27 Апреля 2024

Суббота, 03:00

КОНЕЦ МИРОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Подписание соглашения о ядерной программе стало в Иране национальным праздником

Автор:

21.07.2015

"Готово. Мы достигли соглашения", - написала глава дипломатии ЕС Федерика Могерини в Twitter. - Это решение, которое может открыть дорогу к новой главе в международных отношениях и показать, что дипломатия, координация, кооперация могут пройти через десятилетия напряженности и конфронтации. Я думаю, что это символ надежды для всего мира". Именно так Могерини охарактеризовала подписание исторического соглашения между Ираном и "шестеркой" международных посредников (в нее входят пять постоянных членов СБ ООН - Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия).

Переговоры по вопросу иранского атомного проекта велись уже более десяти лет, но не совсем удачно. Именно в 2004 году руководства западных стран начали вменять Тегерану секретную разработку атомного оружие. За это время ужесточились экономические санкции, которые не имели аналогов во всем мире. Сами американцы эти санкции называли "удушающими". 

Новый этап в переговорах между "шестеркой" и Ираном наступил в ноябре 2013 года, когда было подписано "промежуточное соглашение по иранской ядерной программе", в результате которого взамен на ослабление санкций Иран согласился в течение полугода ограничить реализацию ядерной программы и допустить инспекторов МАГАТЭ к своим объектам. 

Финальная стадия переговорного процесса проходила в Вене. После 18 дней беспрерывной работы по согласованию каждого из пунктов документ был подписан. Это был достаточно долгий и тернистый путь. После того как неоднократно переносились окончательные сроки, после пессимистичных, а иногда и угрожающих заявлений сторон с взаимными обвинениями в попытках срыва переговорного процесса, формулировок "ничего не согласовано" или "почти все согласовано" наконец-то все стороны поставили подпись под документом из 100 страниц технических и юридических деталей. 

 

Тернистый путь 

Причины осложнений переговорного процесса были следующие. Во-первых, внутри самой "шестерки" существовали значительные разногласия. Естественно, что ни Китай, ни Россия не хотели видеть в лице Ирана еще одну страну, владеющую ядерным оружием. Однако их позиции по данному вопросу во многом отличались от подхода европейских стран, главным образом от точки зрения США. Последние, выдвигая более жесткие условия, были вынуждены параллельно договариваться с Россией (позиция Китая изначально была довольно сдержана и пассивна). Другой причиной затягивания процесса был более чем обширный спектр обсуждаемых вопросов. Переговоры охватили такие проблемы, как детальная корректировка ядерной программы Ирана, изменение структуры ядерных реакторов в Фордо и Араке, уменьшение количества центрифуг в Натанзе, судьба 8,7 т обогащенного урана, которым уже владеет Иран, и т.д.

С другой стороны, тщательно обсуждался также вопрос снятия санкций со стороны США, Европы и ООН. Иран требовал единовременной отмены всех санкций, в то время как его оппоненты настаивали на поэтапном процессе. 

Напряженности переговорам добавлял факт недоверия к друг другу основных участников - США и Ирана. И чтобы документ не стал мертвым уже при рождении, каждый шаг и действия сторон были описаны подробно и однозначно. Все это в дальнейшем крайне затруднит подписавшим возможность воздействия на комиссию МАГАТЭ. Как, например, в случае с Ираком, когда из-за так и не подтвердившегося предположения о наличии у официального Багдада химического оружия была одобрена интервенция в Ирак, в результате которой страна фактически перестала существовать как единое целое. В ситуации с Ираном тщательная демонстрация всех деталей усложняет вероятность такой перспективы.

Последним камнем преткновения стал вопрос о снятии оружейного эмбарго. Позиция Тегерана была поддержана в первую очередь Россией и чуть в меньшей степени Китаем. Ни для кого не секрет, что для Москвы современный Иран, прежде всего, привлекательный и надежный рынок оружия. На карту была поставлена судьба комплексов С-300, которые Россия то собирается поставлять Ирану, то в последний момент откладывает. Надо заметить, что комплексы С-300 носят сугубо защитный характер. Запад же настаивал на том, что Иран, так или иначе, является стороной ближневосточных конфликтов в Ираке, Сирии и Йемене. И если развязать ему руки, он еще активнее будет поддерживать своих союзников в регионе (о том, что сирийских и иракских террористов тайно поддерживают некоторые силы монархий Ближневосточного региона, конечно, умалчивалось). 

Все вышеуказанные факты замедляли, а в какие-то моменты могли и сорвать переговорный процесс. Однако 15 июля стороны смогли все же подписать историческое соглашение, и мир вздохнул с облегчением. 

Как и ранее предполагалось, по соглашению Иран сильно ограничивается в своей ядерной программе. Завод в Форду трансформируется в техноцентр. Отработанное топливо реактора в Араке будет вывезено за пределы страны, а сам реактор будет перестроен в соответствии с проектом международного консорциума. 

Кроме того, Тегеран обязуется не обогащать уран выше порога в 3,67% и ограничить объемы этого урана 300 кг на срок в 15 лет (сейчас иранские запасы превышают 10 т). Все процедуры обогащения должны проводиться исключительно на заводе в Натанзе, где останется лишь треть ныне действующих 5 тыс. центрифуг. В обмен на это с Ирана будут сняты экономические, финансовые и энергетические санкции.

Иран предоставит возможность посещать свои ядерные и военные объекты инспекторам МАГАТЭ и ООН, но при условии собственного участия в принятии решения об инспекции. 

В одном из принципиальных пунктов переговоров, а именно в оружейном вопросе, Иран все-таки уступил "шестерке". Тегеран в течение пяти лет не сможет приобретать тяжелое вооружение, а на протяжении восьми - баллистические ракеты и их технологии. Как отмечалось выше, это была принципиальная позиция США. Теперь президенту США Бараку Обаме предстоит убедить политические круги свой страны принять этот документ.

 

Все только начинается? 

Вообще ратификация этого договора в США, а также реакция некоторых стран дают основание утверждать, что процесс примирения между Западом и Ираном далеко не так безоблачен и самое трудное еще впереди.

В США республиканцы уже заявили о том, что, имея большинство в парламенте, будут всячески торпедировать реализацию соглашения. Конечно, их голосов недостаточно для того, чтобы помешать президенту, о чем он публично и заявил. Обама в довольно резких тонах пообещал не дать саботировать этот "прорыв в международных отношениях". Но проблема еще больше усиливается неприятием части демократов подписания соглашения, которые выступают в единой позиции с республиканцами. Для того чтобы исключить возможность Обаме наложить свое вето, республиканцам необходимы всего 34 голоса со стороны демократов. По всей вероятности, в американской столице будут разыгрываться хитрые закулисные игры. Говоря о них, нельзя не упомянуть еврейское лобби, которое с большой долей вероятности будет со всем размахом использовать Тель-Авив. Премьер-министр Израиля Нетаньяху уже заявил, что это соглашение неприемлемо. "Иран отхватит джек-пот, приз в сотни миллиардов долларов, которые позволят ему продолжать агрессию и террор в регионе и по всему миру", - считает израильский премьер, утверждая, что после снятия санкций Тегеран пойдет по пути обретения ядерного оружия. Не отстала от премьер-министра и заместитель главы МИД Израиля Ципи Хотовели, которая заявила, что ее страна будет предпринимать все нужные меры, чтобы не дать ратифицировать в Конгрессе США "историческую капитуляцию". По мнению специалистов, Израиль помимо еврейского лобби попытается задействовать богатых американцев еврейского происхождения для влияния на "своих" конгрессменов, угрожая им прекращением финансирования. 

Тревога Тель-Авива основывается на том, что данное соглашение и вообще сближение Ирана с западным миром могут перезагрузить парадигмы, которые сложились на Ближнем Востоке после 1979 года. Американские же позиции в регионе настолько ослаблены, что продолжение вражды с Ираном может закончиться полным провалом политики США на Ближнем Востоке. На новом Ближнем Востоке американцам нужны новые союзники, ибо на старых в лице королевств Залива опираться уже довольно сложно. Говоря про Иран как союзника США, не надо забывать, что это далеко не новый союзник, учитывая отношения между Тегераном и Вашингтоном до исламской революции 1979 года. Понятно, что взаимоотношения между двумя государствами уже не будут такими, как в конце 70-х. Однако и полностью опереться только на суннитские монархии американцы не могут. Этим объясняется озабоченность и другой региональной державы, а именно Саудовской Аравии. В отличие от Израиля реакция официального Эр-Рияда была более сдержанной и сбалансированной. В заявлении Саудовской Аравии говорится о беспокойстве деятельностью Ирана в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене. 

Что же касается позиции одного из основных участников "шестерки" - России, то здесь можно говорить о некой двоякости. С одной стороны, Иран - это традиционный рынок для сбыта оружия российского производства, но продавать Россия свое оружие Ирану не сможет теперь, как минимум, пять лет. Зато открываются возможности для других российских компаний, но смогут ли они конкурировать с компаниями Запада или Китая? Тот факт, что Иран войдет в мировой энергетический рынок со своим колоссальным объемом запасов и в этом секторе станет конкурентом России, не может не беспокоить Кремль. Не надо забывать и про цены на нефть: пока они не сильно упали, но на ближайшую перспективу прогноз специалистов крайне скептичен. И это не самый радужный фактор для России. 

Но все же Москва может получить дипломатическую выгоду от сделки между Ираном и "шестеркой". Дело в том, что разворачивание НАТО на территориях восточноевропейских стран систем ПРО официально связано с угрозами, исходящими от Ирана. Россия неоднократно заявляла о том, что настоящая цель НАТО - это не Иран, а именно Россия. Теперь, после того как ядерная угроза со стороны Ирана исчерпана, возникает вопрос о необходимости присутствия ПРО в Европе. Об этом сразу же после подписания заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Но США не намерены отказываться от своей системы противоракетной обороны, ссылаясь на то, что ликвидирована лишь ядерная угроза, а иранские ракеты, пусть даже без ядерных боеголовок, все равно смогут достигать Европы. Понятно, что Вашингтон, мягко говоря, лукавит, говоря о ракетной угрозе из Ирана. В свете усугубления отношений с Россией роль главной угрозы НАТО отведена именно Москве.

В самом Иране подписание соглашения стало национальным праздником. Иранцы давно хотели конца мировой изоляции, чего, можно сказать, они наконец-то добились. Если не принимать во внимание торговлю со странами, которые вопреки санкциям поддерживали с Ираном экономические отношения на кабальных для Тегерана условиях, теневые схемы, посредством которых Иран пытался продавать нефть соседним государствам, и банальную контрабанду, то изолированные от внешнего мира иранцы полностью сами обеспечивали свои нужды. Смогли выстоять, сохранить свой суверенитет и показать хороший пример странам, которые, угрожая Западу на словах, при первых же рисках западных экономических санкций впадают в глубокую экономическую депрессию. Иранцы - нация древняя, как и китайцы, индусы, евреи, но в отличие от вышеназванных древних народов пока не имеют ядерного оружия, зато имеют древнюю культуру дипломатии, что и доказал переговорный процесс, который закончился для них однозначной победой.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

594


Актуально