23 Декабря 2024

Понедельник, 22:42

СЕКРЕТ ВЕЧНОСТИ

Сугра БАГИРЗАДЕ: "Жить на этом свете вовсе не так и сложно"

Автор:

19.01.2016

На счету Сугры Багирзаде роли в десятках фильмов, которые до сих пор любят и помнят зрители, - "По улицам и дорогам", "Улдуз", "Лев ушел из дома", "Яблоко как яблоко", "Расстрел отменяется" и многие другие. А начинала она с ансамбля песни и пляски "Джуджялярим". В начале 60-х голос маленькой Сугры был знаком всему Советскому Союзу. Сегодня заслуженная артистка Азербайджана Сугра Багирзаде продолжает сниматься в кино и занимается флористикой. А недавно она была удостоена звания "Почетный доктор" Международной академии наук исследований тюркского мира за вклад в развитие культуры тюркского мира и за заслуги в развитии азербайджано-турецких отношений.

 - Сугра ханым, расскажите, пожалуйста, над чем сегодня работаете? В каком фильме снимаетесь?

- В настоящее время я снимаюсь в сериале "Həyat, sən nə qəribəsən". Моя героиня Ульвия ханым - супруга успешного бизнесмена и мать двоих детей. Со стороны кажется, что она проживает стабильную и безоблачно счастливую жизнь, но в реальности все наоборот. Моей героине предстоит преодолеть множество проблем. Она почти все время плачет и переживает за семью, пытаясь помочь своему супругу. Одним словом, роль драматическая и минорная (смеется). Я все время прошу сценаристов, чтобы они разбавили мою роль хоть каплей оптимизма и радости, но они против таких перемен.

- Соскучились по кино?

- Очень. Раньше я не снималась в сериалах. Считала это дело несерьезным и легкомысленным. Поэтому когда режиссер сериала "Həyat, sən nə qəribəsən" Рамин Набиев стал уговаривать меня сняться в фильме, я долго раздумывала, пока читала сценарий. Но потом все-таки сдалась под режиссерским натиском и сейчас ничуть не жалею о своем решении. 

 - Ваш последний художественный фильм…

- В прошлом году молодой режиссер Нурлан Сирудиноглу снимал дипломную работу - короткометражку "Европейская невеста", в которой я играла француженку - мать главной героини. По сюжету мой супруг, в роли которого снялся Эльдар Багирбеков, приезжает вместе с семьей в Баку, где его юная дочь влюбляется в азербайджанца. А прошлым летом завершились съемки полнометражного художественного фильма режиссера Канана Мусаева "Zaman adlı qatar". Я играла маму главного героя (смеется). Ну что же поделаешь, возраст у меня такой, когда мне доверяют роли мам и бабушек. И, признаться, мне это очень нравится…

- И вы так просто говорите об этом? Некоторые актрисы, которые уже давно на сцене, до сих пор отказываются от "возрастных" ролей и требуют роли Джульетты и Лейли…

- И кого они пытаются обмануть? Через год мне исполнится 70 лет, и я никогда не скрывала свой возраст. Напротив, мне приятно видеть удивленные взгляды людей, когда они узнают, сколько мне лет на самом деле лет. Я все равно не выгляжу на свой возраст… 

- И все же, как вам удается не стареть ни душой, ни телом?

- У меня нет никаких секретов. Нужно находиться в постоянном движении, любить то, чем ты занимаешься, и уметь находить золотую середину между работой и семьей.

- По-вашему, что ждет азербайджанский кинематограф в будущем?

- Думаю, у азербайджанского кинематографа очень хорошее будущее. В последнее время этому виду искусства уделяется особое внимание со стороны государства. Выделяются средства, пишутся новые сценарии, снимаются фильмы, которые участвуют в различных международных кинофестивалях. Конечно, все это не может не радовать. Но современный зритель перестал ходить в кинотеатры. Жизнь переполнена телевидением, видео и DVD. И зритель стал ленивым. Ему уютно дома на диване с пультом: цифровое телевидение дает каждому по сотне телеканалов одновременно. Увы, видео и все эти технологии сыграли с нами злую шутку: сегодня на камеру можно снимать безгранично долго. Когда же снимали на кинопленку, к каждому кадру относились как к произведению искусства. Помню, в 8-м классе я снималась в фильме режиссера Агарзы Кулиева "Улдуз". Как только начались кинопробы, на большом железном стенде на Торговой появились фотографии актеров, которые пробовались в фильме. А спустя некоторое время вывесили фото всего актерского состава и съемочной группы. И бакинцы, которые прогуливались по вечерам по Торговой, уже знали, что в Баку начались съемки нового фильма. Они с нетерпением ждали завершения картины, чтобы потом отстоять огромную очередь за заветным билетом и увидеть новый фильм. Тогда и к актерам относились иначе… 

- Расскажите о родителях и о своем детстве. Как вы стали солисткой ансамбля песни и пляски "Джуджялярим"?

- Семья у нас была большая: семеро сестер и брат. Мама Малейка ханым окончила факультет стоматологии Медицинского института, а отец Садых муаллим был архитектором-мостостроителем. Они познакомились в Грузии, когда еще были студентами. Однажды папа увидел ее, проходящую по улице, и влюбился с первого взгляда. После свадьбы он привез ее на родину в Баку. Его семья жила тогда в Чемберекенде, в районе, который отличался строгими нравами. Мама всегда следила за модой: носила стильные шифоновые платья, каблуки и босоножки на платформе. Когда молодая семья поселилась в Чемберекенде, по кварталу поползли слухи, что Садых женился на моднице-грузинке. С рождением детей мама не перестала следить за собой. Она также занималась домашними делами и воспитывала детей. Петь и танцевать я начала с самого раннего детства. Заметив, что у меня есть голос и слух, мама записала меня в детский хор, открывшийся во Дворце пионеров и школьников. Там же занималась и моя старшая сестра Эльмира. Меня быстро заметили и вскоре я стала солисткой этого хора. Это был особенный и очень счастливый период в моей жизни. В 1959 году в Москве проходила Декада азербайджанского искусства, в которой участвовал и наш ансамбль песни и пляски. На этом празднике на мои плечи была возложена большая ответственность - мне доверили солировать с песней "Джуджялярим". Мы достойно представили Азербайджан. А спустя месяц эта песня в моем исполнении попала в альбом "Лучшие детские голоса мира". С "Джуджялярим" я объездила почти весь мир. Мне давали уроки вокала великий Рашид Бейбутов и известный педагог Александр Милованов, который когда-то занимался с Муслимом Магомаевым. Александр Акимович считал, что с моим первым сопрано нужно петь в опере. Когда я немного подросла, меня пригласили на киностудию "Азербайджанфильм", где я начала озвучивать иностранные фильмы, а потом стала сниматься в кино. Все прочили мне актерскую карьеру. Все, кроме папы…

 - Почему же он тогда отпускал вас на гастроли?

- Я училась на одни пятерки, и папа часто повторял, что такая умная девочка может поступить в любой вуз страны. Он считал, что сцена для меня - всего лишь детское увлечение, а профессию нужно выбирать серьезную и на всю жизнь. Каждый раз перед гастролями в кабинет отца, который в то время был должностным лицом железнодорожного управления, приходило письмо, где расписывалось, какая талантливая у него дочь и как важно мое участие в том или ином мероприятии. Папе ничего не оставалось, как отпускать меня на детские гастроли. Мы воспитывались в строгости и были приучены к порядку. Тогда я порой обижалась и пыталась с ним спорить, но сейчас, когда я уже сама мама и бабушка, понимаю, почему он так поступал. Нас у него было восемь детей и он переживал за каждого и желал каждому из нас только добра.

- Расскажите, а как вы попали в кино?

- Когда я училась в 8-м классе, режиссер Зейнаб Кязимова, которая знала меня по выступлениям "Джуджялярим" и дубляжу на киностудии, пригласила меня на главную роль в свой фильм "По улицам и дорогам". Потом был фильм "Улдуз", который часто показывают на наших телеэкранах. После этого я снялась еще в одиннадцати фильмах. После окончания средней школы меня даже представляли во ВГИК, но папа был против и не одобрил даже режиссерский факультет. Я поступила в Государственную нефтяную академию и получила диплом инженера-технолога по высокомолекулярной химии. После института, который я закончила на "отлично", полтора года проработала в научно-исследовательском институте, а потом судьба меня снова вернула на киностудию "Азербайджанфильм", но уже в качестве сотрудника цеха обработки пленки (ЦОП). Начинала с лаборанта и дошла до начальника смены. Знала всю "закулисную" работу. Потом меня сделали начальником отдела пленки, и на пенсию я ушла старшим инженером киностудии "Азербайджанфильм". Я никогда не числилась там как актриса, хотя снялась во множестве фильмов. На тот момент я уже была замужем, и супруг был совсем не против моей актерской деятельности.

- Ваша любимая роль? Какой фильм вам нравится пересматривать снова и снова?

- Мне нравятся все мои роли, но я не люблю пересматривать свои фильмы. Потому что всегда нахожу какие-то недочеты, как мне кажется, и всегда думаю, что могла бы сыграть лучше.

- Чего, на ваш взгляд, не хватает нашим молодым актрисам?

- Скромности. Несмотря на то, что у меня за плечами множество фильмов и ролей, я себя звездой не считаю. Я просто выполняю свою работу, которую очень люблю и ценю… Жить на этом свете вовсе не так и сложно, как думают некоторые. Нужно быть честным с самим собой, бережно относиться к окружающим, не завидовать и уметь отвечать за свои поступки. И, поверьте, деньги в этой жизни не главное. Когда мы с супругом поженились, у нас ничего не было. Зарплата у нас была по 90 рублей на каждого. Было много сложностей и препятствий, которые только сделали нашу семью крепче и сильнее.

- Сугра ханым, расскажите, как вы занялись флористикой?

- Я увлеклась цветами в мрачные 90-е, когда в стране царили хаос и неразбериха. Они помогли мне отвлечься от депрессии и негатива. В нашей семье всегда любили цветы. Помню, как моя мама ухаживала за цветами и всегда переживала, когда растения болели или умирали. Однажды я ей сказала, что когда вырасту, обязательно придумаю способ, как продлить жизнь цветам и сделать их вечными.

- И ведь придумали…

- (смеется) И тут пригодились профессия химика и мои навыки пользования центрифугой для обработки химических веществ, умение менять консистенцию почвы и работа с различными растворами. Я обрабатываю цветы только живыми, а уже сушатся они в композиции. На каждую картину, независимо от объема, нужно потратить два года работы. Только за это время они доходят до состояния керамики. Затем я придаю им цвет, а после жду еще немного, чтобы цветы приняли краску. Последний этап - закрепление краски, и цветочная картина готова радовать вас долгие-долгие десятилетия. 

- Вы являетесь членом Союза художников и Всемирного саммита флористов. Что для вас флористика?

- Особый способ передавать свои чувства и эмоции через цветы. Мои картины и композиции - это то, о чем я думаю, мечтаю и люблю. У меня есть сертификат за новое профессиональное направление флористической индустрии, который мне вручил Всемирный саммит флористов, куда входят 27 стран, а из бывшего Советского Союза - Азербайджан в моем лице. Я единственный флорист-дизайнер, использующий живые цветы в этом жанре. Я участвовала также в международной выставке аранжировщиков цветов в Санкт-Петербурге, посвященной 300-летию Петергофа, - представила там свои работы под названием "Подношение другу Петергофу" и была в числе четырех участников, получивших награду. Помимо почетной грамоты и диплома мне была вручена имитация вазы Белого дома. В настоящее время у меня есть несколько учеников, которых я обучаю всем секретам флористики. Хочу, чтобы этот декоративно-прикладной вид творчества прижился в Азербайджане. Цветы очень похожи на людей: так же разнообразны и уникальны, требуют такой же заботы и деликатного обращения, такие же разные по характеру и условиям жизни. Умение обращаться с цветами, делать из них уникальные композиции, при этом сохраняя их свежесть и жизненную силу, - это настоящее искусство. И тот, кто умеет это делать, - настоящий волшебник. Ведь он дает возможность другим увидеть, почувствовать, понять красоту окружающего мира.

- Какое растение считается самым сложным в обработке химическими препаратами?

- Роза. Чем больше лепестков, тем сложнее и кропотливее работа флориста. Когда я обучаю этому ремеслу детей, мы начинаем с самого простого - с обработки листьев, корней, веток. Самая сложная часть в этом деле - сохранить в первозданном виде розовые лепестки, каждый из которых неповторим в своем узоре и форме. Это настолько нежные цветы, что к ним нужен индивидуальный подход.

- Сугра ханым, расскажите о своих детях. Кто из них пошел по вашим стопам - посвятил себя химии, кино или флористике?

- У меня две дочери - Гюляра и Джамиля. У них другие интересы. С детства мои девочки изучали иностранные языки и их совершенно не привлекали химия и кино. Я и сама не навязывала им свои интересы. Мы с супругом предоставили им право выбора. Старшая - Гюляра закончила Институт иностранных языков, младшая Джамиля - Институт искусств. У меня подрастают четверо внуков и двум из них - Оливии и Амелии - очень нравится возиться с цветами. Надеюсь, они продолжат мою работу и популяризируют флористику не только как искусство, но и как перспективное направление бизнеса.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

557


Актуально