25 Апреля 2024

Четверг, 17:45

РУССКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ

Писатель Георгий ЗАПЛЕТИН: "Я очень хочу, чтобы людей, которые так много сделали для Родины и общества, знали и помнили"

Автор:

01.01.2018

Писатель Георгий Заплетин живет в Баку с самого рождения. "Азербайджан - моя родина, моя душа", - признается Георгий Павлович. Все свои книги он посвящает славным сынам Азербайджана, чьи имена должны навечно остаться в памяти народа. Чем не причина, чтобы накануне Дня солидарности азербайджанцев мира поговорить с членом Союза писателей Азербайджана, лауреатом международной премии имени Великого князя Юрия Долгорукова, членом пленума Организации ветеранов войны, труда и Вооруженных сил Азербайджана, ветераном карабахской войны, полковником полиции в отставке Георгием ЗАПЛЕТИНЫМ. 

- Георгий Павлович, расскажите о своей последней книге "Давид Пашаев. Без грифа "секретно". Расскажите о том, как вы собирали информацию об истории жизни этого, без преувеличения, выдающегося сына своего народа, о котором так мало знают на родине… 

- Меня всегда интересовала судьба моих соотечественников. Давид Пашаев был сверхсекретной личностью, как и один из основателей советской космической программы Керим Керимов. Он являлся генеральным директором крупнейшего центра атомного подводного кораблестроения России - "Севмашпредприятие", после - гендиректором образованного на базе "Севмаша" Государственного российского центра атомного судостроения, а с 2004 года - президентом Государственного российского центра атомного судостроения. Давида Пашаева называют отцом атомного подводного судостроения. Отец, дед и прадед Давида Гусейновича родом из села Дашсалахлы Газахского района. Гусейн Пашаев не избежал судьбы тысяч невинно репрессированных советских граждан. Его арестовали и сослали на Соловецкие острова. Однако волею случая он был освобожден и впоследствии полностью реабилитирован. 

Много лет назад в библиотеке им. М.Ф.Ахундова я обнаружил книгу "Азербайджанцы в России" и на 358-й странице прочел коротенький очерк о Давиде Пашаеве. Заинтересовавшись этой неординарной личностью, стал искать его родственников. Брата Давида - Кязима Пашаева, чей адрес мне удалось найти через знакомых, на тот момент в живых уже не было. Совершенно случайно выяснилось, что у него есть племянница - балерина, народная артистка Азербайджана Медина Алиева. Так у меня появилась зацепка. Я нашел Медину и сестер Давида - Пери ханым и Нину ханым и стал собирать по крупицам материал для будущей книги. Пери ханым подарила мне книгу с потрясающим названием - "Эпоха Давида Пашаева". А предваряло ее предисловие президента России Владимира Путина, в котором он говорил о незаменимых заслугах Давида Гусейновича и его личностных качествах. Представляете, как ценили нашего земляка в России? И тогда я решил, что обязательно должен рассказать о Давиде Пашаеве здесь, в Азербайджане. Спустя год моя книга "Давид Пашаев. Без грифа "секретно" вышла в свет. Я очень хочу, чтобы людей, которые так много сделали для Родины и общества, знали и помнили молодые поколения. Это очень важно - сохранить память своих героев-земляков.

- Расскажите о себе, о том, как начали писать книги. 

- Я коренной бакинец, родился в Ичеришэхэр. Моя мама Алла Микаиловна Гурбанова была наполовину азербайджанка, наполовину русская. Отец Павел Васильевич Заплетин родом из Пензы. Папа служил здесь в Каспийской флотилии, а мама работала в больнице Каспара (Центральная больница моряков). Познакомились, понравились друг другу и поженились. Но прожили они недолго. Началась Великая Отечественная война, и отец ушел на фронт. Погиб в 1942 году. Ему было всего 30 лет. А мне на тот момент - 1 год и месяц. Папа даже не видел меня, но знал, что у него родился сын. Мама тоже умерла рано - в 40 лет. Меня воспитала бабушка. 

Когда мне исполнилось 50 лет, я исполнил свой сыновний долг, совершил "хадж" на святое для меня место на острове Рыбачий, где похоронен мой отец. Конечно, Россия - историческая родина моего отца, но для меня родина - это Азербайджан. Моя мама родилась здесь, я сам женат на азербайджанке, сын женат на азербайджанке и дочь вышла замуж за азербайджанца, у меня трое внуков - Лейла, Самир и Зулейха. Теперь сами решайте, кто я. Я - сын этой земли. Я - коренной бакинец. 

Учился в нефтяном техникуме и получил специальность оператора по добыче нефти и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Работал оператором и помощником мастера на месторождение "Бибиэйбат". Потом моя жизнь резко изменилась. В один прекрасный день 1964 года на промысел приехал первый секретарь ЦК комсомола, ныне покойный Месуд Ализаде. Он ездил по промыслам, фабрикам, заводам, искал активных комсомольцев. И через два месяца после его визита я уже работал в райкоме комсомола. Мне тогда было 23 года. Я стал секретарем комитета комсомола Нефтяных камней. Затем пошел учиться в Бакинскую высшую партийную школу, получил направление в Азизбековский райком партии, где проработал всего четыре месяца. Благодаря моему покойному учителю Мамеду Садыхзаде, имевшему большой авторитет в ЦК партии, меня взяли в центральный аппарат ЦК Компартии Азербайджана, в отдел пропаганды и агитации. Через четыре года меня избрали секретарем Шамахинского райкома партии по идеологии. А еще через два года рекомендовали в Министерство внутренних дел на должность начальника отдела политико-воспитательной работы. Потом была должность заместителя начальника Управления исправительно-трудовых учреждений и заместителя начальника отдела межнациональных отношений. Проработал четыре года, затем пришел Народный фронт, и я, как и многие другие ребята, намного лучше меня, стал его жертвой. В итоге в 51 год я, молодой полковник, оказался без работы, вышел на пенсию. Времени было предостаточно, и я начал писать книги. Но сначала писал статьи для газеты "Панорама", редактором которой был мой хороший друг Агшин Кязимзаде. Собственно, он и подтолкнул меня к писательству. Потом была книга "История азербайджанской полиции" в двух томах, ради которой я, можно сказать, жил в архивах. 

- Георгий Павлович, вы принимали участие в съемках фильма "Черная волга" документального цикла НТВ "Следствие ведут..." с Леонидом Каневским. Лента была посвящена знаменитой банде Пянджяли Аслана, орудовавшей в конце 60-х в Баку. Вы даже занимались поиском информации об этом нашумевшем деле...

- Да. Это было одним из сложнейших и запутанных судебных процессов. До суда над Пянджяли Асланом только водитель черной "Волги" Ариф Алиев знал, что главарь банды на самом деле - женщина. Мне удалось встретиться с Арифом, когда тот отбывал срок в особом режиме. Он рассказал мне, что однажды Рафик - так звали Пянджяли Аслана в банде - заночевал у него. Утром, когда Ариф пошел будить гостя, как он признался, у него "ноги отнялись" от увиденной картины: в кровати спала девушка. Ариф быстро вышел из комнаты, а через пять минут перед хозяином дома уже стоял молодой парень с усиками. Ариф от страха никому ничего не рассказывал. Даже его подельники не знали о том, что главарь одной из самых опасных и жестоких банд - молодая женщина. О ней мало что известно. Знаю только, что она родилась в Нардаране в семье, где было уже 5 или 6 детей, - и все девочки. Ее отец сказал, что если и в этот раз родится девочка, он воспитает ее как мальчика. Пянджяли Аслана поймали и приговорили к высшей мере наказания. Но в советское время женщин не расстреливали, приговаривали к длительному сроку и ссылали очень далеко. Что с ней произошло в тюрьме - неизвестно. Я встречался с одной из участниц этой банды - воровкой Кларой (Клара Юсифзаде) незадолго до ее смерти, и она рассказала мне, что, якобы, Пянджяли Аслан живет сейчас в Лёкбатане. Больше ничего о главаре банды Клара не знала. Я пытался найти хоть какие-то зацепки, ведущие к Пянджяли Аслану, но тщетно... Она словно в воду канула. 

- Не пробовали написать захватывающий детектив? У вас наверняка получилось бы...

- Детективы не моя стезя. Мне нравится работать с документами, изучать и собирать информацию в архивах, находить знакомых и родственников своих героев. Несколько лет назад я написал книгу "Гювара. Жизнь как факел". Это история жизни азербайджанки, о которой мало кто помнит здесь. Гювара Нуриева - первая в СССР женщина инженер-металлург. Меня настолько поразила яркая, но, увы, очень короткая жизнь нашей замечательной соотечественницы, выпускницы Ленинградского политехнического института, инженера-металлурга Кировского (ранее Путиловского) завода города на Неве, что я посвятил ей книгу. 

А до этого была книга "Ya яtaьa Cяddi", которую я написал в 1999 году. Она была посвящена жизни одного из самых любимых и почитаемых азербайджанцами целителя и чудотворца, слава которого намного пережила его самого, - Мир Мовсума Ага. Я родился и вырос в Ичеришэхэр и часто проходил мимо его дома. Когда Ага умер, мне было 9 лет, и я помню, как плакали и переживали люди, собравшиеся проводить его в последний путь. Помню, в детстве мы, подростки, клялись в чем-то очень важном его именем: "Яtaьa Cяddi", и никто не смел солгать - это было бы большим грехом. Все почитали и любили Мир Мовсума Ага. Его уникальная личность и божий дар всегда интересовали меня. Мне хотелось написать книгу об этом удивительном человеке, но я чувствовал некую неуверенность. Сомневался: а смогу ли я, русский человек, передать душу мусульманина? 

- Вы прекрасно говорите на азербайджанском языке. Что для вас Азербайджан?

- Это моя душа. За свои 76 лет я видел от азербайджанского народа только хорошее. Поверьте, я не кривлю душой. Я благодарен этой земле и этому народу. Ни разу, ни на секунду я не чувствовал себя здесь чужим, не на своей земле. Считаю себя частицей этого народа. Я родился на этой земле, рос, учился, завел семью, воспитал детей, а теперь и внуков и собираюсь закончить свою жизнь здесь, в Баку. Это моя родная земля. Хочу поздравить свой народ с Днем солидарности азербайджанцев мира. Это народ, который заслуживает самого лучшего. Мы должны быть вместе, едины, где бы ни жили, на каком языке ни говорили бы. Мы все должны помнить, что наша историческая родина - Азербайджан. Хочу пожелать своему народу счастья в новом году и достатка.     

 - Над чем трудитесь сейчас? 

- Работая в архивах Азербайджана, я нашел множество фактов участия в партизанском движении Беларуси моих земляков - азербайджанских воинов, о которых стоило бы рассказать. Так родилась идея написать книгу о героях-азербайджанцах, отдавших жизни за родину. Она так и называется "Азербайджан в годы Великой Отечественной войны". Такие ребята были, такие герои! За победу над фашизмом Азербайджан заплатил дорогую цену: из 680 тысяч бойцов, воевавших с врагом, более половины полегло на полях сражений, многие были удостоены высоких наград за боевые заслуги. Советская боевая машина на 75-80% приводилась в движение благодаря доблестному труду бакинцев. От их работы во многом зависела судьба войны. А между тем в Баку до сих пор нет памятника, посвященного подвигу азербайджанских нефтяников, которые своим трудом внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом. Почему? Это несправедливо по отношению к нашим героям тыла. Поверьте, это очень важно... Помнить о своем прошлом, чтобы смело смотреть в будущее.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

570


Актуально