Автор: Зохра ФАРАДЖЕВА Баку
Современники называли его помешанным на сцене. Ведь служить театральному искусству с такой самоотверженностью, как кярбялаи Джахангир Зейналов, можно было только при безграничной любви к оному. По сути, у него была бы более спокойная жизнь вне сцены и театра.
Очаг добра и театра
Родился кярбялаи Джахангир Зейналов в 1865 году в Баку в семье купца. Получил начальное образование, в совершенстве изучив русский и персидский языки, прочел много книг. В Баку он получил известность как богатый купец, пользовался большим уважением. В родном городе прославился также и своей щедростью. Помогал бедным, нуждающимся. "Будь у меня тысяча жизней, я все их пожертвовал бы своему народу", - говорил меценат кярбялаи Джахангир, прилагавший много усилий для развития просвещения и культуры. Его внук, народный артист Джахангир Новрузов, вспоминает в беседе с R+ слова своей бабушки, супруги кярбялаи Джахангира Хуснии ханым: "Бабушка рассказывала, что кярбялаи Джахангир всегда помогал школе Джума, открытой в Баку для обучения бедных, одиноких детей. Несмотря на то, что в доме было шесть служанок, он ставил передо мной швейную машинку "Зингер" и говорил: "Хусния ханым, это сошьешь ты, это богоугодное дело". Хусния ханым шила 300 мешков, а кярбялаи Джахангир клал в них материю для обновления одежды обучавшихся там детей, сладости на Новруз байрамы, книги и добавлял к ним 100 рублей золотом".
Среди тех, кого он постоянно поддерживал, были и актеры. Но помогал театральному искусству, актерам Джахангир Зейналов не только материально. Его огромный дом был настоящим театральным очагом. Обширный зал был предоставлен для репетиций спектаклей. Он даже соорудил в одном его конце сцену. Здесь репетировали преданные театру всем своим существом Мирзаага Алиев, Гаджиага Аббасов, Магомед бей Алвянди, Гусейн Араблинский, Мирмахмуд Кязимовский, Солтанмеджид Ганизаде, Габиб бей Махмудбеков, Бадал бей Бадалбейли и другие. После каждой репетиции всех участников приглашали к столу, накрытому кярбялаи Джахангиром.
При этом любовь Джахангира Зейналова к театру не ограничивалась лишь упомянутым. Попав под очарование сцены, Джахангир бей и сам стал актером. В то время, чтобы заниматься этим делом, нужно было обладать определенной смелостью. Актеров называли "шутами", потешались над ними, даже оскорбляли. Вдобавок царское правительство не уделяло внимания развитию театрального искусства, не оказывало финансовой поддержки. Пропаганду этого вида искусства и поддержку его взяли на себя такие патриоты своего народа, как Джахангир Зейналов. Известные актеры и режиссеры Джахангир Зейналов, Магомед бей Алвянди, Абулфат Вяли, Гусейн Араблинский, Мирзаага Алиев, Аббас Мирза Шарифзаде, Гусейнгулу Сарабский, Сидги Рухулла своим искусством распространили славу о нашем театре далеко за пределами Азербайджана. Наши актеры гастролировали в Грузии, Дагестане, Туркмении, Узбекистане, Татарстане, Поволжье, Крыму, Осетии, Иране и Турции.
Мужская профессия
Впервые Джахангир Зейналов вышел на сцену в 1885 году. Играл роль девушки. Первое время выступал в спектаклях, которые ставили Габиб бей Махмудбеков и Солтанмеджид Ганизаде. Велики заслуги Джахангира Зейналова в создании в 1900-х годах Корпорации мусульманских драматических актеров. Много труда вложил он и в организацию образованной в 1910 году библиотеки общества "Шафа", фонду которой подарил много книг. В считающейся в Баку одним из передовых очагов науки школе "Шафа" вместе с Самадом Мансуром, Аббасмирзой Шарифзаде, Джафаром Буниатзаде преподавал также и Джахангир Зейналов. В театральных труппах при культурно-просветительских обществах "Ниджат" (1906), "Шафа" (1912) и "Няшри-маариф" (1912) он выступал и как актер, и как постановщик спектаклей. Многократно избирался руководителем президиума театрального отделения "Шафа", а в 1914 году стал его председателем.
Он посещал спектакли всех приезжавших в Баку трупп. Его отзывы о них, размышления об искусстве были отражены в вышедшей в свет в 1916 году "Театральной тетради".
Джахангир Зейналов является первым азербайджанским актером, удостоенным юбилейного торжества. 30 ноября 1910 года, в день священного праздника Гурбан байрамы, в театре Тагиева общество "Ниджат" провело торжественное мероприятие, посвященное 25-летию его творческой деятельности. В перерывах официальной части выступали ханенде. А в спектакле по комедии Мирзы Фатали Ахундова "Визирь Лянкяранского ханства" роль Мирзы Габиба сыграл сам Джахангир Зейналов. Газеты "Гюняш", "Каспий", "Ниджат", "Сяда", "Бакы", "Бюрхани-тярягги", "Кавказская копейка" опубликовали посвященные его юбилею статьи, поздравления Наримана Нариманова, Мехди бея Гаджинского, актеров труппы Боярского, редакций газет.
В начинающемся словами "Дорогой и уважаемый товарищ Джахангир Зейналов" поздравлении Нариман Нариманов сожалел о том, что не может лично участвовать в юбилейном мероприятии, вспоминал прошлое: "Дорогой, уважаемый товарищ! Быть на службе национального театра 25 лет огромная заслуга. Особенно ваша заслуга. Ведь когда вы приняли звание артиста, бакинцы называли артистов "шутами", смотрели на них с презрением… Вы же, осознав пользу театра для народа, осознанно взялись за дело, которое народ презирал! С мыслью о том, что "настанет время и народ осознает свою ошибку. Народ, который сегодня смотрит на меня с презрением, называет "шутом", когда-то будет аплодировать мне на этой сцене, благодарить меня"… И действительно, спустя 25 лет именно это и произошло. Вам аплодировали, вас поздравляли. Нация не забыла ваш 25-летний труд и, оценив плоды этих трудов, изменила свое презрительное отношение к театру".
Нариман Нариманов выражал уверенность в том, что заслуги юбиляра во имя национального театра никогда не будут преданы забвению, что его имя будет вписано в ее историю. И в самом деле, Джахангир Зейналов вошел в историю азербайджанского театра как один из первых профессиональных актеров, основатель азербайджанской школы реализма.
Отец Насибы
Джахангир Зейналов был одним из лучших исполнителей многих известных ролей. В числе их Гаджи Гара ("Гаджи Гара"), Шахбаз бей и Мястяли шах ("Месье Жордан и дервиш Мястяли шах"), Мола Ибрагимхялил ("Мола Ибрагимхялил кимягяр"), Тарверди ("Хырс гулдурбасан"), Мирза Габиб ("Визирь Лянкяранского ханства"), Гаджи Гамбар ("Гаджи Гамбар") и целый ряд других. Мастерски исполнял Джахангир Зейналов также роли Рзы бея и Рустам бея в оперетте Узеира Гаджибекова "О олмасын, бу олсун" ("Не та, так эта"). Помимо этого он ставил в качестве режиссера спектакли. В 1913 году это "Гаджи Гара", "Гаджи Гамбар", "Вэтэн", "Эвлийкян субай" ("Женатый холостяк"), в 1914-м - "Миллят достлары", "Зорян тябиб" ("Лекарь поневоле"), в 1915-м - "Эхдя вяфа" ("Верность обету") и т.п. В последний раз Джахангир Зейналов вышел на сцену в главной роли в спектакле "Гаджи Гара", поставленном на сцене в зале Исмаиллиййя.
Велика заслуга Дж.Зейналова в появлении на сцене Мирзааги Алиева, Гаджиаги Аббасова, Мамедали Велиханлы. В тот период одной из самых больших проблем было отсутствие на нашей сцене актрис. Поэтому женские роли тоже исполняли мужчины. Выход на сцену требовал от азербайджанской женщины огромного мужества.
Счастье отцовства Дж.Зейналов познал довольно поздно, когда ему было уже за 50. 20 апреля 1916 года у него родилась дочь Насиба. До этого всегда говоривший: "Моим единственным детищем и наследником является театр", кярбялаи Джахангир с того дня стал жить надеждой увидеть день, когда его единственная дочь тоже станет актрисой. И день этот настал. Насиба ханым исполнила самую большую мечту своего отца и прославилась как одна из самых талантливых актрис азербайджанской театральной сцены. Однако увидеть это отцу уже не довелось…
Как и для многих, самые горестные для него дни начались с кровавых побоищ, устроенных армянскими дашнаками в Баку в марте 1918 года. Обходя улицу за улицей, врываясь во все дома, дашнаки зверски расправлялись с тюрками, предавали огню их жилища. Уцелевшие искали спасения в бегстве из города. В те трагические дни Джахангир Зейналов, забрав с собой супругу Хуснию ханым и маленькую дочурку Насибу, уехал в Энзели, где жил его тесть. А после воцарившегося относительного спокойствия в октябре они решили вернуться домой. Пароход, на котором они плыли, попал в шторм, и целых 8 дней они были во власти стихии. На судне вспыхнул тиф. Заразился им и кярбялаи Джахангир. С огромным трудом они добрались до Баку. Через неделю Джахангир Зейналов, которому было всего 53 года, скончался. В последние минуты жизни он завещал Хусние ханым: "Во-первых, дай образование Насибе, чтобы не росла неучем. Во-вторых, из моего состояния каждый год отправляй 300 золотых рублей школе Джума. В-третьих, все мое богатство, за вычетом того, что я завещал вам - тебе и дочери Насибе, я завещаю азербайджанскому театру".
После смерти кярбялаи Джахангира на долю оставшейся без отца двухлетней Насибы и ее матери Хуснии ханым выпали тяжелые дни. Захватив Азербайджан в апреле 1920 года, советская власть отняла у них, как и у всех других зажиточных граждан, все имущество. Забрав имение отца, где было 40 комнат и зал на 300 человек, Насибе ханым с матерью выделили маленькую каморку на чердаке. Однако затем не ограничились даже этим. Считая их богачами, выгнали и из этой комнатушки.
После смерти Джахангира Зейналова его любимой дочери пришлось многое перенести. Работала счетоводом в трамвайном парке, подмастерьем в управлении по энергоснабжению. Но суровые испытания жизни не сломили ее волю. Она прожила жизнь, достойную памяти своего отца. Путь, проложенный в искусстве Джахангиром Зейналовым, школу, заложенную им, достойно продолжили его дочь Насиба Зейналова и внук Джахангир Новрузов.
Указ президента Азербайджана о проведении юбилея по случаю 150-летия со дня рождения Джахангира Зейналова является свидетельством того, что его заслуги в развитии театрального искусства в Азербайджане не забыты. Память об этом самоотверженном человеке навечно останется в народе, которому он посвятил всю свою жизнь.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: