23 Апреля 2024

Вторник, 12:05

КАСТА ЖРЕЦОВ

В свое 83-летие в Государственном музее театрального искусства Азербайджана обдумывают современные формы взаимодействия с посетителями

Автор:

01.12.2017

Деятельность людей, которые работают в музеях, сродни деятельности касты египетских жрецов, которые из поколения в поколение хранят сакральные ценности для будущих поколений. Но не стоит забывать о том, что музеи, помимо хранения, занимаются еще научной, просветительской и популяризаторской деятельностью. А с некоторых пор еще и педагогической, поэтому создаются специальные программы для детей и подростков. Развитию музейного дела в Азербайджане, как и во всем мире, придается огромное значение. Для поддержки и развития этого направления творческой деятельности в 1946 году создана международная организация ICOM - Международное музейное сообщество. С развитием информационных технологий появилась возможность виртуального посещения музеев, что само по себе, конечно, очень важно. Но все же кажется, что ни одна камера не в состоянии подарить нам те ощущения, которые мы испытываем при непосредственном посещении музеев. 

 

Воплощение замысла

В Баку есть замечательный Государственный музей театрального искусства Азербайджана. Работает он под руководством Министерства культуры и туризма. В 2004 году коллектив музея был награжден премией Союза театральных деятелей "Золотой дервиш" в номинации "За собрание и хранение материалов театральной истории". У музея есть несколько выставочных залов, в которых собраны удивительные экспонаты, прослеживающие путь театрального искусства Азербайджана от момента его зарождения до сегодняшнего дня. В них история драматического, оперного, балетного и кукольного театрального искусства. 

Музей был создан в 1934 году, а в 1935-м ему было присвоено имя Джафара Джаббарлы - классика азербайджанской драматургии. Это был первый музей театрального искусства в Закавказье и на Ближнем Востоке. 25 ноября музею исполнилось 83 года. 

А началось все с идеи Агакерима Шарифова, который в 1926 году побывал в Москве с первым выпуском студентов театрального техникума. Там они посетили музей Бахрушина. Экспозиционные залы произвели на Шарифова неизгладимое впечатление. Он и сам с 1920 года начал собирать вещи знаменитых актеров, чтобы сохранить память о них для будущих поколений. Вернувшись из тогдашней столицы, Агакерим Шарифов, который на тот момент был заместителем директора театрального техникума, стал думать о том, что нужно сделать для того, чтобы в Баку тоже можно было создать такой музей. И тогда он организует первую театральную выставку, которую проводят в фойе театра Тагиева в 1926 году. Выставка имела огромный успех у бакинцев. Но это было всего лишь началом практического воплощения замысла. В 1927 году здесь же, в театре Тагиева, но уже на третьем этаже он устраивает более развернутую выставку театральных экспонатов. Открытие было торжественным. Об этом тогда писали все местные газеты. Даже столичная газета "Правда" не обошла своим вниманием такое событие. Еще бы: это был первый в Закавказье театральный музей! Это дало возможность Шарифову обратиться в Наркомпрос с просьбой о создании музея истории театрального искусства в Азербайджане. Просьба была услышана, и вот, наконец, было издано распоряжение, в соответствии с которым театры Азербайджана, имеющие архивы, должны были передать их на вечное хранение в Государственный музей истории театрального искусства. Какое-то время маленькая экспозиция находилась в небольшом помещении Государственного музея (ныне - Музей истории Азербайджана), но потом переместилась на третий этаж тагиевского театра. 

 

Кто же был назначен первым директором музея?

- Конечно же Агакерим Шарифов, который и руководил музеем до 1942 года, - рассказывает в беседе с R+ заслуженный работник культуры, директор Музея азербайджанского театра, член ICOM Севиндж МИКАИЛОВА. 

- Сегодня музей театра находится по адресу: проспект Нефтчиляр, 49 (Музейный центр). Со дня его открытия фонды музея разрослись и сегодня количество экспонатов составляет 137 тысяч единиц. Это и личные вещи, и реквизит знаменитых актеров, эскизы декораций и костюмов, режиссерские экспликации (пояснения), программки, афиши, рукописи, фотографии, личная переписка, портретные изображения видных деятелей культуры и искусства и т.д. Семь залов на третьем этаже Музейного центра заполнены уникальными экспонатами, которые являются документальным подтверждением того, что происходило с азербайджанским театральным искусством за почти полуторавековую его историю. Личные архивы более 600 известных театральных деятелей. Среди них - личные вещи и архивы, принадлежавшие Джафару Джаббарлы, Александру Туганову, Адылю Искендерову, Хокуме Гурбановой, Мохсуну Сенани, Гамлету Гурбанову, Яшару Нуриеву, оперной певице Елене Титаренко и многим другим. А еще - мемориальные предметы, фотографии и негативы, макеты декораций, реквизит.

Здесь хранится уникальная, документально подтверждающая информация о том, какими были и как выглядели афиши и программы более ста лет назад! Самый старый экспонат - афиша первого, сыгранного в 1873 году спектакля по комедии Мирзы Фет-Али (старое написание его имени) Ахундзаде "Визирь Лянкяранского ханства". Есть фотография первой театральной труппы 1888 года, программка премьеры первой оперы на Востоке "Лейли и Меджнун", сыгранной в 1908 году. Первые программки и афиши часто издавались на шелковых тканях. И гуляя по экспозиционным залам, вы сможете по форме, фактуре и виду театральных афиш увидеть, как меняется время, как меняется жизнь, привнося новые идеологические установки. Это видно даже по написанию текстов на афишах: на смену фарси приходят латиница, потом - кириллица и снова латиница. Это оригиналы, сохраненные нашими соотечественниками для нас и наших внуков. Сохраненные людьми, истово любящими и свое дело, и театральную культуру своей страны.

- Экспозиция постоянно действующая или она обновляется?

- Обязательно обновляется! Потому что фонды ежегодно пополняются материалами, поступающими в конце каждого сезона из театров нашей страны. Кроме того, к юбилеям театров и наших корифеев, международным конференциям и фестивалям, различным мероприятиям государственного масштаба мы оформляем передвижные выставки, связанные с театральным искусством нашей страны.

- Как считаете, музей - это источник живой или мемориальной информации?

- Живой, конечно! Прошлое говорит с нами на языке информационных фактов, предметов, сохраняющих энергетическую память о людях прошлого.

Севиндж ханым не лукавила. Она, как всякий человек, одержимый своей профессией, действительно верит в то, что экспонаты, хранящиеся в музее, священны. Что все они имеют сакральное значение, потому что за всем этим жизни многих и многих людей, принесших свои судьбы и сердца на алтарь театрального искусства. Но как бы ни складывались их личные и профессиональные судьбы, именно они были теми, кто прошел этот путь впереди нас. О личных и профессиональных судьбах мастеров азербайджанского театрального искусства спрашивают посетители музея, среди которых не только студенты, родители с детьми, но и туристы. У каждой из этих возрастных групп свои пристрастия и интересы. У детей - повышенный интерес к предметам реквизита, к тому, "как это было" и "как это выглядело", когда их еще и на свете не было! У студентов - почти исследовательский подход ко всем экспонатам. А вот туристов интересует абсолютно все. Они методично и скрупулезно вникают во все детали и обстоятельства создания и развития театра в Азербайджане. Много писем и просьб о помощи приходит в музей из-за рубежа. Это и личные просьбы, и просьбы от различных организаций и учреждений. В том числе и из бывших советских республик: Узбекистана, Грузии, Кыргызстана, России…

- Скажите, а в данный момент ваши сотрудники находятся в контакте с каким-либо музеем или театром?

- Да. Сейчас в Таганроге создается музей Фаины Раневской, которая, как известно, несколько лет прожила в Баку. Они обратились к нам за информационной помощью, и мы с радостью им помогаем. Не так давно помогали организаторам портала "Киносозвездие" (Россия), предоставляя информационный материал о бакинских актерах, активно снимавшихся в кино советского периода. 

Однако работа современного музея - это не только сбор и хранение информации, научное исследование театрального прошлого, предоставление материалов во время работы над фильмами или при написании книг, статей, репортажей. Она гораздо шире, разнообразнее. Тем более что с появлением в жизни человека Интернета появилась возможность виртуального посещения музеев. А это уже в каком-то смысле нежелательный конкурент! Согласитесь, ведь очень удобно, не выходя из дома, прогуляться по залам Лувра или Третьяковки. Но, с другой стороны, это лишает нас возможности непосредственно контактировать с экспонатами, ощущая их притягательный магнетизм. И неважно, что это: реквизит, побывавший в руках театральной звезды, или его грим, или театральный костюм. Главное - мы сможем почувствовать, пропустив через себя, энергетический посыл из прошлого. А этого ни один экран, даже самый высокотехнологичный, дать человеку не может! Поэтому в такие музеи, как наш, истории театрального искусства, надо ходить самим.

 

Обратная связь: дети

Но как сделать так, чтобы информация, хранящаяся в музее, не казалась мемориально-скучной и архаичной? Об этом думают Севиндж ханым и ее научные сотрудники. Они придумывают новые формы работы по взаимодействию с посетителями. Прежде всего разнообразные формы работы с детьми. Для сотрудников музея это самый важный участок работы. Искусство в жизни подрастающего человека должно стать неосознанной необходимостью. Ну, как желание дышать, например.

- Мы разрабатываем и реализуем программы по популяризации театрального искусства как одного из очень важных видов. Это имитационные игры - в художников, макетчиков, сочинителей историй и даже в какой-то мере актеров и, конечно, интерактивное действие. Детям такая форма обучения очень нравится. Для студентов же у нас разработаны другие программы. Они более сложные и связаны с исследовательской деятельностью, - говорит Севиндж ханым. 

В ходе беседы директор музея терпеливо объясняла кому-то по телефону, каким должен быть игровой макет сцены и что нужно сделать для того, чтобы в этой игровой коробке появилось освещение. Мне показалось забавным, что в музее идет такая работа с детьми. Но директор объяснила, что ролевые функции - сочинителей, художников, осветителей, режиссеров - очень важны не только для понимания театра как вида искусства, но и для пробуждения творческой фантазии детей, которая станет гарантом любви к театральному искусству в будущем. А сейчас, пока бродят по залам и задают вопросы по поводу творчества Мирзы Фатали Ахундова, Гусейна Араблинского, основоположника мугамной оперы Узеира Гаджибекова, первой азербайджанской оперной певицы Шовкет Мамедовой, они накапливают информацию, которая в один прекрасный день обязательно "прорастет" любовью к искусству под названием Театр. Сотрудники музея делают все возможное для того, чтобы всегда оставаться интересными для своих посетителей. В экспозиционных залах музея периодически организуются тематические выставки, демонстрируются редкие экспонаты, хранящиеся в запасниках фондов, часто проводятся мемориальные вечера памяти, посвященные большим мастерам искусства, читаются лекции об их деятельности. Но это - традиционная часть ежедневной работы музея. Сейчас разрабатываются новые формы взаимодействия с посетителями. Жизнь требует совершенно иного подхода и более активного взаимодействия по типу интерактивного действия или квестов. Но для этого сотрудники должны владеть навыками такой формы работы.

- Что вы делаете для того, чтобы сотрудники музея соответствовали требованиям, которые выдвигают условия современной жизни?

- Министерство культуры и туризма регулярно проводит для сотрудников музейного дела тренинги. Считаю, что это важная часть нашей общей работы. Она дает возможность, используя новые знания и навыки, применять их на практике в павильонах музея. Наша задача не только просвещать, воспитывать, но и давать то направление, которое поможет подрастающему поколению сформировать свою личность в любви к искусству. Знание и понимание большого Искусства не только облагораживают личность человека, но и делают его самодостаточным, а значит - уверенным и сильным. Мы это понимаем, поэтому ищем новые формы взаимодействия. Сейчас работаем над идеей проведения серии мероприятий для молодежи к Дню рождения азербайджанского театра. Возможно, на конкурсной основе. Идея в стадии разработки, и по этой причине я пока об этом говорить не готова…

…По завершении беседы прошлись по выставочным залам музея и директор показала комнату, где проводятся все мероприятия массового характера. В углу комнаты стоял муляж старинной театральной тумбы, которую на этих мероприятиях используют как часть декорации. Она, задумчиво посмотрев на нее, сокрушенно сказала, что все это надо переделать, потому что с точки зрения эстетического восприятия и исторической правды муляж не совсем соответствует духу времени конца XIX века. А потом добавила, что давно обдумывает варианты установления творческих контактов со студентами театрально-постановочного факультета Азербайджанской государственной академии художеств. Но пока это всего лишь мечта о творческой дружбе. 

- О чем еще мечтает директор музея Севиндж Микаилова?

- О многом. Например, об интерактивных сенсорных мониторах в залах музея, о создании молодежного клуба любителей музейного дела и театрального искусства. О том, чтобы все сотрудники музея были здоровы и счастливы. И еще много о чем…

- Пусть сбудутся все ваши мечты!



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

429


Актуально