Автор: Зохра ФАРАДЖЕВА Баку
История его жизни началась 24 сентября 1928 года в Ичери шэхэр. Отцовский дом находился в Крепости на улице Замковской, недалеко от Дворца Ширваншахов. Его отец Гаджиага владел 6-7 домами в старом городе. До войны он был руководителем партийной организации, а после нее работал заведующим несколькими рынками. Мать Сарийя ханым была домохозяйкой. Она тоже выросла в богатой семье - была дочерью знаменитого купца Зейнала, прозванного за скупость "Зейнал-еврей".
Упорный малый
Ариф Бабаев рос в своеобразной, оригинальной среде Ичери шэхэр. Был старшим ребенком в семье, первенцем среди пяти братьев. Дома никто ему не перечил. В детстве очень любил футбол. Не уставал играть в него со сверстниками. Площадкой для них был пустырь, где сейчас расположен сквер Сабира. А еще с малых лет он обожал смотреть фильмы в кинотеатрах. С большим интересом собирал фотографии футболистов, читал книги, газетные материалы про киноискусство.
Если не считать прекрасной игры Сарийи ханым на гармони, в семье никто не интересовался искусством. В детские годы, когда вошел в моду джаз, Ариф Бабаев загорелся желанием играть на трубе. Более всех против этого его увлечения возражал отец. Гаджиага был недоволен тем, что сын, забыв о национальных музыкальных инструментах, стал играть на трубе. Но сломить упорство Арифа он так и не смог.
Однажды в школе, где тот учился, проводилось мероприятие. Были приглашены и родители. Прочитанным в тот день стихотворением Ариф Бабаев раскрыл свой талант перед многими. Услышав в конце этого вечера благодарность, которую выразили его сыну преподаватели, Гаджиага вернулся домой довольным. И с того дня перестал противиться желаниям сына. Не возразил он и тогда, когда сын стал ходить в драмкружок при Доме пионеров.
В драмкружок Ариф Бабаев записался в тяжелые военные годы. В то же трудное время поступил в театральный техникум. А в 15 лет впервые вышел на сцену Театра юного зрителя с небольшой ролью в спектакле "Ибрят" ("Пример"). Так началось его знакомство с большой сценой. Наш первый национальный театральный режиссер Агаали Дадашов поручал ему и другие эпизодические роли в спектаклях "Мяликмамед" и "Гараджа гыз".
Главный режиссер
В 1947 году Ариф Бабаев поступил на режиссерский факультет Азербайджанского государственного института искусств, где учился на курсе знаменитого режиссера, актера и педагога Мехди Мамедова. По окончании института в 1953 году он получил распределение в Нахчыванский театр. Поставил на сцене этого театра пьесу Гоголя "Женитьба". Но вскоре вернулся в Баку. Некоторое время проработал директором "Пионерского сада", который курировал Бакинский отдел народного образования. Потом продолжил трудовую деятельность в качестве режиссера Театра юного зрителя.
В 1956 году режиссер AzTV Рауф Кязимовский пригласил его на только что созданное телевидение. Здесь он благодаря своим проектам и передачам сразу же стал популярным. В 1959 году Ариф Бабаев был назначен главным режиссером. За годы работы на телевидении он был режиссером таких документальных фильмов, как "Дети нашего города", "Сказание о республике", "Мы из плеяды мечтателей", и телеспектаклей по произведениям известных авторов - Мусы Джалиля ("Моабитская тетрадь"), Тараса Шевченко ("Слепая"), Расула Рзы ("Закон"), Мехди Гусейна ("Утро").
На Центральном телевидении в Москве, куда он был командирован, проявил себя маститым телережиссером и вернулся, получив титул "Паганини режиссерского пульта".
В 1964 году Ариф Бабаев стал заслуженным деятелем искусств - первым работником телевидения, удостоенным этого почетного звания.
В его мире
В том же году его пригласили на киностудию "Азербайджанфильм". Киноискусство было для него миром, мечтами о котором он жил многие годы. И в этом мире Ариф Бабаев создавал свой мир… Первой его вершиной в киноискусстве стал короткометражный художественный фильм "Вершина", вошедший в альманах "Кого мы больше любим", снятый по сценарию Имрана Гасымова в 1964 году. А впереди талантливого режиссера ждали другие величественные вершины.
Многие, среди них даже проучившиеся на кинорежиссера в Москве, годами ждали своей очереди. А поручить снять фильм не имеющему диплом кинорежиссера представлялось вообще невозможным. Однако Арифу Бабаеву никто этого не запрещал, да и диплом у него спрашивать никто не осмеливался. После "Вершины" он снял восемь художественных фильмов: "Человек бросает якорь" (1966), "Последняя ночь детства" (1970), "День прошел" (1972), "Твой первый час" (1975), "Яблоко как яблоко" (1976), "Удар в спину" (1978), "Простите нас" (1980), "Послезавтра, в полночь" (1981).
За заслуги в кино он получил звание лауреата Государственной премии республики. А фильм "Послезавтра, в полночь" принес ему премию Комитета государственной безопасности СССР "За заслуги в области литературы и искусства". Ариф Бабаев стал первым режиссером-азербайджанцем, которому выпала честь получить эту награду.
Известность, авторитет и уважение, которые ему принесла слава, не изменили его. Он оставался таким же угрюмым, нелюдимым, вспыльчивым на вид, хотя имел мягкий и кроткий характер.
В 1958 году скончалась его мама Сарийя ханым. А за два года до этого он потерял отца. Вместе с ними завершился и период его жизни в родном Ичери шэхэр. После смерти родителей он не ладил с братьями. Выход был один - покинуть родной дом. 15 лет Ариф Бабаев снимал квартиры в разных уголках Баку. Позднее ему выделили квартиру в построенном рядом с киностудией здании для кинодеятелей.
Хотя он и переехал из родного дома, квартала, где вырос, его душа и дух всегда были в Ичери шэхэр. Часто приходил навестить младших братьев Васифа и Азера. Но туда его тянуло не только из-за братьев - Ичери шэхэр был его миром таинств, неиссякаемой любовью…
С мечтой о любви
Ариф Бабаев не исполнил мечту родителей. Не прислушался к упрекам Сарийи ханым, остался глух к ее мечтам о внуках, не женился. Не завел он семью и после смерти родителей. Его окружали прекрасные женщины. Многие любили его, хотели выйти за него замуж. Некоторые сами предлагали Арифу Бабаеву создать семью. Однажды он даже чуть не женился на Наджибе Мяликовой, причиной чему была безумная любовь к другой женщине. С этой женщиной, имеющей большие заслуги в становлении русскоязычной тележурналистики в Азербайджане, еврейкой Ниной Яровой они работали в одной редакции. Нина была редактором, а Ариф режиссером.
Любовь его не была безответной. Нина тоже любила его. Но она была замужем. Ариф Бабаев часто ходил к ним в гости. Знал мужа Нины, ее детей. И не хотел разрушать их семью. Но через несколько лет Нина все же развелась с мужем и вышла замуж за другого. Ариф Бабаев сказал второму супругу Нины: "Береги ее, Нина самый хороший человек в мире".
Ариф Бабаев сжигал свою жизнь в этой любви, принесшей ему только тоску и скорбь. Душевное его одиночество было страшнее одинокого существования, которое овладело его душой. Во многих снятых им фильмах отражены его определенные черты. А герой снятого по рассказу Анара "Грузинская фамилия" фильма "День прошел" Огтай отождествляет самого Арифа Бабаева. В этом фильме кинорежиссер показал свой мир, свое одиночество. Может, именно поэтому после просмотра фильма Анар признался, что не узнал свой сценарий.
А еще в фильмах Арифа Бабаева были постепенно предаваемый забвению, окутываемый одиночеством Ичери шэхэр, его неповторимая среда, жители. Чтобы столь реально, полно описать Ичери шэхэр, надо было любить его так, как любил кинорежиссер Ариф Бабаев…
Скромный франт
Он никогда не кичился своей славой, не укрывался в ее тени. Не любил быть на виду. Коллективных фото или избегал, или выбирал место в заднем ряду, чтобы не привлекать внимания. На мероприятиях, собраниях вычеркивал свое имя из списка ораторов. Однако его любили таким, каким он был, - нелюдимым и немногословным. Самым близким другом детства был Вагиф Мустафазаде. Детство у них было общее. Позднее часто собирались в "Интуристе" с Магсудом и Рустамом Ибрагимбековыми, Анаром, Юсифом Самедоглу, засиживались аж до утра. Ариф Бабаев, как правило, питался в этом ресторане. Хотя и жил один, никак не мог научиться готовить.
Был расточителен. Больше всего тратился на одежду. Одевался по последнему слову моды. Покупал втридорога у фарцовщиков одежду, которую в советский период с трудом завозили из заграницы.
Однажды Ариф Бабаев сказал: "Если у тебя не осталось желания обновить уже поизносившиеся обувь и одежду, значит, смерть уже близка". Может, уже чувствовал, что его жизненная эпопея приближается к концу. Он любил жизнь. Бессмертные произведения не создаются без любви… Однако у него словно не осталось желания бороться за жизнь. Здоровье покидало его. Хотя сахарный диабет и замучил его вконец, не обращался в ненавистные больницы. Не следил за здоровьем, не придерживался диеты. Когда же был вынужден лечь в больницу, выяснилось, что у него еще и туберкулез. Состояние его не было безнадежным. Он верил в исцеление. Ведь оставались еще незавершенные дела, нереализованные мечты. Собирался снять цикл документальных фильмов "Наши современники" об интеллигенции Ичери шэхэр. По написанному в 1983 году собственному сценарию.
Но 26 августа 1983 года ушел в мир иной в больнице. Ариф Бабаев был похоронен 27 августа. Именно в этот день в период советской власти отмечался профессиональный праздник работников кино. Азербайджанское кино потеряло талантливого режиссера…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: