27 Апреля 2024

Суббота, 09:05

СУД ИДЕТ ИЛИ УХОДИТ?

Перспектива распада Международного уголовного суда ничего хорошего человечеству не сулит

Автор:

15.01.2019

"В мире, где с каждым днем становится все меньше норм, единственное по-настоящему эффективное правило - это знать, что может сойти вам с рук. Сегодня сойти с рук может очень многое", - считает Роберт Малли, бывший специальный помощник президента США по вопросам Ближнего Востока при Бараке Обаме, а ныне президент Международной группы по предотвращению кризисов. В статье, опубликованной американским изданием Foreign Policy, Малли обращает внимание на десять перспективных конфликтов 2019 года. Автор утверждает, что по мере заката эпохи неоспоримого глобального господства США международный порядок все больше погружается в хаос. А одной из главных причин этого процесса является то, что такие инструменты коллективной ответственности, как Международный уголовный суд (МУС), игнорируются и недооцениваются. Однако главным парадоксом в этом рассуждении выглядит то, что именно США изначально игнорировали и недооценивали МУС. Так что же такое МУС и насколько он влиятелен в современном мире? 

 

История возникновения МУС

Нюрнбергский и Токийский процессы, осудившие виновных в совершении военных преступлений, преступлений против мира и человечности во время Второй мировой войны, оказали огромное влияние на формирование международного уголовного права. Именно на этой почве еще 70 лет назад в принятой Генассамблеей ООН резолюции отмечалась необходимость создания специального юридического органа. Предполагалось, что "данный орган на постоянной основе занимался бы уголовным преследованием персон, ответственных за совершение преступлений геноцида и других преступлений аналогичного толка". Но из-за разногласий в определении понятия "агрессия" Генассамблея ООН свернула эту работу. Реалии же биполярного мира и "холодной войны", в рамках которой велась жесткая борьба двух идеологий, и вовсе не способствовали поднятию вопроса о создании МУС. И только на рубеже 80-90-х годов прошлого века, после окончания "холодной войны" и распада СССР, а также капитуляции новых российских властей перед Западом практически во всех сферах, этот вопрос снова встал на повестку дня. На 52-й сессии Генассамблеи было принято постановление о созыве в Риме дипломатической конференции с участием всех государств по данной проблематике. В июле 1998 года 20 стран подписали Римский статут, который стал правовой основой для создания МУС, первого постоянного международного органа уголовного правосудия. 

 

Кто - за, кто - против

МУС, не являющийся частью ООН, свою деятельность осуществляет как независимая международная организация. Из стран - членов ООН Римский статут ратифицирован только 121 страной. 31 государство его не ратифицировало, хотя и подписало, а 41 страна вовсе не видела необходимости в подписании этого документа. Примечательно, что среди последних три постоянных члена СБ ООН - Россия, США и Китай, а также Индия, Израиль и Иран, которые придерживаются антагонистической политики по отношению друг к другу. 

Хотя Россия в сентябре 2000 года подписала Римский статут, но ратифицировать его не захотела, в результате чего не стала членом МУС. Тем не менее она, сотрудничая с МУС, участвовала в его работе как страна-наблюдатель. Но примерно два года назад президент России Владимир Путин издал распоряжение "О направлении генеральному секретарю ООН уведомления о намерении РФ не стать участником Римского статута МУС". Вполне возможно, что такой шаг российского президента является одним из асимметричных ответов Вашингтону в контексте жесткого противостояния на фоне событий, происходящих в Сирии и Украине. Тем более что, как было указано выше, США были одной из немногих стран, яро и принципиально возражающих против самой идеи создания МУС. Вашингтон расценивал данную организацию как ограничивающую суверенитет государств и наделенную неопределенно широкими полномочиями. Именно поэтому, подписав Римский статут, как и Россия в 2000-м, через два года Вашингтон отозвал свою подпись. Примечательно, что, подписывая документ, тогдашний глава Белого дома Билл Клинтон заявил, что пока США в полной мере не ознакомятся с работой МУС, Вашингтон не ратифицирует его. Во времена правления Джорджа Буша-младшего, который полностью отказался от Римского статута, утверждая, что он нарушает национальные интересы и суверенитет США, был принят специальный Закон о защите американского персонала за рубежом. Он разрешал применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-либо государства по ордеру МУС. 

Таким образом, при любом раскладе юрисдикция МУС не распространялась на сами США и их граждан. Более того, Вашингтон заключил с рядом государств двусторонние соглашения, возлагающие на них обязательство не выдавать подозреваемых американских граждан МУС. В противном случае Вашингтон грозил прекращением им военной помощи и какой-либо другой поддержки. Тут, в принципе, особых претензий не предъявишь, так как речь идет о двусторонних отношениях. Хотя страна, позиционирующая себя главным защитником демократических и либеральных ценностей, в вопросе справедливого наказания за военные преступления даже собственных граждан должна проявить большую щепетильность, нежели все остальные государства. Наоборот, Вашингтон продемонстрировал диаметрально противоположную позицию. В сентябре прошлого года помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, обвиняя МУС в превышении полномочий, открыто пригрозил прокурорам этой инстанции, заявив, что на них могут быть наложены визовые ограничения. По его утверждению, если они будут "злоупотреблять своими полномочиями" и начнут расследовать деяния американцев, то могут быть жестко наказаны, вплоть до преследования в США: "Мы дадим ответ МУС и его персоналу в той степени, в какой это допускается американским законодательством. Мы наложим санкции на их средства в рамках финансовой системы США, мы будем преследовать их в рамках уголовной системы. Мы сделаем то же самое против любой компании или штата, которые помогают расследованию МУС в отношении американцев". Естественно, что аналогичные меры могут быть применены также к странам, сотрудничающим с МУС в расследовании "неблаговидных" действий граждан США. Такой подход Дж.Болтон пытался оправдать тем, что МУС угрожает суверенитету и интересам национальной безопасности США. 

Инстанция выносит свои решения в отношении стран независимо от того, присоединились ли они к Римскому статуту или нет. Более того, структура МУС противоречит фундаментальным американским принципам и системе разделения властей. Причем отсутствуют механизмы, обеспечивающие адекватную ответственность самого МУС или же возможность в случае необходимости ограничить его полномочия. А такое положение ставит МУС выше американской Конституции. Вместе с тем, судя по всему, проблема совсем в другом. А именно в намерении МУС расследовать действия американского военного контингента в Афганистане, в связи с чем чуть более года назад прокурором этой структуры был сделан запрос. Справедливости ради следует отметить, что такое расследование не было инициировано ни самим Кабулом, ни какой-либо другой страной, являющейся участником Римского статута. Да и вряд ли Афганистан, где американский военный контингент и многочисленные ЧВК (частные военные компании) обосновались основательно, а также какие-либо другие страны направят запрос по этому поводу. Тем более что США ставят свою юрисдикцию выше всех международных правовых норм. А вот МУС по собственному почину может инициировать официальное расследование против американских военных, которых Дж.Болтон называет патриотами. 

 

"Международный суд белых людей"?

При таких разночтениях намерение некоторых государств, в особенности представляющих Африканский континент, покинуть МУС вовсе неудивительно. В частности, более двух лет назад Гамбия, ЮАР и Бурунди уже отозвали свои подписи, объяснив это предвзятой деятельностью МУС. Аналогичную возможность рассматривают также Кения, Уганда, Намибия и Филиппины. По их мнению, МУС проявляет особую ретивость исключительно в расследовании событий в Африке, а военным преступлениям западных стран не уделяется должного внимания. В данном контексте весьма показательно заявление министра информации Гамбии Ш.Божанга: "Существуют, по крайней мере, 30 западных стран, с момента самого создания МУС совершившие чудовищные военные преступления против суверенных государств и их граждан. Но ни одна из стран Запада не попала под суд за военные преступления, ни один преступник не был наказан". При этом аббревиатуру ICC (МУС) можно расшифровать не как Международный уголовный суд, а как Международный суд белых людей. Недовольство большинства стран подкрепляется также тем, что девять из десяти текущих расследований МУС затрагивают именно события в Африке. Не исключено, что у МУС есть веские основания для этих расследований. Но страны, выражающие свои претензии, акцентируют внимание на том, что одновременно есть немало доказательств преступлений западных стран, которые к тому же демонстративно пренебрегают не только Римским статутом, но также международными правовыми нормами. Вот только почему-то до сих пор МУС проявлял к ним удивительную лояльность. Взять хотя бы события в Афганистане и Ираке, куда вторглись США и их союзники по ложному обвинению, в чем в июле 2016 года публично признался экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр. На основании таких же ложных обвинений западная коалиция вторглась в Ливию, которая, захлебнувшись в гражданской войне, в конечном счете практически потеряла государственность. А МУС упорно добивался выдачи сына бывшего ливийского лидера Муамара Каддафи - Сейфа аль-Ислама, хотя ливийский суд освободил его в апреле 2016 года по амнистии, объявленной правительством в Тобруке. 

Сегодня, на фоне жесткого противостояния США и России, в которое вольно или невольно вовлекается все больше и больше стран, перспектива распада МУС, имеющего, возможно, определенные недостатки, человечеству ничего хорошего не сулит. Его наличие хоть в какой-то мере способствует ограничению разнузданности некоторых персон и стран, хотя сильные мира сего и выпадают из этого списка, а вернее исключают себя из него. Но полное развязывание рук в конечном счете может привести лишь к войне всех против всех. 

В свое время Даг Хаммаршельд, бывший генеральный секретарь ООН, говорил: "ООН была создана не для того, чтобы привести человечество в рай, но чтобы спасти его от ада". Сегодня мы можем сказать те же слова применительно и к МУС.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

305


Актуально