23 Декабря 2024

Понедельник, 18:33

ХУДОЖНИК, ЧТО РИСУЕТ РОДИНУ

Сакит МАМЕДОВ: "Патриотизм - это деятельная любовь к Отчизне, побуждающая человека к поступкам, призванным сделать жизнь его страны лучше"

Автор:

01.12.2016

Заслуженный художник Азербайджана, член Союза художников ЮНЕСКО, действительный член Академии искусств мира, обладатель золотого ордена "Сын Отечества", премии "Деде Горгуд", почетный академик Российской императорской академии художеств, обладатель медали Леонардо да Винчи, ордена "Честь Европы", Большой Золотой рыцарской звезды, креста Александра "За заслуги", ордена Дружбы, титула "Человек тысячелетия", академик Европейской академии естественных наук, действительный член Всемирной академии художеств. Список престижных наград азербайджанского художника Сакита Мамедова можно еще долго продолжать. В 2015 году к ним прибавилась еще одна - Сакит Мамедов был награжден Офицерским крестом Международного союза рыцарей - кавалеров Мальтийского ордена. А недавно стало известно, что Дворянская геральдическая академия Ватикана приняла решение о присвоении выдающемуся азербайджанцу титула графа, который до него получил лишь один художник - Сальвадор Дали. Торжественная церемония пожалования дворянского титула Сакиту Мамедову пройдет в начале декабря этого года в старинном замке XII века в Ватикане. 

- Сакит муаллим, что для вас значат все эти многочисленные награды и звания?

- Я воспринимаю их лишь как знаки уважения к моему творчеству и ко мне лично. Не более того… Имеются у меня эти титулы и награды или их нет - это ничего не меняет. Я как писал картины, так и буду писать их дальше. Считаю, что самая большая и, пожалуй, самая бесценная награда, которую я когда-либо получил, - от Всевышнего. И это - художественный талант. 

- Одна из ваших работ - портрет покойного Папы римского Иоанна Павла II - хранится в музее Ватикана. Расскажите историю рождения этой картины...

- Несколько лет назад я участвовал в выставке вместе с итальянскими художниками в знаменитой Флорентийской картинной галерее - самой престижной в мире. И представьте себе, был удостоен золотой медали. Тогда же руководитель этой галереи предложил мне написать портрет Иоанна Павла II. Признаться, я никак не ожидал такого доверия со стороны итальянцев. Естественно, сам Папа римский не мог позировать в силу состояния здоровья и возраста. Но заказчики прислали мне в Баку фотоальбом фотографий Папы, снятого в разное время, в разных ракурсах. Почти два месяца я работал над этим важным для меня заказом. В результате получилось полотно размером 1,70 х 1,20 м. Кстати, на картине на столе у Иоанна Павла II я изобразил четыре священных писания, "водворив" Коран на самый верх, потому что это последняя Священная книга, посланная простым смертным. Когда портрет был завершен, итальянцы захотели подарить его Папе от имени Флорентийской галереи, но я им отказал. Почему полотно, принадлежащее кисти азербайджанца, должны подарить от имени итальянцев? Я решил дождаться момента и презентовать картину от имени своей страны. Портрет был представлен самому Папе римскому во время визита президента Ильхама Алиева в Ватикан.

- Одно из ваших полотен украшает также Виндзорский замок - резиденцию английских монархов. Вы - один из немногих азербайджанцев, кому представилась возможность встретиться с королевой Великобритании Елизаветой II. Интересно, о чем вы беседовали?

- О традиционной азербайджанской спортивной игре човган - предшественнике современного конного поло. Я преподнес Ее величеству свою картину "Джыдыр дюзю", которую посвятил Карабаху. На этом полотне я объединил сразу несколько символов, связанных с нашей страной: горные цветы хары-бюльбюль, карабахских скакунов и соловьев, човган, ханскую дочь, восседающую на белоснежной лошади, и гордо развевающийся вдали азербайджанский флаг. Елизавета II внимательно рассмотрела полотно, а после спросила меня, указав на фрагмент картины, где группа всадников играет в човган: "Это конное поло?". Вместо отведенных для общения пяти минут почти полчаса я подробно рассказывал ей об истории Карабаха, национальных костюмах и музыкальных инструментах, о том, что древняя азербайджанская игра човган является своего рода прародительницей поло. О том, что издревле човган считалась аристократической игрой и проводилась на отдельном поле, на специально обученных для этого лошадях, а в соревнованиях принимали участие и представители шахской семьи.

- Почему вы преподнесли ей именно эту картину? 

- Я подумал, что портрет будет неуместен - какой женщине в возрасте, а королеве на тот момент было …лет, захочется видеть на холсте собственные морщинки и седые волосы? Натюрморт и пейзаж я также исключил из списка - в Англии предостаточно красивых видов природы. Мне хотелось показать Ее величеству что-то особенное, присущее только нашему народу. И тогда я написал "Джыдыр дюзю" (задумался). Понимаете, патриотизм для меня - это не бесконечные рассуждения в Интернете о том, как дорог Азербайджан, не размахивания флагами на концерте и даже не споры, нужно ли пускать Сосо Павлиашвили в Баку или нельзя. Патриотизм в моем понимании - это деятельная любовь к Родине, побуждающая человека к поступкам, которые призваны сделать жизнь его страны лучше. Я стремлюсь к тому, чтобы люди, живущие в других странах и почти ничего не знающие об Азербайджане, после знакомства с моими картинами заинтересовались моей Родиной, захотели познакомиться с ней поближе. Для них там, в их странах, где проходили мои выставки, я был не просто художником, я был Азербайджаном. Выезжая за пределы Родины, каждый из нас должен чувствовать ответственность. Там мы не просто граждане Азербайджана. Мы - представители своей страны, так сказать, лицо целого народа. 

- Расскажите о своих учениках. Вы строгий учитель?

 - У меня десять учеников, наравне с которыми преподаю и своим двоим сыновьям. Я стараюсь выбирать только тех, у кого действительно есть талант от Бога и, естественно, желание рисовать. Никогда не беру "по тапшу". Для своих учеников я выделил свою мастерскую, а также весь необходимый для уроков рисования материал - краски, холсты, кисти. Все это совершенно бесплатно. От них только требуются терпение, умение слушать, наблюдать и серьезно относиться к занятиям. И, да, я довольно строгий и требовательный учитель. Считаю, что если берешься за дело, нужно делать его идеально на все сто процентов. 

- По какому принципу вы их воспитываете?

- Я всегда им говорю, что они должны знать себе цену. Учу их быть амбициозными и честолюбивыми, учу всегда и везде высоко держать голову и быть уверенными в себе. Поверьте, времена, когда в почете были простодушие и наивность, прошли. Я это понял лет двадцать назад, когда поехал в Турцию искать себе работу. Это было в сложные и лихие 90-е годы прошлого века. Работы не было и нужно было как-то выкручиваться, чтобы заработать себе на хлеб. Там, в Турции, я вместе с несколькими молодыми азербайджанскими художниками обратился к одному галеристу, который, посмотрев наши работы, спросил, сколько мы хотим за наши картины? Помню, как мы, воспитанные в скромности и простоте, пролепетали, мол, сколько дадите… Ушлый галерист, повидавший немало художников, предложил нам минимальную цену за наши картины. А после того как мы ушли, выставил их в несколько раз дороже. Тогда-то я и понял, что нельзя себя принижать, нельзя быть наивным простаком. Вернувшись обратно в Баку, я поклялся себе, что стану известным художником и однажды встречусь с тем турком-галеристом. Спустя годы, во время одной из поездок в Турцию, связанной с моей выставкой, я зашел в ту самую галерею. И знаете что? Тот самый галерист, узнав меня, предложил мне выставить в своей галерее одну из моих работ за фантастическую цену (смеется). Я считаю, что если ты живешь в океане, будь акулой, а не мелкой рыбешкой-едой. Я учу своих учеников и своих детей тому, что где бы они ни были, они должны быть личностями, они должны выделяться от окружающих великолепным воспитанием, образованием, хорошими манерами. Они должны вести себя как настоящие "беки".

(Смеется) Я не понимаю и не принимаю все эти пословицы, которые учат простоте и непритязательности. Например, вот эта "Вытягивай ножки по своему одеялу". Зачем? Для чего? Может, лучше приложить какие-то усилия, поработать и заработать на большое, добротное одеяло? Поверьте, наивность, непритязательность и простота могут и навредить… 

- В одном из своих интервью вы рассказывали о своем детстве, которое прошло в Нефтчале. Ваш   отец был простым рыбаком, а мама - домохозяйкой. А в кружок рисования вас привела соседка. 

- Так и есть. Соседка Гёнче хала подрабатывала уборщицей в местном Доме пионеров. Она часто приходила в гости в наш дом и заметила, что я неплохо рисую. Попросила разрешения у моего отца, и, взяв за руку, привела меня в Дом пионеров (улыбается). До самой смерти этой доброй женщины во время каждой моей поездки в Нефтчалу я всегда навещал ее. Она не понимала, как много сделала для меня… "Я просто отвела тебя в кружок рисования. Разве в моем поступке есть что-то невероятное?" - удивлялась она. 

- Сакит муаллим, вы являетесь основоположником школы "опализма", которая, кстати, впервые была создана в Азербайджане и задокументирована. Расскажите, в чем особенность этой техники написания картин?

- Однажды, просматривая одну из книг о драгоценных камнях, я обратил внимание на опал - темный, почти черный камень, в котором были собраны тысячи разных цветов и оттенков от малинового до лавандового. Недаром слово "опал" происходит от латинского "опалус", которое переводится как "чарующий зрение". Удивительно, но точно такие же цвета можно увидеть во всех моих картинах. Так появилась художественная техника "опализм". 

- Ваши работы украшают множество художественных галерей, музеев и частных коллекций по всему миру. Вам не жаль расставаться со своими картинами?

- Сравниваю свои картины с дочерями. Однажды они должны будут покинуть родной дом. Неизвестно, в какую семью они попадут после замужества, но я должен воспитать их так, чтобы мне не было стыдно за них. 

- Холл вашего дома-музея украшает белый рояль, который когда-то принадлежал великому Вагифу Мустафазаде. Известно, что вы любите музыку и играете на нескольких музыкальных инструментах…

- Вы не поверите, но я ни разу не играл на этом рояле. И никто не играл. Ведь к его клавишам прикасался сам Вагиф Мустафазаде… Однажды в мой музей пришла дочь композитора Азиза. Увидев рояль, она чуть не расплакалась. Оказывается, когда-то за этим музыкальным инструментом Азиза подолгу сидела и училась играть. Я захотел подарить ей этот рояль, но она отказалась. "Ему место в этом музее, в окружении ваших полотен. Ведь в каждой вашей картине чувствуется джаз", - ответила Азиза. А с недавнего времени на белом рояле появились автографы известных людей - художников, актеров, режиссеров, архитекторов и политиков со всего мира. Эту идею подсказал мне народный художник Таир Салахов, который зашел как-то ко мне в гости. Однажды, когда вся белая поверхность рояля будет заполнена подписями, я подарю его Национальному музею искусств Азербайджана. Уверен, что этот музыкальный инструмент займет достойное место среди прекраснейших картин и скульптур.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

519


Актуально