4 Мая 2024

Суббота, 06:23

НОВАЯ "БОЛЬШАЯ ИГРА"

Керри привез в Центральную Азию явный месседж для России и Китая

Автор:

10.11.2015

В последние годы США заметно потеряли интерес к Центральной Азии (ЦА), однако, возможно, этой осенью для ЦА и Вашингтона наступил новый этап отношений. Поводом для такого вывода стала поездка в регион главы Государственного департамента США Джона Керри, который не только впервые за время пребывания в данной должности приехал в ЦА, но и стал первым госсекретарем, который в рамках одного турне посетил всю центральноазиатскую пятерку - Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Последний раз регион в 2010 году посещала бывшая на тот момент главой американской дипломатии Хиллари Клинтон. 

Согласно официальной информации, в центре внимания визита Керри оказались вопросы региональной и глобальной безопасности, двусторонние связи США со странами региона. Это то, что лежит на поверхности. Главная же причина, не озвучиваемая, кроется в озабоченности Белого дома тем влиянием, которое имеют в ЦА Россия и, особенно, с недавнего времени Китай. ЦА исторически является местом пересечения политических, военных и деловых интересов России, Китая, Турции и Запада (в XIX веке Великобритании, теперь в основном США), но именно для Москвы и Пекина этот регион имеет особое, можно даже сказать, жизненно важное значение. 

Дело в том, что для Китая тесное сотрудничество со странами ЦА - серьезный фактор обеспечения его энергетической безопасности. Пекин имеет двустороннее сотрудничество с каждой из стран, а также действует в рамках своего проекта "Экономический пояс Шелкового пути" (ЭПШП). В регионе наблюдается значительная активность китайских компаний - от месторождений газа и нефти, золота, серебра, бора до строительства инфраструктурных объектов и т.д. Для России же ЦА имеет грандиозное значение в смысле национальной безопасности. Обусловлено это близостью к Афганистану, откуда идет не только прямая угроза со стороны "Талибана", но также и подпольное влияние на различные радикальные группировки уже на территории ЦА. Эти проблемы усугубились в связи с выводом из Афганистана основного контингента НАТО, а также с появлением на сцене группировки ИГ. "Талибан" в последнее время развернул наступление на крупные города - в конце сентября был захвачен город Кундуз, что совсем недалеко от границы с Таджикистаном. С начала 2015 года, по информации Госкомитета национальной безопасности Таджикистана, местные военные отбили 19 попыток вооруженного прорыва границы. Раньше безопасность таджикско-афганской границы, которая составляет 1344 километра, обеспечивали российские военные, но потом они ушли оттуда и теперь раздаются разговоры об их возможном возвращении. Впрочем, РФ имеет в Таджикистане военную базу, на которой несут службу около 6 тыс. солдат. Российская военная база также есть в Кыргызстане. Кроме того, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан входят в ОДКБ, в рамках которого Москва предоставляет значительную военно-техническую помощь. Нельзя сказать, что Москва не пытается привязать к себе центральноазиатских соседей в экономическом плане - в основном с помощью проекта ЕАЭС, куда входят Казахстан и Кыргызстан. Но пока эти попытки выглядят, особенно по сравнению с китайскими масштабами, не слишком воодушевляющими. Другой момент, который ослабил экономическую зависимость ЦА от России (и повысил шансы американцев в регионе), - это кризис в самой России, которая страдает от падения цен на нефть и санкций Запада. 

Что касается совместных действий Китая и России, то в политическом, а также в отношении безопасности они координируются в рамках ШОС. В плане экономики также есть некоторое взаимодействие - во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву было подписано соглашение о сопряжении ЭПШП и ЕАЭС. 

Географически Центральная Азия - это обширный, не имеющий выхода к океану, регион, который всегда связывал разные концы Евразийского континента. Сейчас Россия и Китай пытаются возрождать древние сухопутные дороги, что не может не беспокоить "владельца морских путей" - Вашингтон. 

Именно поэтому Керри приехал в ЦА и попытался убедить своих коллег, что стабильность ЦА "тесно связана с национальной безопасностью США". Глава Госдепа особо отметил, что "США поддерживают суверенитет, территориальную целостность и независимость каждой из центральноазиатских стран". Что примечательно, каждую из стран Керри в той или иной форме назвал "самой важной" в Центральной Азии "для безопасности", "для процветания", "для обеспечения мира в Афганистане и поддержания его же в регионе". Кстати, недавно Обама решил сохранить военный контингент в Афганистане, так что сотрудничество в этом смысле со странами ЦА для Белого дома становится насущной необходимостью. В рамках все той же стратегии Госдеп недавно объявил о новых программах содействия странам ЦА. Финансовая помощь будет оказываться в сферах экономики, торговли, экологии. По словам Керри, одна только тема энергетической безопасности и диверсификации источников энергии "заслуживала бы встречи в сложившихся обстоятельствах". Так, у США есть собственный "Новый шелковый путь" для региона, предусматривающий создание транспортных и энергетических коридоров от Китая и стран Центральной Азии до Черного моря. Например, в рамках проекта CASA-1000 предполагается переброска избыточной энергии гидроэлектростанций из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан, то есть создание регионального рынка электроэнергии. 

Во время визита Керри США занялись усилением и практическим наполнением площадки "С5+1" (глав МИД всех пяти центральноазиатских стран и США) - совместное заседание состоялось в Самарканде, и глава Госдепа назвал его "жизненно важным". На встрече была принята "Совместная декларация о партнерстве и сотрудничестве пяти государств Центральной Азии и США", в которой опять-таки говорится о расширении сотрудничества в торговле, энергетике, логистике, улучшении делового климата, заботе об экологии, нераспространении ядерных вооружений и поддержке Афганистана. Керри заявил, что США "хотели бы видеть Центральную Азию локомотивом роста в сердце современной и динамичной Азии".

Кстати, в концепцию нынешних действий США в ЦА, особенно в деле противостояния инвестиционной экспансии Китая, укладывается и недавний беспрецедентный визит в регион премьер-министра Японии Синдзо Абэ в сопровождении представителей десятков крупнейших японских компаний. Абэ так же, как и Керри, посетил все пять стран ЦА и дал понять, что Токио готов вложить миллиарды долларов в энергетику, химпром, логистику, разработку газовых месторождений, редкоземельных металлов, атомную промышленность, медицину, профподготовку, сферу инноваций, сельское хозяйство. Выгоды для самой Японии, которая полностью зависит от импорта нефти, угля и газа, нуждается в уране для своей масштабной сети АЭС и которую из зоны АТР все активнее выдавливает Пекин, вполне очевидны. Японии важно увеличить инвестиции в азиатские энергетические рынки и не дать китайскому "Шелковому пути" доминировать в регионе. Со своей стороны Токио есть что предложить, и это очень лакомый кусочек, особенно для Казахстана, - технологии. 

Вашингтон также решил усилить гуманитарное присутствие в регионе. В Бишкеке Керри открыл новый кампус Американского университета в Центральной Азии. Белый дом инициирует новые профессиональные и образовательные обмены, региональную инициативу по английскому языку, а также включается в сохранение культурного наследия. Как выразился сам Керри, "образование - это ключ к решению многих проблем". Правда, для этого нужно время, когда подготовленные в особом ключе (такая вот игра слов) кадры подрастут, но американцы, похоже, готовы ждать, и это лишнее доказательство тому, что уходить из региона они не собираются. 

Таким образом, Белый дом подал явный сигнал в сторону России и Китая. Керри в ходе своей поездки не только не заметил существование ЕАЭС, но и с ЭПШП особо не церемонился, постоянно подчеркивая, что американцы хотят работать для создания общего проекта - Нового шелкового пути, который будет работать с севера на юг. России же американцы еще раз исподволь напомнили, что от концепции признания Центральной Азии одним из "приоритетных направлений американской дипломатии" в Вашингтоне не отказывались. Несмотря на сворачивание американского военного присутствия в регионе, США продолжили оказывать донорскую помощь странам региона, а также некоторую военно-техническую помощь, и ряд стран сейчас с выгодой для себя могут сыграть на противоречиях двух держав. Керри почти в открытую показал, что собирается протестировать, насколько страны ЦА союзники Москве, в какой степени они готовы поддержать Россию в вопросах, связанных с Украиной и возможным созданием коалиции против ИГ, а также насколько способны, что называется, не создать РФ дополнительных проблем, пока та отвлечена Донбассом и Сирией. И вот тут США, находящиеся далеко от ЦА, пребывают намного в более выигрышном положении. Поскольку общие границы делают и угрозы общими, для России охрана той же таджикско-афганской границы - уже не просто вопрос доминирования в регионе, но вопрос собственной безопасности, а это значит, что жертвовать она будет вынуждена большим. 

Со своей стороны страны ЦА, вполне понятно, хотят иметь возможности для маневрирования. Тесное сотрудничество с кем-то из партнеров может зажать их в тиски. Главное в этом процессе - не позволять внешним игрокам заиграться и не путать собственные сиюминутные выгоды с долгосрочными. Так, у США есть эдакая "геополитическая слабость" - рассматривать ЦА в рамках так называемой "Большой Центральной Азии", ядром которой они видят… Афганистан. Но ведь это во многом не учитывает исторические, географические, культурные особенности и предпочтения региона. Не всегда США в должной мере обращают внимание и на нюансы двусторонних отношений государств ЦА. Тот же проект CASA-1000 может "зарубить" спор по поводу рационального использования гидроэнергетических ресурсов региона, а они настолько острые, что недалеко и до серьезного конфликта. Пекин позволяет Москве сохранять военно-политический контроль над регионом, Россия не может составить Китаю конкуренцию в экономическом плане, и этот вынужденный, по-своему хитрый, азиатский союз пока обеспечивает относительно мирное сосуществование Китая и России. США же хотят играть в свою игру, они могут и хотят составить конкуренцию и России, и Китаю. Более того, как показывает пример Японии, Вашингтон готов для повышения ставок втягивать других игроков. Турция и Иран пока отвлечены событиями на Ближнем Востоке, но думается, что вскоре стоит ожидать и их подключения к новой "Большой игре" в Центральной Азии, а также интересно, с каким блоком предпочтет сближаться Индия.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

435


Актуально