Автор: Валентина РЕЗНИКОВА
10 февраля главному режиссеру РДТ, народному артисту Азербайджана Александру Шаровскому исполнилось 70 лет. В связи с этим президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о награждении Александра Шаровского орденом "Шараф". А на сцене театра в тот вечер звучали монологи-откровения артиста. Он признавался в любви к городу и людям, среди которых вырос, правительству страны, корифеям театра, ставшим его учителями, судьбе, подарившей случай стать артистом.
Все началось с любви
Он, как и все мальчишки с улицы Чадровой, играл в футбол и мечтал стать футболистом. А еще - любил цирк и клоунов. Они казались ему людьми необыкновенными и загадочными, в них жила тайна магического преображения, виртуозного перевоплощения, магнетически притягивающего обаяния. Это заставило отправиться в Студенческий театр. А потом встретил Ее: девушку, которая играла в оркестре Театра юного зрителя и была так хороша, что он незамедлительно отправился в ТЮЗ и, набравшись нахальства, пришел прямо к главному режиссеру - Зафару Нейматову. Отступать уже было нельзя, да он и не собирался. А потому стал проситься в артисты. Видимо, "главреж" увидел в этом нахальстве нечто такое, что дало возможность Шаровскому пройти своеобразный "тест" на профпригодность. К радости нашего героя, он был принят и удостоен чести бегать в массовке, играя "Заднюю часть лошади". Это нисколько не смущало начинающего артиста, потому что объект его любви был постоянно рядом и ради этого можно было играть что угодно. Даже хвост лошади, если бы понадобилось. Юная красавица оценила "подвиг" поклонника и вскоре вышла за него замуж. А он от роли "Задней части лошади" перешел к исполнению ролей Дона Гуана, д'Артаньяна, Жадова. Д'Артаньян - с легкой руки режиссера-постановщика "Трех мушкетеров" Юлика Гусмана - принес артисту небывалую популярность и славу. Выражение "наутро он проснулся знаменитым" - как раз про этот случай. Испытание славой и популярностью выдержать было непросто. Брак по истечении времени распался. Остался сын, который, продолжая род Шаровских, подарил нашему герою шестерых внуков. Старшего назвали в честь деда Яковом.
Признание
Юбиляр с теплотой вспоминал свои первые шаги и успехи. Он рос, как и многие в этом городе, в многонациональном дворике. Присматривала за ним нянька по имени Сара. Это была пожилая женщина, дети которой давно выросли, и она смотрела за маленьким Шуриком, как за собственным внуком. Оберегая от "дурного глаза" - каждый раз, когда ей казалось, что кто-то смотрит на ребенка "плохим взглядом", - прятала его под краем чадры. "Оберегать" малыша было установочным правилом и для взрослых сыновей тети Сары. Поэтому, как только кто-то из мальчишек постарше обижал подопечного тети Сары, ее сыновья тут же восстанавливали на игровой площадке порядок и справедливость, популярно объясняя непонятливым, почему "Шурика никогда не надо обижать". Так к нашему герою пришли первое признание и популярность. Он стал "авторитетом" среди сверстников на улице Чадровой. Потом, когда он вырастет и уже станет известным артистом, сыновья тети Сары с уважением отнесутся к его выбору. Гордясь его успехами, они всегда будут спрашивать: "Тебя не обижают, бала?".
Его не обижали. Напротив. Корифеи поддерживали и помогали осваивать профессию актера. О чем с благодарностью и упомянул юбиляр. Первый успех и быстро пришедшая популярность в ТЮЗе требовали другого формата для профессионального самовыражения, и он принял предложение перейти в Русский драматический театр. Здесь университеты его театрального становления были связаны с именами и профессиональной деятельностью "великих стариков" - Анатолия Фальковича, Веры Ширье, Льва Грубера, Рахиль Гинзбург, Сергея Якушева, Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой. А когда ему пришлось срочно ввестись в премьерный спектакль "Мамаша Кураж" вместо заболевшего артиста, он страшно робел перед авторитетом народной артистки, которую следовало по ходу действия крепко по-мужски обнять. Заметив это, Вера Карловна, игравшая Кураж, сказала: "Значит, так… На сцене никаких стеснений. Это - сцена, она требует правды отношений. Обнимай, как надо!". И он обнял, как надо. Вскоре и в этом театре у артиста Шаровского появились свои поклонники, свои зрители, которые шли "на Шаровского". И только родители, которые не приветствовали профессиональный выбор сына, не хотели признавать в нем мастера своего дела и не ходили в театр. Принципиально. Он уже был заслуженным артистом, выступая в роли ассистента, начинал заниматься режиссурой, но родители продолжали относиться к его выбору, как к делу очень несерьезному и даже уважения недостойному. Особенно отец. Александр Шаровский так и не получил от него признания: выбранной профессии, успеха, славы. Яков Шаровский считал, что театр - это не мужское занятие. Не зря говорят, что родительское благословение - залог гармоничности ощущений от получаемого успеха. Этой гармонии, несмотря на славу и шумный успех, Шаровскому не хватало, но и отказываться от обретенной профессии артист не хотел. И только когда в середине 80-х он в спектакле Дженнет Селимовой "Последняя любовь Менделя Крика" ("Закат") играл Менделя Крика, на спектакль пришла его мама. Она сидела в первом ряду партера, и когда Мендель (Шаровский), опустившись на колени перед рампой, спел, глядя на нее: "Ой, мамочка, скрипка", она очень растрогалась. Зал взорвался аплодисментами, а она встала и с гордостью сообщила зрителям: "Это мой сын!". Зал, поддерживая материнскую гордость, еще раз взорвался аплодисментами. Так Александр Шаровский по истечении многих лет своего успеха, славы, популярности получил долгожданное признание семьи.
Игры с пространством
Пожалуй, ничего так не удерживает его профессиональный интерес, так не увлекает, как игры с пространством. Кто-то создает виртуальные игры и целые миры в формате 3D, а он - мизансцены, которые называет картинками. С точки зрения профессионалов - смешное название. Зато всем сразу все понятно: и профессионалам, и любителям. Персонаж - мизансцена - характер: в таком порядке формируется объем структурного действия. Сочинять жизни героев внутри этих картинок - занятие для режиссера увлекательное и любимое. Однако его жизненное пространство не ограничивается пространством сцены-коробки. Пространство под названием "жизнь" требует гораздо большего воплощения мыслей, эмоций, да и сил тоже. Сегодня он человек, известный в стране, и не только. На нем общественные нагрузки, общественная деятельность, которые тоже требуют сил, энергии мысли, слова, действия. Сегодня Александр Яковлевич Шаровский - глава Еврейской общины европейских евреев Азербайджана, член правления Евроазиатского еврейского конгресса, член попечительского совета Бакинского международного центра мультикультурализма. Здесь его навыки театральных профессий тоже оказались кстати. Ведь ораторское мастерство - составляющая часть актерской профессии!
Сегодня личное пространство Александра Шаровского - пространство преуспевающего человека. Он отмечен званием "Народный артист Азербайджана", премией Союза театральных деятелей (СТД) Азербайджана "Золотой дервиш", орденами "Шохрет" и "Шараф", занимается общественной деятельностью.
Любовь = Счастье
"Любовь" - слово неизвестного происхождения. Оно есть и в латинском, и древнегреческом, и старославянском языках. Но, наверное, не случайно кто-то из людей придумал отождествлять значение этого слова с сердцем. В этот юбилейный вечер его поздравляли не только свои актеры. Сердечные послания в адрес юбиляра пришли из разных городов России, Грузии, Молдовы, а также от Министерства культуры и туризма Азербайджана, от СТД Азербайджана, от партнера и коллеги - народного артиста Азербайджана Мурада Ягизарова. Песню о любви на слова Ирины Ивановой и музыку Герайзаде, которая звучит в спектакле А.Шаровского "В хрустальном дворце", исполнила для юбиляра и зрителей народная артистка Бриллиант Дадашева. Это был настоящий музыкальный подарок, с восторгом принятый публикой! Но самым важным было все-таки сообщение о распоряжении президента "за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры" наградить Александра Шаровского орденом "Шараф". В завершение вечера, под самый его занавес юбиляр признался, что журналисты накануне, будто сговорившись, задавали один и тот же вопрос: счастлив ли он? Александр Шаровский ответил, что счастлив, потому что у него есть такой президент, как Ильхам Алиев, первый вице-президент Мехрибан Алиева, есть театр и любимая жена - актриса Наталья Шаровская.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: