Автор: Валентина РЕЗНИКОВА
Она живет в Азербайджане два года. Два недолгих года, позволивших ей, латвийской художнице Даце Штраус, создать 29 потрясающих искренностью чувств полотен. На них Карабах. Нет, не его уникальная природа. Но те абсолютно узнаваемые символы, которые знакомы любому человеку, живущему в Азербайджане.
Карабахские скакуны
Они всегда на карабахских коврах. Они - особенные. В каждом полотне сила любви и глубокого интереса автора. О карабахских конях слагались легенды, их красоту воспевали писатели и поэты. В русской классической литературе неоднократно упоминаются карабахские скакуны. В поэзии Пушкина, у Лермонтова (поэма "Демон"), в прозе Льва Толстого ("Хаджи Мурат", "Война и мир"), у Юрия Тынянова ("Смерть Вазир-Мухтара") и т.д. В национальной литературе у Мирзы Фатали Ахундова в комедии "Мусье Жордан", у Курбана Саида в романе "Али и Нино", в поэме Бахтияра Вахабзаде "Карабахский конь". И вот теперь они (кони), как будто спустившись с Карабахского нагорья, общаются с нами: кто гарцуя, кто в галопе, а кто - созерцая с грустной заинтересованностью…
Латышская художница, покоренная грациозной красотой карабахских скакунов, пишет их, распознавая разность характеров. Пишет, пристально вглядываясь, открыто любуясь и восхищаясь силой и красотой лошади. Каждая из написанных лошадей - гимн Карабаху и его истории, людям, которые сохранили эту породу, не дав ей раствориться во времени, оставшись литературными воспоминаниями.
Работы Даце Штраус - это результат ее творческой одержимости и желание писать с натуры. Но где? Сегодня она не может отправиться в Шушу, чтобы писать коня с натуры, как это когда-то сделал русский художник с азербайджанскими корнями Василий Верещагин. Вот что он пишет в своей книге "Путешествие по Закавказью" (1864-1865 гг., стр.267): "Неподалеку от Шуши, у ворот, ведущих в Елисаветполь, стоит большой старинный дом, принадлежащий дочери последнего хана Мехти Кули хана. Умирая, хан оставил порядочное состояние своей дочери. Этой же дочери хана принадлежали самые богатые и самые величественно убранные лошади, придававшие особенную пышность и торжественность праздничной процессии. На конюшне ее находятся превосходные лошади, известные под именем хана".
А вот из письма к брату: "...Самые лучшие лошади, которых мне приходилось видеть в жизни, - в Шуше, принадлежат заводу Джафар Кули хана. Нигде я не видел подобных лошадей. Я срисовал одну из них с натуры именно заводского жеребца".
Бабир
Но у Даце не было возможности отправиться в оккупированную ныне Арменией Шушу, и тогда она, приложив массу усилий, нашла владельцев коней. То есть тех, для кого верховая езда не дань моде, а генетическая потребность - ощущать себя сыном степи. И нашла. Но чтобы написать скакуна, надо узнать его характер, проникнуть в его душу. Надо провести много часов и дней рядом с объектом своего художественного исследования. И такую возможность она тоже нашла! Ей повезло установить знакомства со многими коневладельцами. И у нее появилась возможность наблюдать лошадей. Однако гораздо интереснее и результативнее самой принимать участие в жизни этих удивительных животных. Или хотя бы одного из них. И тогда она стала присматривать за конем по кличке Бабир. Его портрет есть и на выставке. Вот он! Настоящий карабахский красавец! Непокорный, норовистый - он встал на дыбы: короткая грива по ветру, мышцы шеи напряжены, ноздри раздуты, шерсть переливается! В древности таких лошадей в Карабахе называли "кеглянсарыляр", потому что были они лимонно-желтой, с золотистым отливом, масти. Бабир - ярко-огненной масти, с длинной крепкой шеей, норовистым нравом. Кажется, что он и минуты не может устоять на месте! Его стихия - движение. Он необычайно красив.
Портрет Бабира вполне совпадает с описанием лошади карабахской породы знатока и специалиста А.А.Агабейли: "По экстерьеру карабахская лошадь типично горная, верховая. Красивая масть и гармоничное сложение выгодно отличают ее от местных и других пород. Характерными особенностями экстерьера современной карабахской лошади являются общая сухость и прочность телосложения; красивая голова с развитым черепом и большими выра-зительными глазами; ...темперамент энергичный, но добронравный. Движения лошади плавные, высокие и легкие - этому в значительной мере способствовали условия табунного содержания. Карабахская лошадь среднего роста. По окраске она близка к лимонной или желто-бурой с искрой на концах шерстинок. Грива и репицы хвоста темно-каштановые с отливом на концах волос... Отличительная особенность карабахской породы - это белые отметины на голове и конечностях лошади".
Это описание, сделанное еще в прошлом веке, удивительным образом совпадает с тем, что мы видим на холстах художницы. Лошади, как живые, ведут свою жизнь в пространстве художественного холста, радуя нас пронзительной правдой мгновения.
Рядом с человеком
На полотне под названием "Ворота истории" галопом мчится табун карабахских лошадей. Когда долго, не отрывая взгляда, смотришь на полотно, кажется, что они летят во весь опор прямо на тебя. Еще немного, и вы услышите топот, легкий гул земли, фырканье и разгоряченное дыхание лошадей. В какой-то момент появляется ощущение, будто и вы вместе с ними несетесь галопом. Говорят, что в прежние времена эти лошади разгуливали по горам Карабаха, как дикие мустанги в романах Джека Лондона. Независимые, сильные и гордые. А с наступлением холодов возвращались к людям, чтобы перезимовать под надежным кровом. Возможно, это всего лишь выдумка, но красивая. Так же, как и этот многовековой союз между Человеком и Лошадью. И невольно в памяти всплывают строчки стихотворения Маяковского - "все мы немножко лошади".
У художницы к каждой работе придуманы очень неожиданные названия. Например, "Легенды Карабаха", "Рассказ для следующих поколений", "Быстрее ветра" и т.д. В названиях - концептуальный взгляд автора на достояние нашего народа, создавшего и сохранившего такую необыкновенную породу лошадей, как эта.
Уникальная порода
В годы Азербайджанской Демократической Республики (АДР), столетие которой мы сегодня отмечаем, интерес к карабахским скакунам был огромным. Правительство уделяло особое внимание развитию конных заводов. К сожалению, этот процесс был прерван революцией и продолжен уже в советское время. Вид карабахского скакуна все-таки был сохранен. Карабахский "кеглян" по уникальности своей породы и сегодня занимает одно из первых мест в мире.
Мы любим нашим гостям рассказывать истории про уникальность и мировую популярность лошадей, которых с любовью называем золотистыми. О них снимают фильмы, рассказывают правдивые и выдуманные истории, их пишут художники. Говорят, что когда Никита Хрущев подарил карабахского скакуна королеве Елизавете II, то служители королевской конюшни, видимо, усомнившись в таком неожиданном окрасе, взяли да и вымыли Замана (так звали лошадь) шампунем и мылом. Но когда от этого "душа" шерстка засверкала еще большими переливами, они просто утратили дар речи!
Тогда никто даже и предположить не мог, что в самом начале 90-х эта порода окажется на грани исчезновения. Разгоревшийся нагорно-карабахский конфликт едва не уничтожил этих необычайной красоты лошадей. Но азербайджанские коневоды под пулями и обстрелами из орудий все-таки смогли вывести лошадей из зоны боевых действий в Евлах, а потом в Баку. От перемены климата и отсутствия необходимого корма часть табуна погибла. Но вид все-таки удалось сохранить. Сегодня эти скакуны - гордость и достояние нации! Две карабахские лошади стали символами IV Исламиады, а в 2013 году традиционная народная верховая игра на карабахских лошадях - човган - была внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный случай, когда роль животного в сохранении культурного наследия нации была признана на международном уровне.
Лошади - это еще символ патриотизма и мужества, прообраз времени великих перемен. Поэтому работы латвийской художницы, навсегда запечатлевшей необычайную красоту этих скакунов, не только дань исторической памяти, связанной со 100-летием АДР и Латвийской Республики, но и гимн народу, сумевшему сохранить для своих потомков породу карабахских скакунов, с успехом развивающему коневодческую структуру сегодня.
Сейчас в Азербайджане 20 предприятий по селекционному и племенному разведению лошадей. А в 2017 году президент страны Ильхам Алиев подписал распоряжение о дополнительной поддержке развития лошадей карабахской породы.
Выставка "Живое наследие", приуроченная к 100-летию АДР и 100-летию Латвийской Республики, организованная Министерством культуры Азербайджана, Посольством Латвии в Азербайджане и Музейным центром, радовала бакинцев и гостей города, повествуя о живой легенде Азербайджана - карабахском скакуне. Ее работы - это мощный эмоциональный выплеск, который, не отпуская, берет в плен очарования. И хочется, чтобы это очарование длилось как можно дольше…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: