно для полного отказа от украинской газотранспортной системы и задумывался первоначально проект "Южный поток" с выходом в Болгарии, затем трансформировавшийся в "Турецкий поток". Однако ЕС, вынудивший Болгарию блокировать "Южный поток", также в штыки воспринял и вариант газопровода через Турцию, отметив, что украинская ГТВ вполне надежна для обеспечения газом Восточной Европы. Соглашаться с ультиматумом "Газпрома" о невозможности прокачки газа через Украину с 2019 года и необходимости строительства новых газопроводов для подключения к "Турецкому потоку" в ЕС не спешили. 

По словам вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича, планы России отказаться от транзита газа через Украину ставят под угрозу энергетическую безопасность Европы и неприемлемы для Евросоюза.

"Это имело бы очень отрицательные последствия для энергетической безопасности в Европе, потому что украинский транзит очень важен, он крупнейший, это 140 млрд. кубометров в год", - сказал Шефчович.

Он отметил, что газотранспортные системы ЕС, особенно в Центральной Европе, полностью совместимы с транзитом газа через Украину. При этом ЕС уже не беспокоят перманентные "газовые войны" между Россией и Украиной, когда последняя периодически отказывается закупать российский газ, ссылаясь на его дороговизну. В любом случае за последние годы, как бы ни складывались взаимоотношения в газовой, да и в политической сфере между двумя странами, это никак не влияло на транзит газа в Европу. Понятно, что Украина кровно заинтересована в поддержании реноме надежного транзитера газа и ради этого готова на любые меры, вплоть до сокращения потребления газа, перехода на уголь и т.д., ни в коем случае не сокращая транзит. И такие действия фактически говорят о неоправданности опасений "Газпрома" о ненадежности украинской ГТС. 

Для Европы в условиях метания "Газпрома" между отдельными проектами все более актуализируется вопрос альтернативных поставок, что в ЕС понимают не только как диверсификацию маршрутов, но и возможность получения газа из новых источников. 

Пока что единственным новым источником для ЕС является Азербайджан с проектами разработки месторождения "Шахдениз" и прокладки системы газопроводов TANAP и TAP. Последний, кстати, был внесен в очередной список приоритетных проектов европейских государств. 

Согласно сообщению Европейской комиссии, 15 государств Центральной, Восточной и Южной Европы договорились об ускорении строительства недостающих элементов газовой инфраструктуры и диверсификации источников поставки газа. В перспективе каждое государство должно иметь не менее трех независимых источников поставки газа. Для этого были отобраны семь инфраструктурных проектов, которые следует завершить в кратчайшие сроки и которые могут рассчитывать на финансовую поддержку.

"Ряд инфраструктурных проектов, такие, как Трансадриатический газопровод (ТАР), СПГ-терминал в Хорватии и системы выдачи из него, усиление систем в Болгарии и Румынии, интерконнекторы между Грецией и Болгарией, а также между Сербией и Болгарией, были определены в качестве приоритетных", - говорится в сообщении. 

"Собственное производство в ЕС снижается, и это может привести к повышению зависимости ЕС от импорта, - цитирует выступление М.Шефчовича агентство Bloomberg. - Таким образом, мы должны обеспечить диверсификацию поставок. Мы должны убедиться, что ни у кого не будет доминирующего положения, которое отрицательно сказалось бы на нашей энергобезопасности".

Как отмечает Bloomberg, едва ли не важнейшим из проектов стороны считают трубопровод TAP.

Хотя, как было отмечено выше, на данном этапе основным альтернативным источником газа для Европы остается Азербайджан, создаваемая система Южного газового коридора может вполне использоваться и для прокачки газа других производителей. В частности, заметно активизировались работы вокруг проекта Транскаспийского газопровода для выхода на европейский рынок туркменского газа. На днях в Брюсселе прошло первое заседание рабочей группы по этому проекту с участием представителей Азербайджана, Турции, Туркменистана и ЕС, а также Грузии. "Рабочая группа приступила к рассмотрению вариантов строительства Транскаспийского трубопровода, который бы соединил Туркменистан с крупнейшей сетью трубопроводов, берущей начало в Южном газовом коридоре", - сказал словацкому изданию Ekonomika Марош Шефчович. 

"Ашгабат уже заявил о готовности поставлять в Европу от 30 до 40 млрд куб. м газа в год", - отметил представитель ЕК, добавив, что туркменский газ сможет обеспечить 10% от общего потребления в Европе. 

Более того, в этот же период Туркменистан вдруг обвинил "Газпром" в неоплате поставляемого в Россию газа. По данным туркменской стороны, российская монополия уже с начала 2015 года не оплачивает стоимость закупаемого у Ашгабата газа. Хотя официальных комментариев "Газпром" не представил, эксперты считают, что данный демарш Ашгабата связан с резким снижением объемов закупок со стороны "Газпрома" - с 10 млрд. кубометров в прошлом году до 4 млрд. в текущем. В данном вопросе позиция "Газпрома" понятна, так как спрос на собственный газ у монополии находится на достаточно низком уровне, что отражается и на показателях добычи. В этих условиях закупать газ со стороны нет никакой нужды, тем более что Туркменистан уже ведет довольно жесткую политику в отношении цен, настаивая на европейских ценах, за вычетом транспортных расходов. В любом случае эта ситуация еще больше подтолкнет Туркменистан к выводу своего газа на европейский рынок, основным маршрутом которого может стать Транскаспий с последующим подключением к ЮГК. Правда, Туркменистан остается приверженным практике продажи газа у своих границ, что вызывает большие вопросы о финансировании строительства Транскаспия. Азербайджан уже заявлял, что готов предоставить все возможности для транзита туркменского газа, но финансировать Транскаспий не намерен. При этом в Баку не видят никаких юридических и экологических препон для прокладки газопровода по дну Каспийского моря, о чем заявил вице-президент SOCAR Эльшад Насиров. 

"Представьте, говорят, что по дну Каспия не может быть проложен трубопровод. Это обосновывают тем, что реализация проекта может привести к гибели фауны на Каспии. Как это получается, что по дну Черного моря можно проложить трубопровод, а по дну Каспия нет? Мы думаем, что прокладка газопровода по дну Каспия не может стать причиной экологических проблем", - сказал он.

Но еще большим альтернативным источником газа для Европы может стать Иран. С решением вопроса о ядерной программе Тегерана и отменой санкций большинство мировых компаний выстроятся в очередь ради получения доступа в экономику Ирана, и в частности в энергетический сектор страны. Ведь Иран, кроме огромных запасов нефти, обладает колоссальными запасами газа, превышающими 33 трлн. кубометров (второе место в мире). Понятно, что разработка газовых ресурсов требует и времени, и больших инвестиций. Но именно в вопросе добычи газа первоочередное значение имеют возможности его экспорта. Наилучшим путем для Ирана является транзит через Турцию для выхода на европейский рынок. Учитывая, что трубопровод TANAP будет проложен с востока Турции на запад, в Тегеране уже присматриваются к создаваемой Азербайджаном инфраструктуре. "Присоединение к TAP и TANAP весьма интересно для Ирана. Этот вопрос в данный момент рассматривается в министерстве нефти и Национальной нефтяной компании Ирана. Также мы ведем переговоры с SOCAR. Если учесть, что один из этих трубопроводов будет сдан в эксплуатацию в 2018 году, у нас еще есть достаточно времени для принятия окончательного решения", - сказал на днях посол Ирана Мохсен Пакайин.

И, наконец, особую поддержку проекту ЮГК оказывают США, с которыми сильно взаимосвязан ЕС.

"Я считаю, что проект ЮКГ, реализуемый Азербайджаном, реально обеспечит энергетическую безопасность Европы. Поэтому правительство США на всех уровнях продолжит поддерживать этот проект как основной в обеспечении энергобезопасности Европы", - сказал в ходе недавнего визита в Баку спецпредставитель бюро энергетических ресурсов Государственного департамента США Амос Хохштейн, отметив при этом, что отдельные страны выступают против данного проекта. 

Но официальный Баку неоднократно заявлял, что ЮГК никакому проекту конкурентом не является и последовательно выступает против подобных противопоставлений. И это понятно - первоначальные объемы поставки азербайджанского газа в 10 млрд. кубометров - лишь капля в общем энергобалансе Европы. Тут главная роль в новом источнике газа, который к тому же будет доставлен по новому пути. Именно это и соответствует планам ЕС по свободному перетоку энергоресурсов по всей Европе из максимально большего количества источников.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

452


Актуально