20 Апреля 2024

Суббота, 00:30

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

Журнал Region Plus представляет интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиль в Азербайджане Даном СТАВОМ

Автор:

01.09.2017

- Господин посол, к сожалению, наша встреча приходится на дни, когда в Карабахе в результате обстрела азербайджанского села вооруженными силами Армении погибли маленькая девочка Захра и ее бабушка. Еще одна женщина ранена, и это - не первый факт убийства армянскими военными детей и женщин за годы перемирия. Азербайджан призвал мировое сообщество осудить и усмирить Армению. Какова реакция Государства Израиль на произошедшее и призывы из Баку?

- В первую очередь хочу сказать, что новость о смерти маленькой Захры и ее бабушки шокировала нас. Если невозможно избежать войны в целом, то надо пытаться не допускать гибели мирных людей. Втрое более неприемлема гибель детей во время военных действий. Во-первых, это всего лишь ребенок. Во-вторых, она была настолько маленькой, что еще сама не осознавала, кем она является по национальности. В-третьих, нарушено самое основное ее право - это право на жизнь. 

Такие случаи происходят не только здесь. В Израиле 22 августа 2014 года в результате обстрела был убит трехлетний мальчик Даниель Тегерман. Организация ХАМАС, к сожалению, не ставит различий между мирными людьми и военными. А вот другой пример такого же зверского поступка - младенцу Шалхевет Фасне не было и года, когда 26 марта 2001 года снайпер застрелил ее отца, а потом и самого младенца, который лежал в коляске. 

Такие преступления неприемлемы ни в одной стране мира. Я уже говорил о том, что надо избегать смертей среди мирных жителей во время конфликтов. Вторым пунктом является решение конфликтов мирным путем во избежание дальнейших смертей.

Что касается конфликта между Азербайджаном и Арменией, основываясь на опыте Израиля, я бы хотел сказать, что мирное решение конфликта - единственный и самый верный путь его решения. Мы подписали два мирных договора с Египтом и Иорданией, которые положили конец насилию.

Подчеркну, что мы поддерживаем усилия президента Ильхама Алиева в достижении мира политическим способом. Также поддерживаем усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, потому что их предложения - это то, что может быть приемлемо для обеих сторон. Также хочу подчеркнуть, что мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана. 

- В этом контексте хотелось бы обратить внимание на постоянное недовольство соседней Армении военным сотрудничеством Азербайджана со своими партнерами, в том числе Израилем. Впрочем, это и понятно, так как Армения оккупировала азербайджанские территории. Может ли наличие армяно-азербайджанского конфликта послужить сдерживающим фактором для военного сотрудничества между Израилем и Азербайджаном?

- Во-первых, хочу отметить, что в таких случаях лучше не строить гипотетических предположений. Хочу отметить, что отношения между Азербайджаном и Израилем в разных сферах, в том числе, как вы отметили, в сфере обороны, на очень хорошем уровне, и они существовали еще до эскалации конфликта в апреле прошлого года. 

Хотелось бы также обратить внимание на то, что заявлял президент Алиев спустя восемь месяцев после апрельских событий - 13 декабря 2016 года. Он подчеркнул важность и высокий уровень отношений между Азербайджаном и Израилем. Президент также назвал цифры военного сотрудничества.

("Стоимость контрактов, подписанных до сих пор азербайджанскими и израильскими компаниями в связи с приобретением оборонного оборудования, составляет около     5 миллиардов, а точнее $4 миллиарда 850 миллионов. Значительная часть этих контрактов уже реализована. Мы все еще работаем над этим и очень довольны уровнем такого сотрудничества", - сообщил президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем заявлении для печати в ходе визита в Баку премьер-министра Государства Израиль Биньямина Нетаньяху. - Вставка R+.) 

- А что можно сказать о нынешнем уровне азербайджано-израильских отношений в целом? Каков уровень взаимного товарооборота, взаимных инвестиций, отражают ли эти показатели реальный потенциал сторон? 

- Наш потенциал сотрудничества даже не близок к тому, чтобы быть исчерпанным. Азербайджан - один из главных поставщиков нефти в Израиль. В ненефтяной сфере также ситуация улучшается с каждым годом. Могу привести цифры ненефтяного торгового оборота с 2015 года. Тогда оборот составлял $132 млн., а в 2016 году достиг $260 млн. То есть практически увеличился вдвое. Но это всего лишь четверть миллиарда, и есть потенциал, чтобы его увеличить. Обе страны это осознают, и определенная работа в этом направлении уже ведется. 

Азербайджан заявил о необходимости развития сельского хозяйства в стране. В этом плане Израиль обладает хорошим потенциалом для сотрудничества. У нас развиты новые технологии, мы обладаем большими знаниями в этой сфере. Особенно надо подчеркнуть интенсивное развитие частного сектора в Израиле. Уже ведутся работы по сотрудничеству в сферах хлопководства, скотоводства, по созданию ирригационных систем на хлопковых полях, теплиц и в других сферах, которые также могут представлять взаимный интерес у частных фирм. Возможно сотрудничество также в здравоохранении, фармацевтике, ИТ-технологиях, коммуникации и образовании.

Как я уже отметил, роль частного сектора в развитии отношений между нашими странами очень важна. Но надо отметить и важность межгосударственного сотрудничества. Примером тому служит визит Биньямина Нетаньяху в Азербайджан, когда помимо остальных важных документов было подписано соглашение о создании совместной комиссии по межправительственному сотрудничеству. 

Документ был ратифицирован сторонами, и сейчас мы работаем над тем, чтобы провести первое заседание комиссии. Мы ставим целью выявить те сферы, которые представляют наибольший интерес для сотрудничества, увеличить объем взаимной торговли и развить взаимодействие в экономической сфере. После того как мы определим приоритетные сферы, государство сможет создать условия для сотрудничества частного сектора. 

- Есть ли конкретные проекты и наработки?

- Как я уже сказал, договор только ратифицирован, и мы работаем над тем, чтобы созвать первую сессию. Поэтому трудно назвать какие-то определенные планы по взаимодействию. Повестка дня еще не разработана, но все эти секторы будут рассматриваться, чтобы создать благоприятные условия для сотрудничества частного сектора. 

- Кстати, наверняка посольством ведутся исследования условий для бизнеса в Азербайджане, чтобы в последующем предоставить информацию израильским компаниям, которые хотят сотрудничать. Как вы оцениваете существующий бизнес-климат с учетом того, что сейчас правительство Азербайджана проводит активные реформы для улучшения инвестиционной и бизнес-среды?

- В первую очередь скажу, что мы следим за реформами, которые проводятся в Азербайджане, и ценим ту работу, которую проводит государство для улучшения условий для инвестиций. Они действительно важны для того, чтобы улучшить уровень жизни населения, возможности для развития самого государства. 

Роль посольства заключается, в том числе, и в предоставлении информации о возможностях для инвестиций в определенной стране. Этим мы и занимаемся здесь и пытаемся предоставить информацию о возможностях инвестиций в Израиль. К сожалению, в Израиле нет посольства Азербайджана, которое бы на регулярной основе информировало об инвестиционном потенциале своей страны. Поэтому я в свою очередь пытаюсь предоставить эту информацию и в Израиле. 

Так как Азербайджан представляет стратегический интерес для Израиля, несмотря на отсутствие посольства, мы пытаемся сделать все возможное для развития сотрудничества в ненефтяном секторе. 

Сейчас мы пытаемся дать характеристику тем реформам, которые проводятся в Азербайджане, и когда я посещаю разные районы Азербайджана, также стараюсь посетить промышленные парки и предприятия, чтобы понять, как это все работает. 

Израильские компании проявляют интерес к Азербайджану и стараются войти на рынок. Уже есть определенное взаимодействие в сферах здравоохранения, сельского хозяйства и ИТ. 

- Значит, бизнес-среда уже сейчас неплохая. Базис для работы есть…

- Во-первых, я не уполномочен оценивать ситуацию. А во-вторых, это длительный процесс. С тех пор как правительство Азербайджана решило ускорить реформы и развивать ненефтяной сектор, ведутся определенные работы. К сожалению, иногда все проходит не так гладко, как хотелось бы, но это длительный процесс и интересно наблюдать, в каком направлении все будет продвигаться. Думаю, в предстоящие годы будет все лучше и лучше. 

- Между тем имеются реальные возможности для развития сотрудничества и в нефтегазовой сфере. Имею в виду вероятность подключения Израиля к Южному газовому коридору для экспорта своего газа со средиземноморского шельфа в Европу... 

- В этой сфере можно указать четыре различные направления сотрудничества между Азербайджаном и Израилем. Во-первых, это импорт азербайджанской нефти Израилем. Во-вторых, диверсификация путей поставок газа в Европу. В этом плане надо подчеркнуть усилия по скорейшему завершению проектов TAP и TANAP. Это важно как для обеспечения энергетической безопасности Европы, так и с точки зрения приобретения дохода. 

В 2009 году в Израиле обнаружены морские запасы газа, которые оцениваются в 900 млн. кубометров. Правительство решило оставить часть этого объема в стратегических запасах, а 40-50% направить на экспорт.

Министр энергетики Израиля Юваль Штайниц участвует в энергетической конференции в Турции, которая завершает свою работу сегодня (13 июля 2017 года. - R+). Он подчеркнул, что есть две возможности экспорта газа из Израиля. Один из вариантов - проведение газопровода в Турцию и оттуда доставка в Европу по другим линиям - это может быть TAP или иная линия. Второй - это газопровод из Греции прямиком в Италию.

Первый вариант обсуждался на конференции между министрами энергетики Израиля и Турции. В этом году ожидается визит турецкого министра в Израиль для продолжения переговоров и рассмотрения возможности подписания договора. 

Это я отметил два направления сотрудничества с Азербайджаном в нефтегазовой сфере. Третьим пунктом может стать эксплуатация израильских месторождений. В 2016 году правительство Израиля объявило тендер на эксплуатацию 24 из 69 блоков в оффшорной зоне. Тендер открыт до середины ноября этого года. Большое количество компаний уже проявило интерес. Хотелось бы увидеть в их числе и азербайджанские компании. 

Четвертым направлением видится сотрудничество в сопутствующих нефтегазовому сектору сферах. Это могут быть мониторинг и поддержка, обеспечение добычи нефти и газа, привлечение израильских ноу-хау для нефтегазового сектора в Азербайджане.

Я отметил четыре сферы сотрудничества. Но также можно вывести и пятое. Израиль очень заинтересован в заимствовании многолетнего азербайджанского опыта в нефтегазовой сфере. Это может быть как на академическом уровне, так и на уровне менеджмента будущих доходов. Возможно сотрудничество с ГНФАР, Нефтяной академией и SOCAR. У всех этих трех представителей нефтегазового сектора очень большой опыт, и мы заинтересованы в его   изучении.

- Еще один важный момент, которому сегодня Баку уделяет большое внимание, - это развитие международных транспортных коридоров, хабом в которых выступает Азербайджан. В частности, вас может заинтересовать проект "Восток - Запад", известный как Великий Шелковый путь. Какова заинтересованность Израиля в этих проектах?

- Во-первых, транспортный коридор Восток - Запад очень интересный и амбициозный. С одной стороны, у вас огромный рынок Китая, с другой - Европа. Азербайджан обладает очень выгодным геостратегическим положением на этом пути. Главный же вопрос заключается в том, насколько этот коридор сумеет конкурировать с другими, уже существующими транспортными путями. Конечно, у этого проекта большие возможности, позволяющие сократить время и расходы на транспортировку, но в то же время это большие вызовы для государств, которые будут участвовать в этом проекте. Речь идет о гармонизации деятельности таможенных, железнодорожных служб и т.д. Но если все это удастся, конечно же, у этого проекта большой потенциал и он представляет большой интерес для нас. 

- И в заключение. Отношения между Азербайджаном и Израилем можно назвать моделью диалога между цивилизациями. Как вы оцениваете роль Азербайджана в глобальном диалоге? Ведь порой звучат и скептические оценки, что усилия Баку - всего лишь капля в море на фоне краха ценностей мультикультурализма в мире… 

- После распада Советского Союза были опасения по поводу возможности столкновения цивилизаций в мире. И здесь мы видим Азербайджан, который пытается создать платформу для мультикультурального диалога, совместного проживания представителей различных наций и религий. 

В качестве примера могу привести проживание здесь еврейской общины и отсутствие каких-либо признаков антисемитизма. Израиль видит Азербайджан как альтернативную модель сосуществования различных культур на территории одной страны. 

К сожалению, в разных странах, особенно в мусульманских, мы видим огромное количество кровопролития, как, например, в Сирии, Ираке и Йемене, а также террористические атаки в Афганистане и Пакистане, конфликты между суннитами и шиитами в этих странах. Азербайджан же представляет собой страну, в которой сунниты и шииты не только мирно сосуществуют, но даже молятся вместе. 

Также есть толерантность и уважение к другим религиям, христианскому, еврейскому сообществам и даже к представителям бахаи. И поэтому мы ценим усилия Азербайджанского правительства, которое собирает представителей других культур в Баку, чтобы сделать мир лучше. 

- Благодарю вас за интервью, господин посол.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

508


Актуально