Автор: Валентина РЕЗНИКОВА Баку
Иногда приходится слышать о том, что театральное искусство не свойственно ментальности нашего народа. Мол, в древности ничего такого не было, вот и не вошло в генетическую память, а потому и интерес к нему, как к виду искусства, - очень невелик. Это задевает, поскольку зачатки игрового театрального действа можно отслеживать и в далеком прошлом народа. Но об этом уже написано немало книг, и по этой причине мы не будем развивать данную тему. Обратимся к реальному - театральному настоящему. В одном только городе Баку 16 театров (с учетом открытой Экспериментальной сцены СТД, творческой сцены ЦНС и Детского театра). Картина, как мы видим, вполне привлекательная. Потому что наличие такого количества театральных подмостков свидетельствует об интересе бакинцев к этому виду искусства. Но театр - это живой организм. Он живет и развивается вместе со временем. Он никогда не переставал быть, даже если случались революции и войны. Он умудрялся выживать даже в эпохи перемен. А китайцы, как известно, утверждают, что хуже эпохи перемен быть ничего не может. Наши театры и эту стадию прошли. Сейчас - период поисков и становления. Театр на пути между прошлым и будущим как будто слегка растерялся, выбирая свой путь. Не углубляясь в тему, мы решили создать эскизную зарисовку, задав несколько беглых вопросов по поводу впечатлений от современного отечественного театра. Наш собеседник - один из ведущих отечественных специалистов в области театра, доктор философии по искусствоведению, профессор Айдын ТАЛЫБЗАДЕ. Он автор книг "Театр и театральность в культуре ислама", "Загадка Мехти, или Концептуальный гамлетизм в театре", "Мастер и зеркало". В свое время он блестяще перевел на азербайджанский язык исследование русского и советского философа Якова Голосовкера "Логика мифа". Автор многочисленных статей о современном театре, новой оригинальной идеи о семи красавицах в поэме Низами. И, наконец, просто неравнодушный человек, неравнодушный театральный критик, интересный собеседник.
- Новый закон о театре позволяет создавать театральные коллективы частного порядка. Сколько альтернативных театров у нас в стране на сегодняшний день?
- В стране всего лишь один негосударственный театр - "Ода". В переводе с турецкого - "комната". Исходя из названия, можем предположить, что он действительно существует как комнатный. Но насколько он альтернативен, я вам сказать не могу. К сожалению или стыду, по объективным причинам я еще не смог побывать в этом театре. Но собираюсь осуществить свое намерение в ближайшем будущем. Пусть вас не шокирует, что в Азербайджане всего один негосударственный театр. Не сравнивайте нас с Польшей, Россией или Грузией. Там альтернативные театры всегда держатся на плаву. Это в основном те экспериментальные театры - андеграунды, которые стараются привнести в театральное искусство нечто совершенно новое, выступая инсургентом ("мятежник" - с англ.) по отношению к традиционной культуре общества.
- Почему, на ваш взгляд, такого рода театры возникли именно в этих странах?
- В упомянутых мною странах есть как бы театрально заряженная атмосфера: все как-то наэлектризованы, настроены на новый спектакль или новую театральную волну. У нас, к сожалению, этого нет. Поэтому просуществовать авангардному театру за счет кассы почти невозможно.
- А театр "Йуг" Вагифа Ибрагимоглу Гасанова?
- Прекрасно помню, как Вагиф Ибрагимоглу в 70-80-е годы говорил мне о своем желании иметь собственный театр. Но как только в конце 80-х ему представился шанс открыть свой "Йуг", он все сделал для того, чтобы этот театр стал государственным, естественно, по материальным соображениям. А ведь это был сам Вагиф: современный миф азербайджанского театра. Представьте: если это не удалось даже самому Вагифу, то как могут с этим справиться молодые, неопытные режиссеры? Очень надеюсь, что в нашей стране никогда не наступит день, когда государство отвернется от театров.
- Какие из театров нашей страны развиваются в интересном для искусства и зрителя направлении?
- Спросите о чем-нибудь попроще. "Направление развития" - это хорошо звучащая формулировка. Но я уйду от прямого ответа и не буду многословным. Развитие как процесс в театре начинается в тот миг, когда профессиональный минимум достигает своего апогея. Без профессионального минимума, иными словами, без идеальной муштры и школы театр не способен к развитию. Но прекрасно то, что все руководители азербайджанских театров знают об этом и прикладывают много усилий, чтобы преодолеть эту проблему, вдохнуть жизнь в вялотекущий театральный процесс.
- Каким образом?
- Дело в том, что все основные театры Азербайджана пытаются преодолеть творческую инертность любыми методами и способами. При этом очень часто пользуясь пилотными программами, прибегая к услугам приглашенных режиссеров, методистов и лекторов. Самая главная задача, стоящая перед театральными деятелями Азербайджана, заключается в том, чтобы вплотную привести азербайджанский театр к вратам современности, чтобы свободно, откровенно вступать в открытый, доверительный диалог с сегодняшним зрителем.
- Театроведы утверждают, что на смену театру "актерскому" и "режиссерскому" сейчас пришел театр "продюсерский". Что вы думаете по этому поводу?
- Полностью согласен. Маркетологи убеждены, что при хорошей организации они могут и обязаны продавать любой спектакль. При этом спектакль должен быть "состряпан" из любимых ингредиентов зрителя-покупателя. Но это уже не спектакль, а перформанс, шоу. То, что вряд ли можно рассматривать как большое искусство. А это меня не привлекает в театре.
- Какой из бакинских театров вы посещаете чаще всего?
- Национальную драму, ТЮЗ, реже, когда приглашают, - Русскую драму, периодически - Театр пантомимы.
- Есть ли у вас профессиональные привязанности к творчеству отдельных актеров или режиссеров?
- Никаких.
- Азербайджанское театральное искусство вступило в 143-й сезон (год) своего развития. Скажите, вы как профессионал можете назвать какие-то спектакли, которые за три последних года произвели на вас сильное впечатление?
- Сильное впечатление - это громко сказано. Просто иногда радуюсь, увидев даже рядовой, но грамотный спектакль. "Королева красоты", "Череп из Коннэмары", "Сиротливый Запад" в ТЮЗе своей постановочной культурой смогли произвести на меня впечатление. Считаю профессиональной удачей по режиссуре последний спектакль Национального театра драмы "Мсьё Ибрагим и цветы Корана". По-своему был хорош "Ага Мухаммед шах Каджар" того же театра.
- Можем ли мы рассчитывать на то, что в ближайшее время появятся на театральной орбите новые имена талантливых молодых театральных режиссеров, художников?
- "Надежда - мой компас земной, а удача…". Я думаю, что вы не захотите услышать знаменитую песню Пахмутовой в моем исполнении… Вместо этого - маленький такой улыбающийся смайлик… Будем надеяться.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: