Автор: Эля ЭНВЕРЛИ Баку
Балет - это та сказочная красота, которую мы видим на сцене, это гармония движений тела с музыкой и мыслью. Однако за прекрасно исполненным танцем стоит титанический труд человека, посвятившего себя балету. И один из них - народная артистка Азербайджана Камилла Гусейнова, лауреат премий "Золотой дервиш" и "Зирвя", президентский стипендиат, которая работает не только главным балетмейстером Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, но также преподает и является художественным руководителем Бакинской хореографической академии.
- Как вы стали примой азербайджанского балета, ведущей солисткой Театра оперы и балета страны?
- Сколько себя помню, всегда чувствовала потребность танцевать, может, еще и потому, что мои мама и бабушка тоже танцевали, но до профессионального балета не дошли. А родители были химиками. В танцевальный кружок при Доме офицеров меня отдали в пять лет. Папа, который был против балета, решил не ломать судьбу дочери и разрешил учиться в училище, куда я поступила в девять лет. И еще я долго занималась художественной гимнастикой. Училась у известных педагогов - Лейлы Векиловой, Тамиллы Ширалиевой, с которой до сих пор работаем вместе, Ольги Арифулиной, Пулумб Агалыу. Я фанатично полюбила балет и усердно занималась, чтобы выйти на сцену. А сцена для меня - все! Забываешь обо всем - о своей боли, проблемах и входишь в другое измерение, в мир иллюзий. Первой, а потому и самой любимой партией была Джульетта из балета "Ромео и Джульетта". Я только окончила училище, и работа над ролью требовала большой ответственности, поскольку Джульетта - героиня известная.
- За какую роль вы получили премию "Золотой дервиш"?
- Это был мугам-балет "Раст" по симфоническому мугаму Ниязи в постановке Тамиллы Ширалиевой на тему любви и защиты Родины. Я исполнила сольную партию эпической героини Томрис. Спектакль получился интересным и колоритным, поскольку впервые была использована музыкальная импровизация в виде мугама.
- Ваш особенно интересный балет…
- Роль юной Бейджан в новом спектакле Полада Бюльбюльоглу "Любовь и смерть". Драматический сюжет балета требовал большой эмоциональной отдачи. Он основан на народном эпосе "Китаби Деде Горгуд".
- Зритель вас знает больше как лирическую героиню по ролям Лейли, Жизель, Джульетты. Какие образы вам ближе: лирические или драматические?
- Но я также исполняла драматические партии Кармен, Томрис, Бейджан, Лауры и Зибейды - они близки мне по духу. После спектакля "Кармен" я очень долго выходила из роли - настолько дорог мне этот образ по духу свободолюбия, что в повседневной жизни я вела себя как моя героиня. Наиболее любимые мной героини - с ними я не расстаюсь и сейчас. Их костюмы сохраняются в шкафчике у меня дома. А костюм Франчески да Римини, пуанты и головной убор Шехерезады содержатся в Государственном музее музыкальных инструментов Азербайджана. Надо сказать, что партии Кармен, Жизель, Шехерезады в моем исполнении, прочувствованные сердцем, десять лет назад были другими, не могу сказать какими, но другими… И сейчас я станцевала бы их иначе.
- Как вы оцениваете состояние азербайджанского балета сегодня?
- Уровень балетного искусства продолжает расти, учитывая разнообразный репертуар, число премьер, аншлаги. Каждый сезон начинается одной-тремя премьерами. У нас сильная труппа и нам под силу большие постановки. Наряду с модерном и национальным балетом мы демонстрируем классические спектакли, исполняемые лучшими школами во всем мире. Заслуга в этом директора Акифа Меликова, ведущих репетиторов и педагогов театра. А самое важное - у нас растет талантливая молодежь, радует, что есть кому передать сценический опыт.
- Вы удостоены еще премии "Зирвя"…
- Это за роль прекраснейшей красавицы в новой постановке балета "Семь красавиц" Гара Гараева. Скажу, что до распада Союза азербайджанский балет был весьма популярен, но в 1993 году пришлось начинать все с нуля. И только благодаря поддержке Гейдара Алиева, дирекции театра и самих артистов, а также помощи президента Ильхама Алиева наш балет сегодня имеет достойное лицо и может представлять азербайджанскую культуру за рубежом. У нас очень ярко выражен национальный балет, и это большая редкость, когда существует классическая база с национальным уклоном, и, выезжая, мы удивляем национальным балетом. Новая постановка "Семи красавиц" была настолько успешной, что мы ее исполнили также в Большом театре Москвы. Я танцевала с ведущим солистом Большого театра Михаилом Лобухиным. По настоянию дирекции в Москву я прилетела раньше всех, чтобы репетировать. В Москве очень большой покат сцены, приходится танцевать под наклоном, а это нелегко. Но зато покат усиливает эффект зрелища в массовых сценах. Ценную помощь, как я знаю, в премьере оказали наследники великого композитора: сын - композитор Фарадж Гараев и дочь - профессор Стамбульской консерватории Зулейха Багирова (Гараева), которые содействовали включению в балет неизвестных ранее публике сцен, что сделало постановку еще более интересной. Новое либретто написано Яной Темиз. Балет поставил российский балетмейстер Василий Медведев, дирижировал дирижер Стамбульского театра оперы и балета Эльшад Багиров. С Москвой у меня связано не только это воспоминание, мы выезжали на гастроли и с балетами "1001 ночь", "Дон Кихот", "Лейли и Меджнун", "Любовь и смерть". А еще дирекция театра преподнесла мне такой подарок - направила на стажировку в Москву, где я занималась у Цискаридзе и Семеняки.
- Как вы относитесь к чувству зависти, которое сопутствует успеху артиста?
- Раньше мне было трудно жить в атмосфере злопыхательства, но сейчас я знаю, моя семья надежный тыл для меня, и не задерживаю на этом внимание, а иду дальше, стараясь делать свое дело хорошо. Наш театр живет большой дружной семьей, знаем друг друга с детства, учились вместе, все праздники отмечаем тоже вместе. И потом жизнь в театре настолько интересна - частые гости его зарубежные артисты оперы и балета из других стран, которые не только показывают спектакли, но и ведут мастер-классы. А это очень познавательно!
- Что скажете об имидже Азербайджана как страны за рубежом?
- Если раньше, бывая на гастролях, надо было объяснять, с какими странами соседствует Азербайджан, то сегодня нас знают по выставкам, концертам, спортивным достижениям и национальному балету. Это и есть грамотная пропаганда, которая ведется на уровне государственной политики страны.
- Что вы можете сказать о партнерах по спектаклю?
- Мне всегда везло на партнеров, твердое надежное плечо которых я ощущала рядом. Это были не только технически хорошо подготовленные артисты, но и творческие люди, а это уже половина успеха. Работала со многими лучшими танцовщиками - народным артистом Гюльагаси Мирзоевым, заслуженными артистами республики Юрием Лобачевым и Исламом Исламовым, а также с Макаром Ферштандтом, Анаром Микаиловым, Анаром Тахировым.
- Какой балет вам ближе - классический, авангардный, эстрадный?
- В авангардном балете легче самовыражаться, поскольку в классике много различных канонов и ограничений. Честно говоря, я люблю все и очень скучаю, что не танцую. И хотя мне 37, век балерины короток, балет любит юность, теперь надо давать дорогу молодым. В свое время и меня выдвинули в числе молодых на передний план.
- В чем же заключаются ваши обязанности сегодня?
- С согласия дирекции я распределяю роли, репетирую с артистами, разучиваю отдельные фрагменты, потом собираю полностью спектакль, участвую в выборе новых артистов. Очень ответственная работа.
- Когда вы танцевали, придерживались ли особого режима питания, чтобы легко работалось не только вам, но и партнеру?
- Мне повезло, я не ограничивала себя, никаких диет не соблюдала, лишь в дни спектаклей, чтобы не было проблем, принимала здоровую нежирную пищу. Все лишние калории сжигались на сцене и на репетициях. И сейчас с дочкой мы любим блинчики, творожники, сырники. К счастью, это не портит мою фигуру, я не полнею. Софийке 9 лет, она занимается музыкой, плаванием, конным спортом и каратэ. Пусть радуется жизни - фанатичной любви к балету, как у меня, у нее нет и это очень хорошо. А еще она ходит в экологический лагерь в поселке Гала, где дети сажают растения и выезжают на природу. Словом, она живет интересной жизнью. Я не одна и отвечаю за жизнь моего ребенка, счастье которой у меня на первом плане. Хочу, по возможности, показать ей другие страны.
- Каким вы видите будущее дочери?
- Стараюсь, чтобы у нее был широкий круг интересов, но выбор за ней.
- Бывает ли у балерины свободное время?
- Да, бывает, и в эти промежутки люблю читать исторические и фантастические романы, а также с элементами мистики. Есть мечта сняться в фильме с таким же уклоном. Очень люблю вязать, сейчас вяжу больше для дочери, которая всем показывает мои изделия и гордится мною. Когда я слышу всего лишь одну фразу: мама, я тебя люблю, уходят все мои проблемы, печали, стрессы. Это дорогого стоит! Желаю обрести всем женщинам то, для чего они были рождены на свет и чему могли бы себя посвятить.
- Весной у творческих людей всегда бывает эмоциональный подъем…
- Да, потому что весна, прежде всего, несет тепло. Это обновление во всем, запах цветов, иногда неожиданный, запах раскрывающихся почек, это желание и стремление одолеть еще одну вершину. Но какой она будет, покажет время. Я твердо знаю, что это будет движение только вперед, только наверх, хотелось бы поставить большие классические полотна…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: