20 Апреля 2024

Суббота, 09:55

ПЕРВАЯ СЕВИЛЬ

Героиня Марзии Давудовой была настольно убедительной, что вместе с ней сбрасывали чадру и пришедшие на спектакль женщины

Автор:

15.12.2016

Это были годы, когда стать актрисой было равносильно героизму. Женщины и девушки все еще избегали этой профессии не только из страха перед родственниками, но и остерегаясь общественного порицания. Поэтому на азербайджанской театральной сцене женские роли долгие годы были вынуждены исполнять мужчины. Именно в такое время и вышла на сцену Марзия Давудова. И встала в один ряд с первыми профессиональными актерами Азербайджана.

…Родилась Марзия Давудова 8 декабря 1901 года в селе Серево в Астрахани. По национальности она была татаркой. По желанию матери, проявлявшей большой интерес к просвещению и стремившейся дать образование дочери, поступила в четырехлетнюю школу для девушек "Дарюлтахсил", действовавшей в их селе за счет пожертвований богачей. Окончив эту школу, продолжила образование в Исламском благотворительном обществе в Астрахани. 

Отца она потеряла рано. В 1915 году мать создала новую семью. Марзия осталась одна. Театр, который она посетила впервые в 14 лет, стал притягивать ее. В Астрахани ей довелось пережить и первое волнение на сцене. Когда исполнила роль Афифы в двухактном спектакле "Первый театр" в школе, ей было всего 16 лет. До этого она успела окончить школу и приступить к преподавательской работе. Позднее она вспоминала: "Выучившись на учителя, стала преподавать в школе в Астрахани. 1 мая 1917 года исполнила главную роль - роль Афифы в спектакле, который давали учителя. Начиная с 1920 года, стала работать в Баку - сначала в оперном театре, а затем в Государственном драмтеатре имени М.Азизбекова". 

Успешный первый выход на сцену в 1917 году поощрил ее вступить в драмкружок. В то время в Астрахани часто гастролировали выдающиеся мастера сцены из Азербайджана Гусейн Араблинский и Мирзаага Алиев, ставили там спектакли с участием местных актеров-любителей. Смотрели они также и спектакли местных любителей театра. Игра Марзии Давудовой на сцене понравилась Гусейну Араблинскому, который разглядел в ней талант. Во время гастролей в Астрахани в 1918 году он пригласил Марзию в Баку.

В 1919 году молодая девушка потеряла и мать. В 1920-м она приехала в Баку. Ее большим желанием, связанным с этим городом, было стать партнером Гусейна Араблинского. Но не довелось. Мракобесы, считающие выход на сцену, исполнение ролей унижением, не смогли простить Гусейну Араблинскому его любви к театру. Один из основателей профессионального театрального искусства в Азербайджане, актер и режиссер Гусейн Араблинский был убит в 1919 году своим двоюродным братом.

…Приехав в этот город с огромными надеждами, молодая девушка навсегда привязалась к нему и провела в Баку всю свою жизнь. Вскоре она вышла на сцену в качестве партнера другого выдающегося азербайджанского мастера - Аббаса Мирзы Шарифзаде. 

Несомненно, Шарифзаде сыграл огромную роль в становлении Марзии Давудовой как профессиональной актрисы. На сцене они были партнерами, а в жизни - влюбленными. Они поженились, и 6 февраля 1924 года у них родилась дочь Фирангиз… 

Азербайджанское театральное искусство в тот период переживало подъем. Каждый спектакль становился настоящим событием. Театральное искусство в Азербайджане было известно не только корифеями, оно развивалось также благодаря таким актрисам, как Шовкят Мамедова, Фатма Мухтарова, Сурайя Гаджар, Хагигат Рзаева, Мюняввяр Кялянтярли, Марзия Давудова. Выделиться среди стольких талантливых актрис, стать узнаваемой было не так-то и легко. Марзие Давудовой удалось это с первых же ролей. Она сыграла в комедии "Аршин мал алан" сначала роль Гюльчохры, а затем Джахан халы. В спектакле "Иблис" была партнером Аббаса Мирзы Шарифзаде. Эти роли сделали ее любимицей зрителей. А особую славу молодой актрисе принесла роль Севиль в спектакле по одноименной пьесе. Это произведение отражало дух эпохи. А героиня Марзии Давудовой - Севиль была настольно естественной и убедительной, что в конце спектакля вместе с нею сбрасывали чадру и находившиеся в зале женщины. 

Вот что писал в 1933 году об игре Марзии Давудовой Джафар Джаббарлы: "Марзия - зрелый мастер. Актриса обладает удивительным талантом, завораживающим со сцены весь зрительский салон".

Ее "Севиль" прославилась настолько, что с успехом ставилась и на сценах других театров. Марзия Давудова выступила с этой ролью также перед русскими зрителями. В 1930-1931 годах она сыграла Севиль в Театре русской драмы в Баку, где исполнила роль на азербайджанском языке, а остальные актеры - на русском. В то время было принято проводить подобные интересные творческие встречи.

В театральном сезоне 1930-1931 годов Марзия Давудова была приглашена в Бакинский тюркский рабочий театр, где выступила вместе с его актерами в спектакле "Севиль". 

Семейная жизнь двух прославленных мастеров сцены - Аббаса Мирзы Шарифзаде и Марзии Давудовой длилась недолго. Они расстались, когда Фирангиз еще была маленькой. Сцена расставания отца и матери запечатлелась в памяти Фирангиз Шарифовой как очень тяжкое воспоминание. Много лет назад Фирангиз ханым рассказывала: "Вечерело. Мы стояли на лестнице. Я была на руках у матери. И отец, и мама были очень грустными. Я как будто чувствовала их расставание. Плакала, протянув руки к отцу. Словно хотела вернуть его…"

Но на сцене они продолжали творческое сотрудничество. Оба работали в театре, вписывая свои имена в историю театрального искусства новыми интересными ролями…

Вскоре Марзия Давудова вышла замуж за другого талантливого актера - аджарца по национальности Ульви Раджаба. У них родился сын Рауф. 

Их судьбы были очень похожи… Ульви Раджаб тоже приехал в Баку из далеких краев. Он родился в селе Джаниври недалеко от Батуми. В 1918 году вернувшись с войны, Ульви Раджаб тогда же познакомился с гастролировавшими в Батуми азербайджанскими актерами. Присутствовавшего в зале "Актерского общества" на спектакле "Отелло" Ульви Раджаба очаровал Гусейн Араблинский, исполнявший главную роль. Ему повезло - он играл эпизодические роли в нескольких спектаклях, а также вышел на сцену в роли Солтан бека в оперетте "Аршин мал алан" вместо заболевшего актера. С тех пор Ульви Раджаб связал свою жизнь с театром. А в Баку он приехал по приглашению режиссера Александра Туганова. С 1925 года начал работать в Национальном драматическом театре и вскоре стал дублером ведущего актера театра Аббаса Мирзы Шарифзаде…

В 1932 году Марзия Давудова получила звание заслуженной артистки. А в 1936-м была удостоена звания народной. В 1937 году впервые была поставлена драма Мирзы Ибрагимова "Хаят", в которой Марзия Давудова сыграла Хаят, а Ульви Раджаб - Сулеймана. "Хаят" вознес их на вершину славы. Мехди Мамедов писал: "Спектакль имел оглушительный успех. Ансамбль исполнителей, особенно Марзия Давудова (Хаят) и Ульви Раджаб (Сулейман), удостоился высокой оценки. Актеры, исполнявшие в классическом репертуаре в основном романтические роли, одержали огромную победу, создав насыщенные жизненными чертами, бытовой окраской реалистические характеры. Было единогласно подтверждено, что создан спектакль большой художественной ценности, в центре которого образ Хаят, исполненный таким мастером, как Марзия Давудова".

Между тем спектакль, имевший такой большой успех, в то же время остался в памяти актрисы горьким воспоминанием: роль Сулеймана, исполненная ее супругом Ульви Раджабом, стала для него последней работой. Вскоре после премьеры спектакля Ульви Раджаба арестовали. Актер, удостоенный 25 апреля 1933 года почетного звания заслуженного артиста, в 1937 году был осужден как "враг народа".

Жертвой репрессий 1937 года стал не только Ульви Раджаб. Проводимая советской властью политика репрессий нанесла тяжелый удар по всему отечественному театральному искусству. Не обошла она стороной и несравненного актера, фанатика своего народа Аббаса Мирзу Шарифзаде, также заклейменного как "враг народа". В 1938 году его и Ульви Раджаба расстреляли. 

После объявления Ульви Раджаба и Аббаса Мирзы Шарифзаде "врагами народа" Марзия Давудова многократно подвергалась допросам. Для нее наступили тяжелые времена. С одной стороны, ее изматывали следовавшие один за другим вызовы на следствие, а с другой - расспросы детей Фирангиз и Рауфа о своих отцах. Скрывая страх перед репрессиями, который сохранился у нее до конца жизни, она продолжала сценическую деятельность.

Давудова работала без устали, играла в новых спектаклях, помогала новобранцам театра. Народный артист Хёкюмя Гурбанова писала в своих воспоминаниях, что это было уготовано судьбой: "Созданные впервые Марзией ханым образы впоследствии выпало исполнять мне. Всегда переживала, как она отнесется к этому. У нее были большое сердце и огромный талант. После спектаклей Марзия ханым всегда поздравляла меня и высоко оценивала мое исполнение".

Марзия Давудова продолжала добиваться успехов в искусстве. За роль Гюльзар в пьесе "Утро Востока" в 1948 году она была удостоена одной из самых престижных наград того времени - Сталинской премии. А в 1949 году ей за заслуги перед советским искусством было присвоено самое почетное звание - народной артистки СССР. Дважды - в 1946 и 1949 годах - она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, в 1959 году - орденом "Знак почета". Имела много медалей. В 1947, 1951 и 1953 годах избиралась депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. Наряду с работой в Азербайджанском национальном драматическом театре с 1956 года и до конца жизни была председателем Азербайджанского театрального общества.

С 1928 года Марзия Давудова снимается и в кино. Фильмы "Гаджи Гара", "Бир аиле", "Бакынын ишыглары", "Бир мяхяллядян ики няфяр", "Кёроглу" прославили ее и как киноактрису. 

Зрители специально приходили на спектакли, в которых играла Марзия Давудова. Независимо от того, положительными или отрицательными были ее роли - Гонерилья ("Король Лир"), Гертруда ("Гамлет"), Леди Макбет ("Макбет"), Каплан ("Грозовой год"), Кабаниха ("Гроза"), Мяхсяти ("Низами"), Фирянгиз ("Огтай Элоглу") и др., они всегда вызывали большой интерес зрителей.

Ее дочь Фирангиз еще в восьмилетнем возрасте по настоянию драматурга Джафара Джаббарлы и с согласия отца выходила на сцену в роли Севяр в "Огтай Элоглу" и Гюндюз - в пьесе "Севиль". Марзия ханым как-то отвела ее в филармонию, к близкому другу семьи Узеиру Гаджибекова, и спросила: "Узеир бек, может ли Фирангиз стать нашим последователем?". Композитор не дал ей закончить фразу: "Наследница Аббаса Мирзы Шарифзаде обязательно должна стать его последователем". По совету Узеир бека в 1941 году Фирангиз ханым поступила на факультет вокала Азербайджанской государственной консерватории (ныне Музыкальная академия). Впоследствии она связала свою жизнь со сценой, став достойным последователем Аббаса Мирзы Шарифзаде и Марзии Давудовой. 

В 1962 году прервалась полная любви к сцене жизнь Марзии Давудовой. Но сыгранными ролями, созданными образами актриса навечно вписала свое имя в историю азербайджанского театра и осталась в памяти людской.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

461


Актуально