5 Мая 2024

Воскресенье, 10:35

УЛИЧНЫМ АКТЕРАМ БЫТЬ

Какими будут постановки будущего - в показе спектакля "Гамлет" британского шекспировского театра "Глобус" в Баку

Автор:

13.10.2015

Спектакль "Гамлет" в Баку в постановочной версии знаменитого шекспировского театра "Глобус" (Лондон). Событие в культурной жизни города довольно заметное, тем более что буквально накануне Национальный академический театр драмы, в котором был организован показ при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана и British Council, отыграл свою первую в этом сезоне премьеру.

 

О театре "Глобус"

Первое здание театра было открыто в Лондоне в 1599 году. Через 14 лет из-за неисправности театральной пушки это здание сгорело во время спектакля "Генрих VIII". Вместо сгоревшего было выстроено новое здание. Оно просуществовало до 1642 года, а потом было снесено и место его нахождения затерялось до 1989 года, когда фундамент старинной постройки был обнаружен под автостоянкой на Парк Стрит. Жизнь третьего - нового здания театра "Глобус" началась в 1997 году. Теперь он называется шекспировский театр "Глобус" (не путать с Британским королевским шекспировским театром в городе Стратфорд-на-Эйвоне) и возглавляет его художественный руководитель Доменик Дромгул. Репертуар театра составляют пьесы Уильяма Шекспира. Это не мемориальный, а живой современный театр. Тот, о котором когда-то мечтал Эдвард Гордон Крэг, - английский актер, театральный и оперный режиссер эпохи модернизма, крупнейший представитель символизма в театральном искусстве.

 

Гордон Крэг и Станиславский

Их объединяла мечта о сверхактере, способном освободиться от "материальности" собственного тела и подняться до уровня "больших чувств и возвышенных мыслей". А еще - поиски идеальной художественной формы, способной отобразить постановочную идею. Крэг предлагал архитектурный подход к построению сценического пространства. То есть подвижное и объемное тело актера должно соотноситься с объемными и подвижными декорациями-ширмами, что позволяло бы извлекать бесконечное количество вариантов настроений, и все это должно было создавать необходимую для действия атмосферу. Оба понимали: назрела ситуация (а это 1907 год, Гордон в Москве на постановке "Гамлета"), которая требовала радикальной перестройки театрального дела. Станиславский был поглощен поисками новых средств художественной выразительности, решая проблему, как сделать, чтобы театральные декорации выражали дух пьесы, а не иллюстрировали место действия. Поиски Крэга в этом направлении уже были результативными. Крэг полагал, что идеальным актером может быть только актер-марионетка. Но не та марионетка, которую дергает за ниточки режиссер-кукловод, а та, которую по перипетиям сюжета ведет за собой его собственная эмоция. Та, которая рождается в душе под воздействием произведения. Именно она - повелитель и хозяин актерского тела, ума и души. Станиславский же полагал, что все это возможно только при тщательном и подробном исследовании материала роли логикой. В основе исследования "духа роли" должна быть, считал он, не спонтанно возникающая эмоция, а подробное психологическое исследование. При всей разности подходов к художественному процессу оба мастера понимали, что возникшая в самом начале XX века ситуация в театральном деле требовала перемен.

Из книги Г.Крэга "Об искусстве театра": "В сегодняшнем театре никакого богатырского племени тружеников нет и в помине; вокруг царит упадок, умственный и физический. Да и может ли быть иначе? Ничто, пожалуй, не свидетельствует об этом упадке более наглядно, чем постоянные заверения со стороны всех работников театра, будто дела в театре обстоят как нельзя лучше и театр достиг ныне высшей точки своего развития". Не то же ли самое происходит в современном театре? Не те же проблемы волнуют и нас?

 

О работе над "Гамлетом"

Работа над "Гамлетом" выявила противоречия между Крэгом и Художественным театром: система Станиславского мало подходила требованиям Крэга, а крэговские мечты о светлой трагедии вне времени и пространства, в центре которой была бы борьба духа и материи, так и не были усвоены Художественным театром. Однако совместные творческие поиски, споры и разногласия дали свои результаты, положившие начало театральным экспериментам в области так называемого игрового театра.

 

Об игровом театре

Что такое игровой театр? Это направление в современном театре, которое возникло в России еще во второй половине XX века. Корнями же уходит в античный театр, итальянскую комедию дель арте (комедия масок - вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации), поиски Василия Каратыгина (1802-1853), знаменитого российского актера-трагика. В начале XX века элементы игрового театра - в исследованиях и поисках Михаила Чехова, Александра Таирова, Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Сандро Ахметели, Марии Кнебель. Как самостоятельное течение игровой театр получил наиболее яркое воплощение в практических поисках Анатолия Васильева (театр "Школа драматического искусства") и его учеников - Бориса Юхананова, Игоря Яцко, Александра Огарева и др. Игровой театр принципиально отличается от театра психологического реализма в подходе к подготовке и пониманию задачи актера, в работе с текстами произведения, осмыслении базовых понятий: структуры действия, автора-драматурга, персонажа-характера и т.д. Незаслуженно остающийся в тени режиссерских интересов игровой театр обладает мощнейшим потенциалом. Он развивается, он интересен зрителю, за ним - перспективное будущее. Игровой театр - театр завтрашнего дня, который может стать спасательным кругом для решения многих сегодняшних проблем.

 

О спектакле

Действие начинается с того, что на сцену друг за другом выходят актеры труппы шекспировского театра "Глобус" и предлагают нам вместе с ними разыграть пьесу господина Шекспира под названием "Гамлет". История стара, как мир, и актеры не сомневаются в том, что мы хорошо осведомлены по поводу всех перипетий пьесы. Они знают, что нам известно, кто есть кто в этой истории и почему он поступает так, а не иначе. Однако они предлагают свою - игровую версию этого сюжета. И предлагают нам вместе с ними промчаться по его перипетиям, получив новые мысли и ощущения от заново пережитых чувств. Они, как площадные актеры, сами играют, сами поют, танцуют и отбивают ритм ударами каблуков, обещая публике, что история не будет скучной и не будет страшной. "Мы всего лишь сделаем вид, что все это - правда", - поют они, и мы охотно с этим соглашаемся. И вот уже темнокожий актер представляет нам Гамлета, а девушка, только что державшая в руках скрипку, - Офелию. На наших глазах происходит переодевание: появляется одна деталь костюма, например плащ, и перед нами уже не актер шекспировского театра и не актер площади, а персонаж по имени Клавдий. Или Полоний. Или Гертруда. Поэтому нам кажется абсолютно оправданным то, что роль Гильденстерна и придворного Корнелия играет темнокожая девушка! Что особенного? Это же не "слуги лорда камергера", а просто "бродячие" артисты. И они могут себе позволить в рамках условностей игрового театра представлять персонажи, как представляют маски в комедии дель арте. Система существования в игровом театре, лишенная рамок канонических условностей реалистического театра, позволяет такую импровизацию. И надо сказать, что она - импровизация - очень нравится зрителю! Так же, как и разыгранная актерами пантомима. Актеры шекспировского театра, равно как и их герои - бродячие артисты, приглашенные Гамлетом в замок для представления сцены убийства короля Гамлета, играют эту сцену виртуозно! Жест, пластика, мимика - и вот уже целый сюжет о кровавом злодеянии Клавдия. Спектакль не перегружен психологизмами, но при этом он не грешит иллюстративностью действия! Той иллюстративностью, которая граничит с актерской неискренностью, порождает скуку у зрителя невнятностью режиссерской позиции по отношению к выбранному материалу пьесы и наработанными штампами у актеров. Даже длинный монолог Гамлета - "быть или не быть?" - воспринимался в спектакле как утверждение тому, что игровому театру быть. И быть уже сегодня. Потому что слишком долго театр дублировал человеческую жизнь. После эпохи режиссерского, затем актерского периодов в театре пришло время продюсеров. Но и оно себя не оправдало. Похоже, театру самому надо выбираться на тот путь, который определит само человечество. А оно все чаще и чаще оглядывается назад, обращаясь к истокам. Возможно, отбросив все достижения цивилизации, человечество попытается найти правду о себе в своих первобытных корнях. Как знать…

 

Эпилог

Лондонский шекспировский театр "Глобус" с 23 апреля 2014 года колесит по миру, представляя на суд зрителей Америки, Европы, Азии, Африки, Австралии бессмертное творение классика мировой драматургии Уильяма Шекспира. Завершится турне по миру 23 апреля 2016 года. Цель проекта - показать во всех странах и для многих народов, что Шекспир умеет говорить со всем миром на универсальном языке искусства, развлекая, пробуждая мысль, эмоцию и чувство. Проект Globe to Globe Hamlet, как мне кажется, оправдал себя уже сегодня. Он вошел в мир, где был понят и принят огромным количеством людей…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

509


Актуально