26 Апреля 2024

Пятница, 16:01

НЕИЗМЕННЫЙ ФОРМАТ

Попытки Армении сорвать рассчитанные на результат субстантивные переговоры по карабахскому урегулированию провалились

Автор:

01.04.2019

В Вене 29 марта при посредничестве и участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялась встреча президента Ильхама Алиева и премьер-министра Никола Пашиняна. Это была первая официальная встреча после годичного перерыва, вызванного пертурбацией власти в Армении. Вначале лидеры Азербайджана и Армении провели продлившуюся более двух часов беседу один на один. Затем переговоры продолжились с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министров иностранных дел сторон. Все участники встречи отметили, что она прошла в конструктивном ключе. По ее итогам сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию Игорь Попов (Россия), Стефан Висконти (Франция) и Эндрю Шефер (США) распространили заявление, в котором говорится, что Ильхам Алиев и Никол Пашинян подчеркнули важность принятия шагов для мирного решения конфликта, подтвердили механизм оперативной связи и договорились о ряде гуманитарных мер. Отметив предыдущую встречу в Душанбе, президент Алиев и премьер-министр Пашинян подтвердили готовность укрепить режим прекращения огня. Была достигнута договоренность по ряду гуманитарных мер. Также лидеры Азербайджана и Армении отдали распоряжения главам МИД встретиться с сопредседателями в скором будущем и договорились о продолжении прямого диалога.

Отвечая на вопросы ТАСС сразу после встречи, президент Ильхам Алиев подчеркнул, что обсуждались вопросы, связанные с укреплением мер доверия, так как, по мнению главы Азербайджана, переговорный процесс должен быть поддержан и гуманитарными акциями. "Но я считаю, что важным является то, что формат переговоров остался неизменным. Переговоры ведутся между Арменией и Азербайджаном, как это уже было многие годы. Второе - переговорному процессу дан новый толчок. Это тоже важно. Мы очень позитивно оценили заявление сопредседателей Минской группы от 9 марта, - вы, наверное, с ним знакомы, - в котором говорится о том, что изменение переговорного формата может быть только по согласию двух сторон. Азербайджанская сторона согласия на это, естественно, не дала. Поэтому в принципе мы вернулись к ситуации, когда нужно продолжать вести субстантивные переговоры", - сказал президент в интервью ТАСС. Глава государства подчеркнул, что переговорный процесс должен быть ориентирован на результат. Для Азербайджана на первом месте стоит вопрос деоккупации его международно признанных территорий в рамках международного права, Хельсинкского заключительного акта и четырех резолюций Совета Безопасности ООН, требующих немедленного и безоговорочного вывода армянских сил с оккупированных территорий.

Следует напомнить, что вопрос о формате переговоров чуть не стал камнем преткновения для возобновления переговорного процесса. Новый премьер-министр Армении Никол Пашинян с "революционной легкостью" попытался изменить сложившийся на протяжении многих лет переговорный формат посредством включения в него представителя марионеточного сепаратистского режима Нагорного Карабаха. Косвенно это приводило к обнулению всего наработанного за два десятилетия посредническими усилиями Минской группы ОБСЕ, а как минимум надолго застопорило бы переговорный процесс. Путанные и неубедительные аргументы армянского премьера не получили поддержки ни в ОБСЕ, ни в Евросоюзе. Судя по всему, и в Москве, куда накануне венской встречи конфиденциально наведался глава МИД Армении Мнацаканян, посоветовали не настаивать на своем предложении, так как виновником срыва переговоров стала бы армянская сторона с вытекающими из этого негативными последствиями. 

Никол Пашинян с упорством, достойным лучшего применения, продолжил по инерции бурчать о том, что не уполномочен говорить и принимать решения за Нагорный Карабах и что без их представителей все равно никакого прогресса в мирном урегулировании не достичь. Однако осознав, что затягивать по надуманному предлогу переговоры опасно, прибыл в Вену и полноценно включился в них. Об итогах состоявшейся встречи Пашинян по обыкновению высказался путанно и несколько разочарованно. "Не могу сказать, что в переговорном процессе произошел перелом, или революция, или какое-то сверхсобытие. Но очень важно, что начался процесс, который дает нам возможность говорить о наших повестках, наших представлениях, задачах. Когда я говорю, что оцениваю встречу положительно, это не означает, что на встрече кто-то проиграл, а кто-то выиграл", - сказал он на встрече с армянской диаспорой Австрии. По возвращении домой Никол Пашинян в ходе прямого эфира в Facebook отметил, что в Вене он поднимал вопрос о трактовке тех или иных положений известных Мадридских принципов, косвенно подтвердив этим тот факт, что уклониться от выработанной при посредничестве Минской группы ОБСЕ переговорной платформы ему не удалось. 

Резюмируя оценки участников венской встречи, а также итоговое заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, можно констатировать, что в Вене дан старт новому переговорному раунду по мирному урегулированию конфликта; укрепление режима прекращения огня, осуществление мер доверия и гуманитарных акций будут идти параллельно с субстантивными переговорами. Главы МИД конфликтующих сторон и сопредседатели Минской группы в тесном контакте должны поддержать энергичный темп переговоров и провести подготовительную работу для проведения следующей встречи лидеров Азербайджана и Армении.

Международное сообщество позитивно оценило состоявшуюся армяно-азербайджанскую встречу. Так, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини отметила, что усилия президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Вене и их готовность к укреплению перемирия вселяют надежду. В распространенном по этому поводу заявлении дипслужбы ЕС говорится: "Обнадеживает приверженность лидеров укреплению режима прекращения огня и созданию обстановки, благоприятствующей миру, а также их заявленная готовность предпринять дальнейшие шаги в направлении переговоров, ориентированных на достижение конкретных результатов". Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш также приветствовал первую официальную встречу лидеров Азербайджана и Армении в Вене 29 марта. Об этом сообщается на сайте организации. Он поддержал стремление сторон к укреплению режима прекращения огня и решению гуманитарных вопросов, а также продолжению диалога в целях мирного урегулирования конфликта.

Из вышесказанного преждевременно делать вывод, что дорога к миру проложена и дело за дипломатами и посредниками, чтобы сблизить позиции и найти взаимоприемлемые формулировки для соответствующего мирного соглашения. К сожалению, это далеко не так. Хотя политикам, к каковым в силу депутатского статуса относится и сам автор данной статьи, положено быть оптимистами, опыт предшествующих переговорных раундов в формате Минской группы дает основание для скептических ожиданий. Тем более что в преддверии и даже в ходе венской встречи лидеров Азербайджана и Армении ряд высокопоставленных членов правительства Никола Пашиняна сделали вызывающие и безответственные заявления. 

Достаточно вспомнить главу СНБ Вациняна, выдавшего в Нагорном Карабахе перл о том, что армянская сторона не освободит ни пяди захваченной земли и нагло анонсировавшего план строительства на территории оккупированного Физулинского района на реке Араз поселка для армянских переселенцев. Министр обороны Давид Тоноян пошел еще дальше, заявив на встрече с армянской общиной Нью-Йорка, что "переформулировал формат "территории в обмен на мир" на прямо противоположный - "новая война за новые территории" и что не будет никаких уступок, но возможны компромиссы". Сообщая об этом, "Голос Америки" приводит цитату, свидетельствующую об агрессивных планах армянского главы горе-вояки: "Мы выйдем из этой окопной ситуации, постоянного оборонного состояния. Мы увеличим число тех подразделений, которые могут перенести военные действия на территорию противника".

Казалось бы, к подобной браваде следовало отнестись с некоторой иронией. Ведь для реализации своих планов Армения, испытывающая большой дефицит демографических и финансовых ресурсов, не имеет реальных возможностей. Убыль населения, в особенности призывного возраста, усиливается. Внешняя задолженность Армении давно подошла к критической черте 60% ВВП. Внешних заимствований в ближайшие годы едва-едва будет хватать для выплаты по предыдущим долгам, в экономику и бюджет они не попадут. Пашиняну в Брюсселе и Вашингтоне, куда он наведывался с целю получить поддержку "армянской революции", дали мизерную финансовую помощь, объяснив, что без продвижения карабахского урегулирования и открытия границ с Азербайджаном и Турцией Еревану не следует ожидать увеличения помощи и масштабных прямых инвестиций. Однако не следует недооценивать опасный авантюризм новых армянских властителей. Если ресурсов на большую и длительную войну Армения и не имеет, но вполне в состоянии организовать опасную провокацию. Навязать Азербайджану угодный армянам мир, легализующий хотя бы часть территориальных захватов, не получается. Сохранение Арменией нынешнего состояния "ни мира, ни войны" неопределенно долго становится, во-первых, трудным, а, во-вторых, сопровождается увеличением разрыва экономического и военного паритета в пользу Баку. В этой ситуации у армянских лидеров может возникнуть опасное желание взорвать ситуацию, согласно правилу "лучше ужасный конец, чем ужас без конца". Именно на этот случай Азербайджан укреплял военную мощь и в отличие от бравирующих армянских политиков свои возможности демонстрирует не громогласными заявлениями, а реальными закупками современного вооружения и масштабными военными учениями. Так что мирные переговоры, меры доверия и гуманитарные акции своим чередом, но, как говорится, "порох нужно держать сухим".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

292


Актуально