24 Апреля 2024

Среда, 19:29

ИЗ РЕГИОНА В СТОЛИЦУ

Министерство культуры и туризма продолжает знакомить бакинцев с достижениями театральных коллективов страны, на этот раз лянкяранского

Автор:

15.05.2016

Министерство культуры и туризма, продолжая знакомить бакинцев с достижениями театральных коллективов страны, предоставило возможность увидеть на подмостках Тетра юного зрителя коллектив драматического театра из Лянкярана. Показывали спектакль Турала Мустафаева по пьесе Эдуардо де Филиппо "Призраки". Художник-постановщик - Мустафа Мустафаев.

 

Души

Действие спектакля началось с того, что сквозь ряды сидящих в зале зрителей прошел, здороваясь, и сел за столик напротив театральной рампы человек в очках и с пледом на плечах. Впоследствии мы узнаем, что это профессор Сантана (Нафтулла Аждаров). У драматурга он - полезная душа, на сцене не появляющаяся. У режиссера - это физически действующий персонаж. Он вступает в диалог с Паскуале, активно вторгается в действие, давая советы жене Паскуале Марие, как ей следует поступить в критический момент действия. Но это - только в начале, а потом он так же исчезнет из поля зрителей, оставаясь сидеть за столом у рампы. Но какое-то время именно ему будет поверять свои мысли, свои рассуждения главный герой этой истории Паскуале Лойяконо (Абульфас Ахундов). Этот персонаж у автора - страждущая душа. Впрочем, драматург, написавший эту пьесу еще в 1946 году, дал каждому своему персонажу исчерпывающую характеристику на уровне определений типа - скорбная душа, проклятая душа, черная душа, мятущаяся душа, бесполезные души и т.д. Определения такого рода должны были помочь и режиссеру, и актерам создать не просто типичные характеры, но и определить их поведенческий стиль, устанавливая отношения на уровне подтекста, давая возможность проявить их в структуре основного конфликта. У драматурга Паскуале не случайно страждущая душа. Этот наивный, доверчивый, не приспособленный к жизни человек действительно страдает, потому что не может вписаться в реальную жизнь общества, переживающего кризис. 

 

О сюжете пьесы

Наивный, доверчивый, стареющий Паскуале, желая поправить свои дела, снимает особняк, в котором 366 комнат и 68 балконов. Владелец дома бесплатно отдает его в аренду на 5 лет с условием, что Паскуале развеет легенду об ужасающих призраках и дом наконец-то станет доходным. Управляющий домом плутишка Рафаэле (черная душа) уверяет Паскуале, что дом переполнен призраками, которые беспрестанно воруют все, что плохо лежит: вещи, разные мелочи, но особенно - еду. И уверовавший в это Паскуале принимает за призраков и любовника своей жены Альфредо (мятущаяся душа), и его шурина Гастоне (свободная душа), и сестру управляющего Кармелу (проклятая душа), и жену Альфредо Армиду (скорбная душа) с детьми и родственниками. Даже деньги, которые ему в карман куртки подбрасывает Альфредо, бедняга Паскуале принимает за подарки призрака. И хочет, чтобы так оставалось всегда. Но его жена Мария (заблудшая душа) не знает легенды о призраках и расценивает поступки мужа, как нравственное падение рогоносца. Возникает конфликтная ситуация, смысл которой никак не может понять Паскуале! Собственно, на таких недоразумениях и выстроено все комедийное действие пьесы.

 

Режиссерская интерпретация

Турал Мустафаев исключает из смысловой нагрузки образа Паскуале его веру в призраков. В режиссерской версии этот персонаж вовсе не такой доверчивый и наивный человек, желающий спрятаться от жизни. Нет. Это хитрый, плутоватый, не желающий работать, но одержимый страстью к наживе проходимец. Он прекрасно понимает, что жена ему изменяет, понимает также, что деньги в кармане куртки оставляет любовник его жены, но прикидывается не понимающим этого. Потому что вид купюр не просто приводит его в лихорадочный трепет, но буквально сводит с ума, заставляя забыть о приличиях и мужском достоинстве. И если в пьесе появление жены Альфредо с детьми и родственниками наводит на Паскуале священный ужас, потому что призраки похожи на современных неаполитанцев, а не на людей из XVII века, то в спектакле это просто фантасмагорические фигуры, лишенные всяческой привлекательности. Глядя на них, невольно одобряешь Альфредо, который оставил (и правильно сделал!) эту экзальтированную истеричку, бросающуюся на первого встречного мужчину (здесь - Паскуале), домогаясь непонятно чего, а заодно оставил и придурковатых детей-переростков, которые при таких папочкиных деньгах умудрились сохранить следы интеллектуального вырождения на лице, чудовищную невежественность! Режиссеру явно не хватило терпения и желания проанализировать эту ситуацию, а потому она кажется просто придуманным трюком на потеху публике. Ну это, чтобы смешнее было. Но не смешно уже через две минуты. Потому что прыгающая, хватающая, прилипающая, щипающая фурия, смахивающая на кустодиевскую барыню, в платье розового цвета и кукольными щечками, раздражает так, что хочется, чтобы ее не было. А потому невыразимо жаль этого несчастного Альфредо, который имеет, с одной стороны, семью придурков, выманивающих у него деньги, а с другой - алчных потребителей. Альфредо только и успевает, что вынимать и отдавать купюры. Вполне закономерно возникает вопрос к режиссеру: а, собственно, почему этот персонаж с маниакальным самозабвением раздает свои деньги налево и направо? Он патологический альтруист? Что побуждает его к этому? Не понятно. Режиссерское скорочтение выхолостило авторский сюжет, лишив его смысловой привлекательности, зато оставило массу вопросов, начинающихся вот этим "зачем?".

Зачем выбрана эта пьеса? Кому она адресована? Что хотел сказать режиссер своему зрителю, смещая драматургические акценты? Превращая наивного и доверчивого неудачника в пошлого потребителя-приспособленца? Спектакль на эти вопросы не дает ответа.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

433


Актуально