19 Мая 2024

Воскресенье, 05:11

УДАР В СЕРДЦЕ

Теракт в Анкаре является "черной меткой" в адрес Турции

Автор:

01.03.2016

Здание Генерального штаба вооруженных сил Турции, корпусы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил, парламент страны и министерство внутренних дел находятся в районе Кызылай города Анкары - столицы Турции. Другими словами, это самое сердце государства. И именно в этом районе 17 февраля на расстоянии всего 200 метров от вышеуказанных объектов была совершена террористическая атака, от шока которой до сих пор не может отойти вся Турция. В момент, когда на красный сигнал светофора остановилось транспортное средство с военным персоналом Генерального штаба Турции, был совершен подрыв начиненного взрывчаткой автомобиля. В результате террористического акта 29 человек погибли и более 60 ранены. 

Сразу же после теракта президент Турции Тайиб Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу назвали имя вероятного исполнителя, выходца из Сирии Салиха Неджара, подозреваемого в сотрудничестве с курдской партией Сирии "Демократический союз" (PYD) и его боевым крылом - отрядами народной самообороны (YPG). Лидер PYD Салих Муслим, отрицая причастность руководимой им организации к произошедшему, заявил, что "они не имеют никакого отношения к теракту в Анкаре". В свою очередь ответственность за теракт взяла на себя террористическая организация "Ястребы свободы Курдистана" (ТАК), некогда отколовшаяся от Курдской рабочей партии (КРП). В пропагандистском заявлении террористов говорится, что человека, совершившего теракт, звали Абдулбаки Сомер. 

Руководство Турции сделало акцент на то, что террористическое нападение было совершено именно со стороны военных отрядов сирийских курдов. По этой версии причиной атаки является артобстрел позиции курдов на территории Сирии для пресечения попыток создать еще одно курдское образование у своих границ. Ровно за день до теракта Совет Безопасности ООН единогласно рекомендовал Турции прекратить артиллеристский обстрел позиций PYD в Сирии. Но данный теракт укрепил позиции Турции, которая основывается на том, что PYD не что иное, как террористическая организация. В отличие от своих западных партнеров Турция изначально ставила PYD в один ранг с другими террористическими организациями вроде КРП или ИГИЛ. 

Вполне естественно, что данный теракт - акция, направленная на дестабилизацию Турции. Несмотря на то, что ответственность за совершенный теракт взяла на себя ТАК, подозрения со стороны турецкого руководства по отношению к YPG объясняются еще и тем, что террорист перешел границу с Турцией именно в зоне, контролируемой курдскими боевиками. 

Помимо этого сирийские спецслужбы также обвиняются в подготовке данного теракта. Утверждается, что именно они финансируют и поддерживают ТАК и другие леворадикальные полувооруженные группировки. Например, три года назад, когда был совершен теракт в городке Рейханлы турецкой провинции Хатай, в результате которого погиб 51 человек, утверждалось, что именно сирийские спецслужбы стояли за организацией данного теракта, предоставив террористам соответствующую материально-техническую поддержку и финансовую помощь. В теракте в Анкаре спецслужбы Сирии могли играть ту же роль, что и в теракте в Рейханлы. 

Тот факт, что теракт в Анкаре был совершен совсем недалеко от здания Великого национального собрания Турции и целью стал автобус, перевозивший военных, является "черной меткой" в адрес Турции. Исходя из этого, можно утверждать, что данная атака была бы невозможна без участия именно иностранных спецслужб. Потому что эта правительственная зона всегда находится под бдительным наблюдением турецких органов безопасности.

Эта атака была совершена в обход турецких спецслужб, бдительность которых должна быть подвергнута критике самой Турцией. Ибо если какая-либо террористическая атака достигает своей цели, следует однозначно задуматься об уязвимости спецслужб. 

В своем заявлении после теракта Давутоглу упоминал о создании новой концепции безопасности для Анкары. Основополагающей особенностью концепции должно быть более заметное присутствие сил полиции и других органов безопасности. Иными словами, если раньше на месте происшествия в Анкаре в основном несли службу сотрудники полиции под прикрытием и в гражданском, то теперь предполагается увеличение штата сил безопасности в униформе, что должно послужить сдерживающей мерой для террористов.

Основным фактором, подтолкнувшим турецкое правительство к созданию концепции безопасности Анкары, является факт переброски сил КРП из сельской местности в городскую. В этом отношении в Турции существует риск, связанный с возможностью ведения городских боев с КРП. Первоначально, с началом весны, Турция ставила целью вытеснить силы КРП за пределы городов (Диярбакыр, Шырнак) - в сельскую местность. Однако все указывает на то, что КРП и ее производные желают продолжать бои в городских центрах.

Говоря о реакции международной общественности, было бы, пожалуй, уместнее сравнить данный теракт с событиями, произошедшими во Франции. Вроде бы совсем недавно, после серии атак в Париже, весь мир проявил солидарность против террора. Сходство террористических атак в Анкаре и Париже в том, что обе были совершены не без помощи фанатиков из числа сирийских иммигрантов. В то же время они отличаются тем, что за событиями в Анкаре стоят отряды народной самообороны.

После терактов во французской столице весь мир осознал опасность, исходящую от группировок "радикальных исламистов", и проявил солидарность против террора. В то же время после атаки YPG мировые лидеры не продемонстрировали такое же единство, ибо международная общественность считает настоящими террористами только радикальных исламистов. Хотя международное сообщество и признало YPG и PYD террористическими организациями, PYD будет продолжать досаждать Турции до тех пор, пока не получит желаемого результата.

Говоря о реакции международной общественности, следовало бы обратить внимание на одну важную деталь, присутствующую в заявлении с соболезнованиями российского правительства. Так, в заявлении, опубликованном на интернет-странице Министерства иностранных дел РФ и обращенном непосредственно к "турецкому народу", говорится: "выражаем глубокие соболезнования турецкому народу". Это указывает на то, что российско-турецкие отношения еще долго будут оставаться напряженными. Прямое обращение к турецкому народу, а не руководству в тексте заявления подразумевает отсутствие каких-либо возможностей для урегулирования двусторонних отношений. 

В заключение можно утверждать, что главной политической подоплекой террористической атаки в Анкаре является политика Турции в Сирии. В числе других политических причин столичной атаки можно привести то, что официальная Анкара недооценивала роль PYD и выразила готовность ввода сухопутных войск в случае перехода PYD на западный берег Евфрата. Нерешительность Турции в вопросе проведения сухопутной операции в 2012 г. сыграла огромную роль в отрицательном для нее исходе событий в регионе. Если бы в 2012 г. под предводительством Турции в Сирии был открыт коридор безопасности, сегодня Турции не пришлось бы испытывать проблемы с мигрантами, а PYD не смог бы усилиться в приграничной зоне. Любопытно, что США, не желающие Асада с самого начала мятежного движения в Сирии, не только отмолчались по поводу желания Турции открыть коридор безопасности в 2012 г., но и сейчас не проявляют особой склонности к проведению совместной сухопутной операции. По сравнению с 2012 г. в нынешней ситуации проведение сухопутной операции в регионе более затруднено. К примеру, сегодня на сирийской границе Турция фактически соседствует с Россией. В связи с изменившейся региональной конъюнктурой Турции следует предусмотреть новую политику по Сирии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

541


Актуально