26 Апреля 2024

Пятница, 13:23

ДЕФИЦИТ ДОВЕРИЯ

Мюнхенская конференция по безопасности прошла в атмосфере неопределенности

Автор:

01.03.2017

В этом году Мюнхенская конференция по безо-пасности, которая считается самым авторитетным в мире форумом в данной сфере, прошла в довольно упадническом настроении. Звучали высказывания о кризисе либеральной демократии и западных ценностей, а также о меняющемся мировом порядке. При этом внятного ответа на вопрос, временное ли это явление или же пора искать способы приспосабливаться к новой реальности, так и не последовало. 

К открытию мероприятия был подготовлен 90-страничный доклад под названием Post-Truth, Post-West, Post-Order? ("Постправда, пост-Запад, постпорядок?"). Его основными темами стали - разобщенность внутри Европейского союза, угроза безопасности со стороны террористических группировок, рост популярности крайне правых партий, усиление таких государств, как Россия и Китай, которых на Западе многие считают авторитарными. Однако (и это уже не странно) основной причиной для пессимистичных выкладок стал новый хозяин Белого дома Дональд Трамп. Именно с его приходом по обе стороны Атлантики заговорили о "сильнейшей неопределенности". Как следствие, в отношениях США и Европы, как вирус, распространяется дефицит доверия. Непредсказуемость нового американского лидера - вот что страшит европейских политиков больше всего. Так что даже меркнут слова главы МИД России Сергея Лаврова о закате "западного мирового порядка" или главы МИД Ирана Мохаммада Джавад Зарифа об уже "постзападном глобальном порядке".

Например, авторитетное издание New York Times фактически назвало прошедшую конференцию абсурдной, и в этом, по его мнению, виноват только Трамп, который вносит хаос в стройные и когда-то сомкнутые ряды западных государств тем, что "его администрация противоречит сама себе". Сам же президент США "реагирует в Twitter на высказывания любого человека", "не имеет понятия об истории Европы", и вообще он - человек, который "превратил слово Америки в пустую болтовню". Поэтому "европейцы потеряли ориентиры". При этом сам факт того, почему ориентиры европейцев настроены на Вашингтон, почему-то никого не волнует. Наоборот, старательно перечисляются причины нынешней слабости ЕС - это и пресловутый Brexit, и ситуация с мигрантами, и те же нехорошие крайне правые, и давнишний системный кризис. 

Успокаивать европейских партнеров в Мюнхен приехали вице-президент США Майк Пенс, глава Пентагона Джеймс Мэтти, министр внутренней безопасности Джон Келли и члены Конгресса. Хотя в ходе предвыборной кампании Трамп называл НАТО "устаревшей" организацией, все они "от имени президента" пообещали поддержку партнерам по Североатлантическому договору. Пенс в своей речи напомнил о нерушимых узах Европы и США: "Судьбы США и Европы тесно переплетены. Ваша борьба - это наша борьба. Ваш успех - это наш успех. В конечном счете мы идем в будущее вместе". Впрочем, многим эти слова показались чересчур общими и напыщенными. Та же New York Times подметила, что Пенс и Мэтти не стали отвечать на вопросы из зала, а Пенс "ни разу не упомянул ЕС, распад которого Трамп поддерживает". В этом же ряду вспомнили и слова Вольфганга Ишингера, председателя конференции, который посетовал, что "если Трамп продолжит высказываться против Европейского союза, это будет приравнено к "невоенному объявлению войны". 

На самом же деле, похоже, американцы приехали в Мюнхен со своей мини-программой, и европейцев это вполне справедливо нервирует. Дело в том, что Вашингтон требует от своих натовских партнеров повышения военных расходов, и это тоже, конечно, вполне справедливо. Ведь если США на нужды НАТО тратят 3,3% ВВП, то Великобритания, Франция и Турция уже около 2% ВВП, Германия, Нидерланды и Испания и вовсе примерно 1,2%, а Люксембург или Исландия - почти ничего. Судя по всему, новая администрация в США решила поставить вопрос ребром, и европейцы либо соглашаются на увеличение расходов, либо прощаются с тем, что в военном плане за них думают США. 

Другое дело, что Вашингтон сам с помощью НАТО реализует ряд существенных преимуществ на международной арене и отказаться от него вряд ли захотят и смогут. Так что вопрос не столько в том, нужна ли Организация североатлантического договора или действительно сможет ли ЕС обеспечить свою безопасность и самостоятельность с помощью "евроармии", сколько в том, кто кого дожмет. Ведь, скорее всего, странам ЕС на содержание "евросолдат" придется из национальных бюджетов отстегивать намного больше, чем на содержание НАТО, да еще и вооружение закупать. Поэтому Германия, например, устами министра финансов Вольфганга Шойбле и канцлера Ангелы Меркель уже пообещала нарастить военные расходы. Но и тут не обходится без интриги - во многих ключевых странах ЕС грядут выборы, а вопрос финансирования НАТО является лакомым внешнеполитическим вопросом для любой предвыборной кампании. Так что тут самое интересное еще впереди. 

Еще один важный момент, оказавшийся в центре внимания участников конференции, - взаимоотношения России и стран Запада, в частности России и США. Особенно на фоне продолжающейся войны в Сирии и недавнего обострения ситуации на юго-востоке Украины. Но Трамп в Европу не приехал, и Путин, чью знаменитую речь на конференции 10-летней давности не вспомнил разве что ленивый, форум игнорирует уже не первый год. За главу Кремля все сказал Сергей Лавров, заявивший, что "НАТО до сих пор остается институтом холодной войны". "Мир не стал ни "западоцентричным", ни более безопасным и стабильным. Достаточно посмотреть на результаты "демократизаторства" в регионе Ближнего Востока и Северной Африке. Но не только там", - заявил Лавров и добавил, что в Москве хотят "конструктивных и прагматичных" отношений со всеми, хотя от своего видения картины миры отступать не собираются. Все ждали конкретики от США, и действительно прозвучали некоторые заявления, вроде бы расставляющие приоритеты. Так, Пенс, говоривший в Мюнхене за Трампа, заверил своих европейских партнеров, что США продолжат призывать Россию к ответственности за ее действия, даже несмотря на то, что сейчас они ищут общие позиции для сотрудничества. До этого Мэттис говорил о невозможности военного сотрудничества с Россией. Причем все это было сказано сразу после того, как трамповский советник по национальной безопасности Майкл Флинн вынужден был подать в отставку потому, что в декабре он обсуждал тему санкций с российским дипломатом, а затем не проинформировал об этом Майка Пенса. Новым советником Трампа стал генерал Герберт Макмастер, который считает, что Россия преследует захватнические цели и пытается разрушить порядок, сложившийся в Европе после холодной войны. Но, с другой стороны, незадолго до Мюнхена в ходе первой официальной встречи Сергея Лаврова с госсекретарем Рексом Тиллерсоном на полях саммита G20 в Бонне не было сделано никаких радикальных заявлений. При этом наблюдатели также заметили, что Пенс в своей мюнхенской речи, говоря об ответственности РФ за агрессию против Украины, избежал упоминания слова "Крым". Так что туман на линии Москва - Вашингтон как был, так и остался. 

Контакт Москвы и Вашингтона также состоялся 16 февраля в Баку, где прошла встреча начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова и председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США Джозефа Данфорда. Герасимов и Данфорд обменялись мнениями о текущем состоянии российско-американских отношений, оценками ситуации в сфере международной безопасности в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других ключевых регионах мира. Однако, как заявил Пентагон, диалог на площадке в Азербайджане не означает смены изменения политики США на российском направлении, и вообще он не имел отношения именно к администрации Белого дома. По словам Данфорда, стороны, учитывая ситуацию в Сирии, воспользовались моментом поговорить относительно мер, нацеленных на избежание нежелательных конфликтов и любых инцидентов. Оно и понятно - обострение, особенно в военной сфере, не нужно никому, разобраться бы с тем, что уже имеется в наличии. Трамп, кстати, как заявил представитель Белого дома Шон Спайсер, встречей остался доволен. 

Из всего вышеперечисленного напрашивается только один вывод - цельной внешнеполитической стратегии у нынешней администрации Белого дома пока нет. Это касается и европейского направления, и роли НАТО, и отношений с Россией, и поведения на Ближнем Востоке и даже с Ираном, которого Трампу и Пенсу легче по привычке пока записать во враги, а потом по возможности разобраться. Видимо, это объясняется тем, что вашингтонская администрация еще до конца не сформирована, идет нешуточная борьба, которая неизвестно, чем завершится. Европейцам же, как оказалось, не то что вообще живется, но даже довольно тяжело думается без американского лидерства. Россия тоже выглядит несколько потерянной без привычного уровня давления из-за океана и предпочитает повторить другими словами тезисы десятилетней давности, лишь бы не сказать ничего нового и лишнего. Ситуация действительно крайне неопределенная, поэтому невероятно интересно, какой будет повестка следующей встречи в Мюнхене.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

398


Актуально