26 Апреля 2024

Пятница, 16:43

В ТЕАТРАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Игорь КАЧАЕВ: "Нельзя жить в творческом отрыве друг от друга"

Автор:

01.11.2017

"А давайте потанцуем лицом!" Когда Игорь Качаев, доцент кафедры пластических искусств Санкт-Петербургского института сценических искусств, обратился с таким предложением к участникам мастер-классов, по залу пробежал гомон недоумения - как это: танцевать лицом? Оказалось, что интересно, забавно, смешно и… необходимо! В особенности для тех, кто связал свою жизнь с профессией актера. "Танцевали" лицами три дня подряд. Танцевали с удовольствием, азартом и увлечением: брови "прыгали", носы двигались, глаза вращались, губы разъезжались в разные стороны, щеки подпрыгивали вместе с ушами. Смотреть на это со стороны было смешно и весело! А потом - "дрались", жонглировали, растягивались, "умирали", "оживали", принимали немыслимые позы, скручивались в замысловатых йоговских асанах и прочее. Начало этой истории лежит не в таком уж и далеком прошлом. В Петербурге весной этого года в рамках ХIХ международного фестиваля "Встречи в России" прошел учредительный съезд новой общественной организации - Ассоциации деятелей русского театра зарубежья. Представлял Азербайджанский русский драматический театр на этом съезде Александр Шаровский - главный режиссер. На первом заседании правления ассоциации было принято решение об образовательных программах и практиках. Так появилась программа "Театральные мастерские", в рамках которой и прибыл питерский мастер по пластическим дисциплинам, режиссер, актер, влюбленный в театр и свое дело профессионал, просто интересный человек Игорь Сергеевич КАЧАЕВ. 

Для Игоря Сергеевича, работавшего со своей оригинальной программой выездных мастер-классов и в Европе, и в Японии, и в США, и в бывших советских республиках, азербайджанская аудитория стала особенной.

- Скажите, какое впечатление произвели на вас наши актеры и студенты? 

- Самое положительное! Я три дня смотрю в их горящие глаза и вижу, как в процессе работы интерес к происходящему крепнет. Мне кажется, что этот блеск в глазах и мысль, отраженная во взглядах, говорят о многом. Они тянутся к знаниям, они хотят знать и узнавать как можно больше о секретах своей профессии. 

- Вас не смущало то, что иногда приходилось прибегать к помощи переводчика?

- Нисколько. Наоборот, меня пора-зило, с какой легкостью большинство из этих ребят переходят с азербайджанского языка на русский, а с рус-ского - на азербайджанский. И потом… Мы ведь с ними говорили на языке пластики, а он перевода не требует.

В течение трех дней количество желающих принять участие в выездных мастер-классах Качаева увеличивалось по мере того, как распространялся слух в актерско-студенческой среде об удивительном педагоге из Питера. Первый день занятий проходил на площадке Русского драматического театра. Уже к третьему дню в аудитории, которую любезно предоставила в Университете культуры и искусств ректор Фарах ханым Алиева, собрались не только те, кто принимал практическое участие в работе мастер-классов, но и те (а это актеры старшего поколения и педагоги!), кто просто наблюдал и конспектировал. 

- Вы обычно не работаете с аудиторией больше положенного времени. Почему в этот раз сделали исключение?

- Я видел желание и готовность продолжать. И если бы не физическая усталость тела, то, наверное, эти занятия длились бы еще дольше.

- В чем суть этих, казалось бы, простых упражнений?

- В том, чтобы не только натренировать и укрепить физически актерские тела, но превратить их в более выразительные, динамичные, ловкие и эстетически привлекательные.

- Этот предмет носит название "сценическое движение и сценический бой". Изменился ли он во времени или на занятиях преподают всё то же, что и 20-30 лет назад?

- Ну что вы? Конечно, все меняется. Это не застывшая, а очень подвижная форма.

- Почему? Разве есть разница между тем, что и как делал актер на сцене в 70-е годы прошлого века, и тем, что он делает сегодня?

- Сегодня профессия актера выдвигает гораздо больше требований к его физическому совершенству. Актер должен быть синтетическим и уметь все: фехтовать, драться, скакать на лошади, танцевать, жонглировать и т.д. Все эти задачи стояли перед актером и раньше. Только сегодня все это надо выполнять гораздо лучше и качественнее, чем вчера.

И он показал несколько упражнений из того сценического и экранного боя, которому сейчас обучают во многих театральных школах мира. А еще из собственных наработок. Надо ли говорить о том, насколько аудитория была заинтригована? Всем непременно хотелось попробовать самые сложные из тех элементов, которым обучал мастер.

- Как часто актеру, окончившему вуз, надо делать эти упражнения?

- Актеру надо заниматься собственным телом всегда. Тело актера - это его инструмент, который надо держать в идеальном состоянии. Необходимо сохранять гармонию между внутренним и внешним, то есть душевным и физическим.

- Какие направления входят в само понятие "сценическое движение и сценический бой"? Ведь у некоторых актеров, даже с большим сценическим опытом, весьма приблизительное представление, что же представляет собой этот предмет в современной театральной школе.

- Всё то, что потом потребуется актеру в театре и в кино. Формирование психофизических навыков - это и динамический стереотип, и развивающие тренинги (координация, передвижение на полу), и поддержки в сценическом движении, и прыжковая часть, и работа с предметом. Предметами могут быть стол, стул, трость, шляпа, ткань, веер. Неважно, что это за предмет. Важно, как он меняет характер героя. Контактный бой и бесконтактный. Стиль. То есть этикетное стилевое обучение. Это XVII-XIX века. Огромный раздел, выливающийся в отдельный предмет. Биомеханическая модель животного. Сценическая партерная акробатика. Музыкально-игровые упражнения. 

Перечисленное привело аудиторию в полный восторг. Естественно, возник вопрос: 

- Давно ли вы пробуете свои силы в качестве педагога?

- Преподаю с 1993 года. Поэтому, сравнивая конец 90-х и нынешние дни, могу с уверенностью сказать, что уровень требований к актеру значительно возрос. Абсолютно уверен, что тело актера - это "матрица долгосрочной памяти".

Между занятиями, выкроив время, Игорь Качаев осуществил прогулку по Старому городу, Торговой, Бакинскому бульвару. 

- Приходилось ли вам бывать в Баку прежде?

- Я еду в Баку с шести лет. И вот наконец-то я сюда приехал!

- Почему с шести лет?

- С мамой в отпуск! Тогда ведь билеты на самолет купить было не так-то и просто. Вот мы добрались до Душанбе, а потом должны были ехать в Баку. Но так и не доехали, потому что билетов на самолет не было.

- Значит, мечты сбываются?

- Я - счастливый человек, потому что мои мечты сбываются. И вот теперь я здесь. Увидел не так уж и много, но и этого хватило, чтобы понять: я вернулся в детство.

- Но вы же здесь в детстве не были!

- Не был. Но мое детство - это мои ощущения общего большого дома. Где всё для всех и где всё принадлежит всем. Даже улицы города, где ты никогда не бывал прежде. 

- Ну да. Согласна. Ощущение общего огромного дома возникало, скорее всего, от объединяющего русского языка?!

 - Да, наверное, по этой причине мне комфортно на улицах Баку, рядом с его людьми. Есть ощущение защищенности. По этой причине мне так легко со студентами и актерами. Даже улицы, по которым я никогда не ходил прежде, мне кажутся родными, знакомыми. Ощущение, что город впустил меня в свое сердце и у нас с ним установилась сердечная связь. 

А потом, на встрече с журналистами, он много рассказывал о российской современной театральной школе, об интересной профессии режиссера по пластике, об опыте собственных постановочных работ и актерских тренингах в различных театральных школах России, Европы и Америки, о важности восстановления профессиональных театральных контактов между российской и азербайджанской школами.

- Насколько важны сегодня вот такие творческие и дружеские отношения между театральными школами Азербайджана и России?

- Мы с развалом Союза в какой-то момент потеряли друг друга. Это плохо. Теперь нам надо перепрограммироваться! Но это легко. Ведь мы говорим на одном языке: доверия, профессионального и культурного интереса. Прекрасно, что создана ассоциация, которая помогает нам осуществить программу по восстановлению творческих, культурных, профессиональных и дружеских связей. Думаю, что выездные мастер-классы - это всего лишь начало большого и нужного проекта на этом пути. 

Он говорил искренно и увлеченно. Ему нравилось в нашем городе всё. И восторгало всё: Русский театр с интересной, почти вековой историей, университет, где только что завершился капитальный ремонт.

- Вы с таким восхищением смотрите на аудитории и коридоры университета. Почему?

- Нравится! И светлые коридоры, и стены, увешанные произведениями изобразительного искусства, и современные светлые аудитории, и отношения ректора со студентами, и ненавязчивая женственность азербайджанских девушек и женщин, и открытый профессиональный интерес актеров разных возрастов к этому мастер-классу.

- Поэтому вы, видя неподдельный интерес к предмету, сделали исключение, допустив к практическим занятиям более 30 человек, хотя, как правило, больше 20 на ваших занятиях не бывает?

- Конечно! Меня восхищает стремление людей знать о своем ремесле как можно больше. Поэтому в завершающий день занятий мы с ними работали почти три часа. Меня восхитило и то, что при всей своей занятости ректор института госпожа Фарах Алиева, как и директор Русской драмы Адалет Гаджиев, нашла время и пришла посмотреть, как ее студенты выкладываются на этих мастер-классах! Я был поражен и тем, что она знает своих студентов по именам! Пришли педагоги, которые присутствовали на занятиях и задавали множество вопросов по этому предмету…

- Какой вывод по итогам этих трех дней?

- Один: мы очень нужны друг другу. Нельзя жить в творческом отрыве друг от друга. Я ничего не знаю о наработках азербайджанской театральной школы в области пластического воспитания, хотя слышал, что у вас есть театр пантомимы. К сожалению, мое краткосрочное пребывание в Баку не позволило побывать ни в этом театре, ни в любом другом.

- Есть ли у вас в планах побывать еще раз в Баку?

- Я очень хотел бы продолжить творческое общение с университетом и узнать город, страну и ее культуру ближе и лучше. Очень хотел бы привезти сюда свою жену и дочерей, потому что нельзя увезти с собой красоту города и людей, чтобы показать все это родным и друзьям. А рассказать об этом - слов не хватит.

- А что вы увезете с собой?

- Мои впечатления, красивые воспоминания, мою влюбленность в пространство этого города и мою мечту о новой встрече!

- Но ведь ваши мечты всегда сбываются? Значит, и эта сбудется!

Педагог из питерской театральной школы Игорь Сергеевич Качаев сумел за короткие три дня влюбить в себя студентов и молодых актеров, которые, прощаясь с ним, выражали надежду, что эти мастер-классы будут иметь продолжение во времени…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

350


Актуально