20 Апреля 2024

Суббота, 11:21

СИЛЬНЕЕ ТЕРРОРА

Интервью R+ c председателем Международного движения за налаживание отношений между государством и религиями Оливье Жискар д'ЭСТЕНОМ

Автор:

15.05.2016

Азербайджан представляет собой уникальный пример мирного сосуществования многих национальностей и религиозных конфессий. Исторически в Азербайджане никогда не было дискриминации и противостояния на национальной и религиозной почве, существовали прогрессивные национальные культурные и религиозные отношения, основанные на взаимном доверии и уважении.

В настоящее время, несмотря на то, что большинство населения исповедует ислам, в стране широко представлены синагоги, православные и католические церкви. 

Баку неоднократно становился центром проведения международных конференций по теме межрелигиозного и межкультурного диалога. 

В конце апреля Баку также принял VII Глобальный форум Альянса цивилизаций ООН, где широко обсуждались возможности расширения межкультурного диалога. 

Своим мнением по поводу процессов вокруг диалога цивилизаций поделился с R+ председатель Международного движения за налаживание отношений между государством и религиями Оливье Жискар д'ЭСТЕН.

- Каковы прогнозы относительно ваших исследований в области взаимоотношений между правительственными и религиозными структурами?

- Наши исследования только начались, и они оправданы, так как гражданское общество должно отреагировать на трагические события, происходящие во многих странах и направленные против религиозных меньшинств. Первоначальные итоги наших работ показывают, что огромное большинство таких случаев происходит на базе исторических традиций и событий: борьба за власть, войны, преступность. Одновременно с этим мы столкнулись с проблемой отсутствия взвешенных взаимоотношений, что является результатом несовершенства практики секуляризации, существующей законодательной базы или сложившейся практики взаимоотношений между государством и духовенством. Мы считаем, что в каждой стране каждое религиозное меньшинство должно иметь право на существование, которое должно сохраняться и быть защищено как государством, так и превалирующими конфессиями.

- Время от времени представители разных государств собираются вместе для обсуждения вопросов, касающихся религиозного экстремизма и террора, и выступают с некоторыми предложениями. Как вы думаете, оказывают ли такого рода конференции или дискуссии какое-либо влияние на решение обсуждаемых проблем?

- В настоящий момент международные отношения строятся на уровне трех субъектов: межгосударственные отношения, отношения между религиозными общинами и многосторонние отношения через посредничество международных организаций вроде ООН и ЮНЕСКО. Мы желаем добавить к ним еще одного субъекта отношений, а именно гражданское общество, ибо общественное мнение оказывает существенное влияние на социальные отношения. Мы лицом к лицу с миром, в котором доминирующая власть принадлежит национальным государствам. Это может разочаровать религиозные общины в свете существующих различий в вероисповедании, что, в свою очередь, может отра-зиться на поведении последователей той или иной религии.

- Как могут верующие повлиять на ход государственной политики? Это влияние будет скорее положительным или отрицательным?

- Такое влияние не может быть отрицательным до тех пор, пока обе стороны прикладывают усилия к установлению взаимопонимания и взаимоуважения.

- Почему государства не могут предотвратить террористические атаки, порождаемые такими радикальными экстремистскими организациями, как "Аль-Каида", "Хезболла" и ИГИЛ?

- Невозможно искоренить акты террористов, которые полны решимости покончить с собой. Но на самом деле сил у правительств во всем мире в сотни раз сильнее, чем у организованных преступников.

- По мнению некоторых экспертов, у террористов более современные информационные технологии, чем у государств. Как вы думаете, насколько необходимо принятие каких-то новых мер для противодействия им?

- В настоящее время современные технологии используются везде, поэтому трудно сравнивать их эффективность.

- Как мы помним, после террористической атаки, совершенной в Париже в конце прошлого года, страны мира немедленно отреагировали и продемонстрировали единство в своем отношении к этому. Но когда аналогичные случаи происходили в Турции в начале года, эти же страны остались безмолвны. В чем причина такого разного подхода?

- Сегодня больше, чем когда-либо, мы повсеместно наблюдаем немедленную реакцию мировой общественности на такие акты, независимо от того, где они происходят - в Европе, Африке, Америке или Азии.

- Некоторые государства обвиняют друг друга в поддержке ИГ. Как, по-вашему, кто оказывает поддержку ИГ? 

- У меня нет конкретной информации по данному вопросу.

- Как вы оцениваете состояние отношений между государством и духовенством в Азербайджане?

- Я впечатлен историей и географическим расположением этой страны. Мы будем детально изу-чать вопросы, связанные с обеспечением свободы различных вероисповеданий в Азербайджане. Меня впечатлили высокий уровень участия и тем, обсуждаемых в рамках форумов, организованных Международным центром Низами Гянджеви, а также та степень поддержки, которую оказывает лично президент Ильхам Алиев.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

490


Актуально