3 Мая 2024

Пятница, 07:06

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В КИТАЙ

Лоббируемые Пекином "три кита" могут изменить экономический уклад на Евразийском континенте

Автор:

29.12.2015

Подходит к концу 2015 год, и, рассматривая важные события текущего года, незримо ощущается рост значимости Китая в мировой экономической жизни. Спустя много веков Китай вновь готов стать ведущей силой мира. Конечно, в XXI веке достижения страны измеряются уже не на поле военных сражений, а с учетом политического и экономического веса страны.

Руководство Китая в уходящем, 2015 году провело огромную подготовительную работу, чтобы в столь сложные и кризисные для мировой экономики годы дать новый толчок развитию не только экономики своей страны, но и стран-партнеров. Речь идет о лоббируемых Китаем "трех китах", которые могут изменить весь экономический уклад на Евразийском континенте. Это - развитие политических и экономических связей в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и реализация инициативы "Экономический пояс Шелкового пути". Надо отметить, что во всех трех инициативах активное участие в этом году принял и Азербайджан.

 

Шанхайская организация сотрудничества

ШОС, созданная в июне 2001 года, была основана Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. В течение своего почти пятнадцатилетнего существования она превратилась в одну из самых ведущих организаций не только на Евразийском континенте, но и во всем мире. По итогам прошедшего с 8 по 9 июля 2015 года саммита ШОС в российском городе Уфе количество участников возросло до восьми стран. При этом обе присоединившиеся страны - Индия и Пакистан входят в клуб ядерных держав и имеют значительный вес в регионе. Конечно, значимость ШОС еще больше возросла, если бы на Уфинском саммите новым участником стал и Иран. Но лидеры ШОС - Китай и Россия решили "не дразнить" лишний раз США, подождав полной отмены санкций против Тегерана, введенных в связи с иранской ядерной программой.

Заметно изменился состав стран по статусу государств-наблюдателей и стран-партнеров по диалогу в ШОС. В число наблюдателей вошли Иран, Монголия, Беларусь и Афганистан, а новыми партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал. Они присоединились к уже имеющим данный статус Турции и Шри-Ланке.

Таким образом, ШОС приобретает шансы стать весьма реальной организацией, на площадке которой можно обсуждать самые актуальные проблемы Евразийского континента. Мало найдется организаций, объединивших под одной "крышей" 60% всех земель на планете, 40% населения Земли и 25% мирового ВВП. Кстати, как видим, уровень ВВП - наименьший среди показателей ШОС, и лидерам стран данной организации придется найти пути для ускорения развития национальных экономик. 

Конечно, экономика Китая, которая на сегодня по своим размерам вторая в мире, должна стать локомотивом для остальных развивающихся стран. Страны, входящие в ШОС, еще далеки от причисления к развитым. И для ускорения их развития необходимы финансовые ресурсы. И в данном контексте важную роль для ускорения развития стран региона должен сыграть Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, инициатором создания которого является руководство Китая. 

 

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

На начальном этапе уставный капитал АБИИ составит $50 млрд. с последующим увеличением до $100 млрд. Штаб-квартира банка будет расположена в Пекине. Церемония подписания базового соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций прошла в столице Китая 29 июня 2015 года.

Азербайджан приобрел в данном банке долю в 0,25%, на оплату которой будет направлено $245,1 млн. Напомним, что 31 марта 2015 года правительство Азербайджана официально выразило заинтересованность в том, чтобы стать одним из учредителей АБИИ. В апреле Азербайджан был утвержден в качестве одной из стран, подключившихся к банку.

Крупнейшим владельцем акций банка станет Китай, чья доля составляет 26,06% акций с правом голоса. Все страны-создатели смогут стать полноценными членами-учредителями после того, как их парламенты ратифицируют соглашение до 31 декабря 2016 года. 

С созданием АБИИ впервые роль первой скрипки в принятии решений, кому предоставлять кредиты, будут играть не США и Япония (как в ВБ, МВФ и АБР), а Китай. И неудивительно, что главой АБИИ по рекомендации официального Пекина стал Цзинь Лицюнь, который занимал руководящие должности в правительственных аппаратах, международных организациях и частных структурах, а также возглавлял Временный многосторонний секретариат по созданию АБИИ.

 

Экономический пояс Шелкового пути

Основным направлением финансирования АБИИ, несомненно, станут транспортные проекты. Это направление весьма созвучно с выдвинутой руководством Китая в 2013 году инициативой создания Экономического пояса Шелкового пути вместе со странами, расположенными на древних транспортных маршрутах.

Отметим, что весьма активно поддержал инициативы официального Пекина Казахстан, которому предстоит сыграть ключевую роль моста при создании единого экономического пространства. "Для раскрытия экономического потенциала участников шанхайского процесса необходимо форсировать процесс интеграции пространства ШОС в международную транспортно-логистическую систему. В целях полноценного запуска экономического трека ШОС нужно продолжать поиск компромиссов. Перспективным видится использование потенциала Азиатского банка инфраструктурного развития в качестве единой платформы для реализации экономических проектов.

ШОС должна строго соблюдать принцип открытости и сохранять свою притягательность. Азербайджан, Армения, Беларусь, Иран и Турция выразили намерение активно работать в организации", - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Но с прошедшего июльского саммита ШОС в регионе произошли фундаментальные политические изменения, которые, с одной стороны, разделили, а с другой - сгруппировали страны на Евразийском континенте, заострив их интересы на Китае. И теперь от руководства Китая зависит, какие проекты в рамках инициативы Экономического пояса Шелкового пути будут кредитоваться в первую очередь. 

Конечно, значительное влияние на развитие Экономического пояса Шелкового пути в 2016 году будут иметь ухудшение отношений между Россией и Турцией, а также ввод Турцией войск на территорию Ирака.

Говоря о возрождении Шелкового пути, трудно назвать конкретные страны, так как в классическом виде речь шла о многочисленных караванах, которые, как паутина, старались накрыть как можно больше городов и существующих государств на пути от Китая до Европы. В настоящее время по политическим приоритетам можно выделить три ведущие транспортные артерии в рамках Экономического пояса Шелкового пути. 

 

Три маршрута

Первый путь - северный (российский), который предусматривает направить поток грузов из Китая через Казахстан, Россию в скандинавские страны. Понятно, что роль ведущих игроков в северном направлении будет отведена Китаю и России. Речь идет о финансировании автомобильных дорог и скоростной железной дороги, в частности создании высокоскоростного транспортного коридора из Москвы в Пекин. Нетрудно догадаться, что технологии по созданию высокоскоростных железных дорог будут китайские.

Второй путь - западный (турецкий, европейский), который начнется в Китае и, пройдя через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию, дойдет до европейских стран. Западный путь в направлении Китая стал жизненно важным для Турции, после того как Россия 24 ноября фактически закрыла свои дороги для турецких автоперевозчиков. В результате только за декабрь из Баку в казахстанский порт Актау было переправлено более 400 турецких фур, тогда как в целом за первые девять месяцев эта цифра едва превышала 350. По информации казахстанской стороны, в настоящее время порт Актау работает на полную мощность, задействовав все свои технические и логистические возможности.

"Исходя из сложившейся ситуации, порт Актау намерен осуществлять перевалку до 1000 фур в месяц", - отмечается в сообщении. 

Все более важное значение приобретает и железнодорожное сообщение из Китая в Турцию. В августе текущего года первый контейнерный поезд Nomad Express начал свой путь с китайского порта Ляньюнган и пересек территории Казахстана, Азербайджана и достиг Грузии. А с вводом в строй железной дороги Баку - Тбилиси - Карс маршрут поезда продлится до Турции. Далее с использование тоннеля "Мармара" грузы смогут доставляться в направлении Болгарии и в европейские страны.

Третий путь - южный (иранский) - через Индию, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак и Сирию. Этот маршрут особо важен для Ирана, Ирака и Сирии, которые входят в так называемый шиитский пояс стран. Данный маршрут можно считать наиболее классическим с точки зрения возрождения Великого Шелкового пути. Еще в глубокой древности по этому пути караваны из Китая достигали Сирии и уже через Средиземное море доходили до Венеции и затем в европейские страны.

Кстати, в рамках проекта Экономического пояса Шелкового пути официальный Пекин вновь не прочь доставлять свои товары в Венецию. Но реализация именно данного маршрута для руководства Китая может стать наиболее сложной, с учетом продолжающихся военных действий в Афганистане, Ираке и Сирии.

Так или иначе, осуществление крупных транспортных проектов может заметно повысить возможности развития национальных экономик в задействованных странах. И, судя по всему, в 2016 году официальный Пекин будет стремиться максимально содействовать реализации крупных международных транспортных проектов со странами-партнерами. В частности, в программе правительства Китая до 2020 года предусматривается инвестировать в зарубежные страны до $500 млрд.

Азербайджан также входит в число стран, заинтересованных в развитии взаимовыгодного сотрудничества с Китаем, и в первую очередь в активизации транзита китайских товаров в направлении Турции и стран Европейского союза. Ярким выражением этой заинтересованности стал недавний визит президента Ильхама Алиева в Поднебесную.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

498


Актуально